Острова в тумане или посидим у моря. Часть 7

30 Апр 2017,  
Рубрика: СТАТЬИ

Атолл Мидуэй относится к Гавайским островам, но располагается на отшибе, довольно далеко от основной массы этих островов. На нём нет полезных ископаемых, и даже пригодной для человека земли очень мало – всего около шести квадратных километров. (Площадь внутренней лагуны – около шестидесяти кв. км.) Атолл является птичьим раем – там гнездятся миллионы морских птиц. В настоящее время Мидуэй является природным заповедником, и постоянного населения не имеет.

Главная ценность Мидуэя – в его стратегическом положении. Атолл находится на половине пути из Америки в Азию, почти в самом центре северной части Тихого океана. В годы Второй мировой войны тут располагалась американская военная база. База была закрыта, когда кончилась эта война, и снова открыта в связи с Корейской войной. Когда война в Корее закончилась, Мидуэй снова опустел. При современных обстоятельствах США не нуждаются в базе посреди Тихого океана.

Но тогда, летом 1942 года, близ этого атолла развернулось морское сражение, изменившее ход войны на Тихом океане.

Итак, японская армада покинула гавани острова Хасира и отправилась на восток. Шли тяжелые авианосцы, утюжили море линкоры, и за каждый день эскадра потребляла столько топлива, сколько в мирное время тратила за год. Это я говорю, чтобы уважаемые читатели поняли, какая затратная вещь – война, и почему при ней гораздо больше людей гибнет от голода, чем от самих военных действий…

Благодаря хорошей работе своей разведки, американцы взломали японские секретные коды, и знали о намерениях японцев почти всё. Не стал для них тайной и запланированный захват Мидуэя. Уже 3-го июня японская эскадра была обнаружена американскими самолётами-разведчиками.

К 4 июня эскадра адмирала Нагумо находилась близ Мидуэя и готовилась к атаке. В 4.30. утра 108 японских самолётов первой волны поднялись с палуб авианосцев, и легли на боевой курс.

Бомбежка Мидуэя, однако, принесла мизерные результаты. Американцы вовремя среагировали, и всё, что могло летать на Мидуэе, поднялось в воздух. 26 американских истребителей вылетели на перехват.

Воздушный бой закончился поражением американцев. Японские лётчики продемонстрировали превосходящую боевую выучку (на тот момент), а их «зеро» намного превосходили американские «буффало» и «уайлдкэты». Американцы сбили два японских истребителя и два бомбардировщика, но сами потеряли 15 истребителей, а из вернувшихся на базу семь уже не подлежали ремонту.

Ответный удар американцы нанесли через полтора часа. Поскольку почти все истребители на Мидуэе погибли, бомбардировщики и торпедоносцы летели без прикрытия, и гибли массово.

Первая атакующая группа из десяти самолётов натолкнулась на шквальный зенитный огонь. Ни одна из брошенных торпед не попала в цель, а на базу вернулись только три машины, из которых две разбились при посадке.

В 8.00 над японскими кораблями на большой высоте прошли 14 бомбардировщиков В-17 («Летающая крепость»). Эта группа потерь не имела, но и все бомбы, сброшенные ими на японские корабли, в цель не попали.

Следующими японцев атаковали 16 пикировщиков «даунтлесс», но вместо пикирования они шли обычным горизонтальным полётом. Слабо обученные американские лётчики просто не умели пикировать. Семь американских самолётов были сбиты «зеро», а шесть пострадали так сильно, что едва смогли вернуться на базу.

11 бомбардировщиков «виндикейтор» даже не сумели подобраться к японским авианосцам. Они сбросили бомбы на линкор «Харуна», который избежал попаданий. Из этой группы были сбиты два самолёта.

В ходе первой фазы сражения была уничтожена половина всей американской авиации, базировавшейся на Мидуэе, а японские корабли не получили никаких повреждений!

И тут японский адмирал Нагумо допустил роковую ошибку. Он приказал дождаться, когда американские самолёты вернутся на Мидуэй для заправки, и тогда атаковать аэродромы второй раз. Эта было заведомо ошибочное решение, так как оно оставляло японские авианосцы без воздушного прикрытия (что абсолютно недопустимо!), а главное, совершенно игнорировалась возможность появления американского флота.

Таким образом, японские самолёты первой волны возвращались для заправки на свои авианосцы, а самолеты второй волны в воздух не поднимались. Более того, с них начали снимать торпеды и менять на бомбы. (Эта часть самолётов предназначалась на случай встречи с американским флотом, и была в постоянной боеготовности).

В общем, на японских авианосцах возникла толчея. Самолёты первой волны, бомбившие Мидуэй, возвращались, а вылет второй волны задерживался. Не имея времени, японские авиатехники снимали торпеды и клали их прямо на палубы. Там же стояли цистерны с авиационным горючим.

И вот тут-то, как гром среди ясного неба, пришло донесения самолёта-разведчика: к Мидуэю спешит американский флот, и авианосцы там тоже имеются!

