Меж холмов

24 Апр 2013,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

На прошлой неделе пришла, наконец, настоящая весна. Подул юго-западный ветер. Он прогнал застоявшийся холод: даже ночью температура не опускалась ниже ноля градусов. Снег быстро сошел с полей, и лишь в лесу, в тени деревьев белеют рыхлые сугробы. Реки вскрылись, и птичий базар на Великой разлетелся сам собой: некогда попрошайничать, пока вить гнёзда.

20 апреля группа «Поиск» выехала в очередную экспедицию. Было решено поработать в районе Уткино: на тамошних холмах наверняка уже сухо. Мы выехали на Киевскую трассу и покатили в сторону Пскова.

Первая неожиданность: ручей Щепец, почти пересохший зимой (смотрите статью «Заячья крепость»), разлился так, что глаз с трудом охватывал водную ширь. Через неделю-другую вода, конечно, спадет, оставив в ямах много рыбы: будет пир для оголодавших аистов.

С Киевской трассы мы свернули на просёлок. Речка Многа тоже разлилась, хотя и не так широко. Обычный паводок, как в 60-70-х годах прошлого века. Просто мы отвыкли от снежных зим и обильных весенних разливов за последнее время.

За Горбово пересаживаемся в кузов уазика: перед у него и так перегружен, надо прижать зад, чтобы улучшить сцепление с дорогой. Попробуем прорваться до самого места.

К нашему удивлению, это удалось. Под слоем жидкой грязи была промерзшая почва, Валера, опытнейший водитель, гнал машину с хорошей скоростью, и мы доехали без особых проблем.

Псковские товарищи были уже на Уткине, и в ожидании нашего приезда исследовали местность. Приветствуем друг друга, здороваемся, и сразу хорошая новость: Сергей Егоров обнаружил советскую каску близ дороги. Не дожидаясь ритуального чаепития, несколько человек во главе с Михайлычем приступают к раскопкам. Разбитый череп, пальцы, рёбра…

01

            Несомненно, это останки красноармейца. Летом 1944 года он с боем взошел на эту высоту, залег в придорожной канаве, да так и остался в этом месте на 69 лет. Взрывом засыпало яму, и никто его не нашел: ни немцы, ни свои. Пока Сергей Егоров не прошелся тут с металлоискателем и не обнаружил его каску…

Наград, надписанных вещей у красноармейца с собой не было. Так и похороним безымянным. Как большинство наших бойцов.

Не успели мы собрать останки первого за этот сезон красноармейца, как в лагерь пришли Сергей Крылов с Романом (в этом выезде собрались три Сергея), и принесли останки второго красноармейца. По их словам, неподалёку они нашли следы работы черных копачей. На бруствере лежали раскиданные кости. Дело ясное: копачи забрали все, что можно продать, а ненужные им останки побросали. Поскольку эта публика работает, как правило, очень неряшливо, надо будет сходить туда ещё раз, и поискать основательнее. Илья берет найденную саперную лопатку и позирует перед фотоаппаратом – он, как может, помогает взрослым.

02

           03

04

            Так что день начался очень хорошо. Чаепитие, правда, получилось скомканным, но по очень уважительным причинам. Поскольку ходить всей толпой не имело смысла, мы разбились на группы и приступили к поиску.

Михайлыч, Сергей Егоров и я начали обследовать ближайшие окрестности. Металл встречался почти на каждом шагу, но в основном в виде металлолома. Бесформенные обломки легких советских танков, немецких пушек перемешивались с ломаными косами и вилами. Война прошла прямо по этой деревне. А после неё подбитую технику сволокли в кучу, разделали (в основном методом взрыва), собрали крупные обломки и отвезли в металлолом. Мы подбираем то, за чем поленились наклоняться тогдашние металлоломщики.

Но вот моя лопата зацепила что-то прозрачное. Так и есть – немецкая бутылка. Хотя, может быть, и французская. (Вермахт скупал всю продукцию тамошних виноделов). Главное, что найдена в военных слоях и буквы на донце не русские.  Вскоре Михайлычу позвонили: найдено что-то крупное, нужна помощь. Мы оставили Сергея, и пошли к тому месту.

           09sm

            Ветер меж тем разыгрался не на шутку. Красный флаг на вершине уткинской высотки не опадал. Тучи пришли в движение – вероятно, скоро выглянет солнце. Над нами пролетела стая гусей. Гуси спешили в северные страны на гнездовья. Кстати, сказка про мальчика Нильса, летевшего вместе с ними в Лапландию, довольно точно показывает гусиные повадки. Они будут лететь днём, а ночью выберут открытое место, где хороший обзор, и заночуют там. А всякие охотники, вроде лис или людей, будут подкрадываться к ним.

            05sm

            Находка оказалась отработанным двигателем от «катюши». Выкапывать её не имело смысла. Мы повернули вниз, и вместе с Валерой и Антоном принялись исследовать подошву холма.

В большом количестве встречались «хвосты» миномётных мин, осколки крупнокалиберных снарядов – типичный военный мусор. Иван нашел контейнер от немецкого снаряда. И проржавевший таз – ну, эта вещь явно деревенская, в музей не годится. Псковичи нашли советскую каску, но без бойца.

06sm 07sm

Нам надоело ходить без толку, и мы принялись раскапывать участок траншеи. Целиком, до дна. Земля на южных склонах уже оттаяла, и работа спорилась.

Над нами сделал круг аист. Должно быть, подумал: ну что за люди, дурью маются! – и улетел. Холодно ему ещё. И голодно.

Хотя… мы откапываем майских жуков (почва тут весьма плодородная), черви уже на самом верху, и лягушки вот-вот запрыгают. К сожалению, кроме этих представителей фауны находок мало. Несколько стреляных гильз, красный немецкий телефонный провод. Лишь перед самым обедом мы находим немецкую коробку от противогаза. Эдик открывает её: противогаз малость подгнил, однако номер сохранился, можно узнать фамилию владельца. Но нам личность фрица без надобности.

            08sm

            На обед мы сварили кашу. Правда, тем, кто не пришёл сразу, досталось поменьше, но на этот счёт немецкая народная мудрость гласит: «Ин гроссе фамилие клювом нихт клац-клац!» (Перевод, я думаю, не требуется).

После обеда ветер, наконец, порвал тучи, и выглянуло теплое солнышко. Лягушки запрыгали по полям. А вот и змея: вылезла на пригорок погреться. Услышала, что про неё говорят, и скрылась в своей норе. Ну, будет теперь аистам пожива!

011sm

012sm

            Мы приходим к одному месту, где в прошлом году обнаружили крупную железяку (предположительно, танковый каток), но не смогли тогда её откопать. Теперь – самое время. Быстро выкапываем яму, и достаём находку.

К сожалению, это оказался всего лишь бандаж от немецкой «двойки». Самих Т-2 в 1944 году уже не оставалось, но были самоходки и тягачи на их базе. Надпись «континенталь» по-немецки, но середины катка нет, кто-то вырвал. Нам такой каток без надобности, и мы оставляем его на радость «металлистам».

         (Окончание следует)

Обсуждение

Один отзыв на «Меж холмов»
  1. антон:

    Как-то неожиданно на «металлистах» текст обрывается, им на радость. А где окончание? или «Звучал булат, картечь визжала, Рука бойца «писать» устала … … «.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 31 | 0,169 | Потребление памяти: 12.3 мб |