Острова в тумане или посидим у моря. Часть 1
На днях включаю я «ящик», а там платные патриоты обсуждают итоги визита В. В. Путина в Японию. Так и сахарят, так сиропчиком и поливают. За версту от телевизора горбачёвщиной потянуло. Толерантностью с консенсусом и «новым мЫшлением». В ту пору было также: как подпишет Шеварднадзе очередной провальный договор, так СМИ начинают из этого дерьма конфетку лепить. Дескать, поглядите, что там высокое начальство намЫшляло.
Разумеется, сейчас другой век, Советский Союз приказал долго жить (точнее, ничего он не приказывал, его растащили с такой скоростью, что даже не потрудились юридически оформить эту растащиловку). И высший пост занимает не Горбачёв, а Путин. Но все пропагандистские приёмы остались без изменений (ничего другого и не придумать).
Итак, если верить официальным документам (тем, которые сочли нужным предъявить для публики), Россия сохраняет за собой южную часть Курильской гряды. Но допускает туда японских барыг в практически неограниченном количестве: сейчас это называется взаимовыгодным сотрудничеством. (В годы Второй мировой войны японцы называли это «великой восточноазиатской сферой совместного процветания»). Не знаю, действительно ли в Кремле верят подобный способ решения проблем, быть может, действительно верят. (Завалить деньгами проблему – это уже стало традицией во внутренней политике РФ, и возможно, внутренний опыт перенесли в политику внешнюю). Но мне почему-то кажется, что сами японцы не сомневаются в конечном переходе Курильской гряды в состав своего государства, это только вопрос времени. А время работает на них, и ждать они умеют. Сейчас объясню, почему я так думаю.
В подобной мысли меня особенно укрепил подарок главного японца (не помню его ФИО, да оно мне без разницы, мне с ним не коров пасти) Путину. Среди прочего, главяпонец подарил картину «Прибытие эскадры адмирала Путятина в Японию». Подарок со смыслом, и наверняка Путин это понял. Когда-то всякие европейцы (Россия в том числе) приплывали эксплуатировать японских «чурок», а теперь японцы приплывают в другие страны – с той же целью. Как говорится в старом армейском анекдоте: «Я своё откукарекал, теперь ты кукарекай!»
Причём намёк очень тонкий, формально никак не подкопаешься. Дескать, обычная картиночка, посвящённая сотрудничеству России и Японии, не более того! Чтобы понять её смысл, надо немного знать историю взаимоотношений Японии с внешним миром.
Япония, как известно, островная страна, и в силу этого обстоятельства почти никогда не имела сухопутных границ. (Была граница с айнами, но этот первобытный народ реальной угрозы не представлял). Казалось бы, никаких зловредных соседей, живи себе и радуйся!
Увы, человеческая натура – вещь зловредная. Если нет воинственных соседей, то страна начинает воевать сама с собой, чем Япония и занялась. Угроза монгольского завоевания в 13-м веке на короткое время сплотила правящие кланы, но потом всё пошло на старый лад. Как нетрудно догадаться, японская жизнь в ту пору была далеко не сахарной. Бесконечная война всех против всех порождала изуверское отношение к людям, да и к себе. (Один обычай выпускать самому себе кишки (харакири) чего стоил, а ведь кроме него, существовали и сходные).
Нет, на короткое время, бывало, наступал шаткий мир, но только на короткое, пока перерезанные господа не размножатся вновь! Нетрудно понять, каково было японскому простонародью в ту пору.
Положение стало меняться к лучшему в шестнадцатом веке. Всему бывает конец, пришёл он и для бесконечной японской войны. Наконец-то драчливые даймё (японские бояре) были побеждены, и в стране установился так называемый токугавский сегунат. Сёгун (воевода) стал фактическим правителем страны, его власть передавалась по наследству. Микадо, император, был правителем формальным и церемониальным. Его все уважали, все перед ним преклонялись, но реальной власти он не имел.
На то время это был огромный шаг вперед. Прекратились всем надоевшие феодальные войны, японские бояре стали слугами государства и уже не смели своевольничать. Власть сёгуна была так крепка, что он даже провел земельную реформу и дал земельные наделы всем крестьянам, отобрав земли у феодалов. И это в тесной, малоземельной стране!
Но тут стали возникать проблемы со стороны. Тогдашняя Япония отнюдь не была закрыта для иностранцев. Купцы, в том числе европейские, приплывали туда свободно. И вот, в 1549 году туда приехал некий Франциск Ксаверий, иезуит. Пробыл он в Японии всего два года, но последствия его деятельности пришлось расхлёбывать много лет.
Дело в том, что в ту пору от католической церкви отпало много стран, и вообще, был момент, когда сам святой престол в Риме был под угрозой. Отбив первый натиск лютеран и прочих реформатов, отдышавшись, патеры перегруппировались и пошли в контратаку. Были уволены самые одиозные личности католической иерархии, вызывавшие особое озлобление народов своим скотским поведением. Патерам было приказано вести себя подобающим образом, прекратить демонстративный разврат и жлобство. Возник и очень быстро окреп орден иезуитов (фактически, папская спецслужба).
Таким образом, патеры планировали вернуть утерянные земли, или возместить потерю за счёт новых земель по всему глобусу. Повсеместно усилился натиск на православных и язычников. Издевательства католических панов и ксендзов привели к гражданской войне на Украине и её отпадению от Польши – это всем известный факт. Были и другие, менее известные: иезуитское государство в Бразилии, и попытка создать оное в Японии.