Японский адмирал «затупил», и вместо того, чтобы срочно поднять в воздух вторую волну, приказал снова менять вооружение с бомб на торпеды. Эта ошибка решила исход сражения.

С палуб американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» поднялись в воздух 67 бомбардировщиков, 29 торпедоносцев и 20 истребителей. Вслед за ними летели 12 бомбардировщиков, 12 торпедоносцев и 6 истребителей с авианосца «Йорктаун».

До цели, правда, добрались далеко не все. Часть пикировщиков вообще не нашли японскую эскадру, и частично вернулись назад на свои авианосцы, частично приземлились на Мидуэе. Тринадцать самолётов упали в воду после того, как у них кончилось горючее. Часть истребителей просто потерялись в пути.

Но 15 торпедоносцев с «Хорнета» хоть и отстали от основной группы, сумели выйти точно на цель. Все они были сбиты возле самых японских кораблей, в живых остался лишь один лётчик, прятавшийся в воде под резиновым сиденьем.

Вслед за первой группой в бой вступили торпедоносцы с «Энтерпрайза». Из них 10 были сбиты, и лишь четыре вернулись обратно на корабль. Попаданий в японские корабли по-прежнему не было.

Самолёты с «Йорктауна» ждала та же участь. Японцы связали воздушным боем истребители, а торпедоносцы расстреливали один за другим. Лишь два самолёта вернулись на свой авианосец. Несколько брошенных торпед прошли мимо цели. Попаданий в японцев снова не было!

Японцам уже казалось, что они выиграли сражение. Настроение у них было самое радужное. Уже поступил приказ адмирала поднять в воздух ударную группу. Уже первый истребитель прикрытия взлетел с палубы авианосца. И тут произошло событие, в корне всё изменившее.

Использовав аварийные запасы горючего, последняя группа американских торпедоносцев обнаружила японскую эскадру на самом пределе полётного радиуса. 38 «даунтлессов» нанесли удар в самый неподходящий для японцев момент. Удар оказался смертельным.

Четыре бомбы взорвались на авианосце «Кага», по три достались «Акаги» и «Сорю». В принципе, не очень много, и при иных обстоятельствах всё бы обошлось. Но палубы японских авианосцев были забиты бомбами, торпедами и цистернами с горючим. Началось форменное светопреставление.

Авианосцы «Кага» и «Сорю» превратились в сплошную массу огня. «Кага» ушел под воду, прихватив с собой 800 человек моряков и летчиков. 718 человек заживо сгорели на «Сорю». Команде с «Акаги» повезло больше. Они успели покинуть свой пылающий авианосец, и его потопил собственный эсминец.

Но даже после потери трех тяжёлых авианосцев японская эскадра превосходила силами американскую. Поэтому адмирал Нагумо приказал приблизиться к американцам и атаковать их силами корабельной артиллерии. Расчищать дорогу должны были самолёты с последнего японского авианосца – «Хирю».

40 последних японских самолётов атаковали «Йорктаун». 30 американских истребителей не смогли поставить надёжный заслон. Японцы потеряли 23 самолёта, но и сами сбили не менее 15 американских истребителей. Но самое главное – они сумели поразить «Йорктаун» тремя бомбами и двумя торпедами (японские торпеды были самыми лучшими в те годы, гораздо лучше немецких или американских).

«Йорктаун», однако, не спешил тонуть. Покинутый командой, он был потоплен японской подводной лодкой через два дня.

Американцы тут же отомстили «Хирю». Лишённый воздушного прикрытия, он был разбомблен и вскоре потоплен собственной командой.

С потерей последнего авианосца японская эскадра прекратила бой и отступила от Мидуэя. Это было первое крупное поражение Японии во Второй Мировой войне. (Напомню, что в войну Япония вступила только 7 декабря 1941 года, так что сражение на Халхин-Голе произошло за два года до этого). С потерей четырёх тяжелых авианосцев она лишилась 253 самолётов и 3500 человек.

Американцы одержали лишь случайную победу, по собственному признанию. Атака 38 «даунтлессов» решила исход сражения, а остальные экипажи, в особенности береговая авиация, показали слабую выучку и отвратительное взаимодействие. Кроме «Йортауна», американцы потеряли 147 самолётов и 307 летчиков.

Таков был итог битве при Мидуэе – сражении, в котором США остановили японское наступление на Тихом океане. Они по праву гордятся этой победой. И по сей день, вряд ли какая другая держава сможет повторить нечто подобное.

Наверное, моё повествование затянулось. Просто хотелось показать, как велась война на Тихом океане – война, которая ничем не напоминала нашу Великую Отечественную. Но была не менее опасной. Может быть, даже более…(конец той войны был отмечен двумя атомными «грибами»).

В августе 1942 года американцы, пребывая в приподнятом настроении после Мидуэя, решили высадиться на острове Гуадалканал (группа Соломоновых островов) и, таким образом, раз и навсегда устранить японскую угрозу Австралии.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 27 | 0,181 | Потребление памяти: 12.2 мб |