Ну, так вот, результатом иезуитской пропаганды стал бурный рост католицизма на японских островах. Понятно, что одной пропагандой дело не ограничивалось, агитировать простонародье нужно, но только как довесок к основной работе. Основная же работа любого (подчёркиваю – любого!) проповедника заключается в охмурении власть имущих. Только тогда любая религия (ещё раз подчёркиваю – любая) сможет стать господствующей.
(Христос никого не подкупал и агитировал голытьбу – и как простой народ его отблагодарил, все знают?)
Имея в избытке золото, и не будучи особо стеснёнными христианскими принципами, иезуиты просто подкупали очередного даймё (боярина), а тот в приказном порядке крестил своих подданных. Затем приказывали убираться вон всем буддистам, а тем, кто упорствовал, рубили головы. Сотнями уничтожались буддистские храмы.
Но, как это всегда бывает, получив реальную власть, европейцы уже не нуждались в христианской ширме. Начались бесконечные интриги, заговоры, по всякому поводу отлучали от церкви. Новоявленных японских «братьев по Христе» стали во множестве вывозить за границу и продавать в рабство (Ну, как прибалтов во времена Ливонского ордена – технология давно освоенная).
Центральная власть в Японии в те годы была в процессе укрепления, но ещё не укрепилась, и этим объясняются феноменальные успехи католиков. (Интересно, что в европейских фильмах всё это показывается под другим углом зрения: напирают на жестокости феодальной Японии, но не замечают своих).
В конце концов, в 1587 году микадо требует от европейцев покинуть страну. Но пастыри уже купили власть на местах, сбросили личину «смирения», и открыто смеялись над императором. Конец тебе, глупый япошка, была страна твоя, стала наша!
Нет, микадо не стал сразу рубить головы. Прошло несколько лет, и, видя, что на его указы кладут болт, император приказал в 1595 году схватить и казнить самых зловредных иезуитов.
Видя такое дело, патеры переменили тактику и стали заглатывать Японию по кускам. С этой целью резко усилилась их деятельность на юге, всё шло к созданию отдельного, сепаратного государства. Католики усилились настолько, что уже стало возможным силовое отделения части страны. Сёгун был поставлен перед выбором: погубить Японию или погубить иезуитов, третьего было не дано.
Но и тут кровопролитие началось не сразу. Поначалу были схвачены и вывезены из страны около трехсот проповедников, не более того. Оказалось – мало, и на следующий год сёгуну пришлось предпринять поход на Осаку – главное гнездо мятежа. Тогда было порублено около ста тысяч местных христиан. Затем последовал указ о высылке из страны всех христиан-европейцев.
Однако в 1637 году иезуиты всё-таки сумели поднять мятеж и захватить замок Шимбара на Киу-Сиу. Но взбаламутить страну им не удалось, и после двухмесячной осады замок был взят, мятежники перебиты. Лишь немногие смогли удрать на Формозу (Тайвань).
Поскольку от иностранцев было так много неприятностей, то последовал императорский указ о том, что отныне ни один иностранец не смеет селиться в Японии, и ни один японец не покинет страну.
Конечно, были исключения. Голландцы-протестанты не участвовали в этой смуте, ограничиваясь только торговлей, и их оставили в стране. Для торговли с Голландией оставили открытый порт Нагасаки.
А сама Япония закрылась от внешнего мира на два столетия, и её «открытие» было отнюдь не добровольным.
Шли годы. Свободных мест на глобусе оставалось все меньше и меньше. Время от времен какая-либо европейская держава пыталась наладить торговлю с японцами, но послам давали от ворот поворот.
Во время первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. адмирал И. Ф. Крузенштерн, выполняя предписания петербургского двора, прибыл в Японию. Но корабль тут же разоружили, команде запретили сходить на берег. Полгода тянулись бюрократические проволочки, результат был предсказуем: пусть не ходят к нам на двор, вот и весь наш разговор! А Япония жила в изоляции, и не выказывала ни малейшего желания вступать в любые отношения с внешним миром.
Сёгуны потихоньку отменили право наследственного владения землёй, и, таким образом, превратили даймё и вообще, самураев, в придворную знать: блестящую, но безвластную. Жили они отныне на одну зарплату, и, естественно, из них стала складываться японская интеллигенция. А где интеллигенция, там и недовольство. К середине 19-го века в стране началось брожение, отягощенное сменой власти (почти одновременно умерли император и сёгун).
В 1853 году в бухту Иедо прибывает флотилия американского адмирала Пэрри. Угрожая пушками паровых фрегатов, американцы требуют свободной торговли, ну и всего, что с ней связано: открытия страны, право селиться в ней иностранцам, право устанавливать торговые пошлины и прочие выплаты по своему усмотрению, право экстерриториальной неприкосновенности для бизнесменов, и т.д, и т.п. Говоря по-современному, требуют открытого общества: открывайте карманы, сейчас в них будут шарить!
Демонстрация силы, плюс внутренняя нестабильность привели к тому, что новый сёгун растерялся и принял ультиматум американцев. Что тут началось! Видя, что японцы очканули, моментально прибыла русская эскадра адмирала Путятина, а потом английская. Требования, ясное дело, у всех были одни и те же.
(Окончание следует)