Левашово как зеркало. Часть третья
Левашово как зеркало. Часть первая
Левашово как зеркало. Часть вторая
Перед тем, как идти дальше, постоим немного возле Псковского Креста. Обдумаем увиденное, попробуем понять, как такое могло случиться. Что случилось тогда в стране: внезапный приступ буйного помешательства властей, закономерный итог правления большевиков? Или нечто иное, очень древнее, ныне старательно замаскированное, но постоянно прорывающееся на поверхность?
К тому же я должен сказать, что в предыдущей статье допустил ошибку. Псковский «Мемориал» собирал деньги на железо для Креста, так что финансовую помощь кузнецу Евгению Вагину «мемориальцы» оказали. А сам Псковский Крест, хоть и выглядит небогато, но откован по уникальной технологии, так говорят специалисты. (Евгений Вагин – кузнец высочайшего уровня). Не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
И ещё. Многие читатели считают «Мемориал» порождением пресловутых «демократов». Детищем Новодворской, Егора Гайдара, Чубайса, Собчака и им подобных, ну, и относятся к нему соответственно. Это большая ошибка.
На самом деле организовывали «Мемориал» и вели реальную работу совсем иные люди. Да, они зачитывались коротичевским «Огоньком» и вступили в союз с демократами. Но кто тогда, в конце 80-х, не читал демпрессу? А союз с разрушителями страны и с патологическими русофобами был мерой вынужденной, поскольку власти даже тогда (во времена «разгула демократии») вовсе не горели желанием открывать советские секреты. (На это у них были весьма веские основания).
К тому же работа «Мемориала» направлена на служение обществу – законченные сатанисты и эгоисты на это способны меньше всего. Ещё раз повторю: ни Новодворская, ни Гайдар, ни Чубайс никакого отношения к открытию Левашова не имеют. Равно, как и Анатолий Собчак – в те годы он подавал заявление о вступлении в КПСС.
На самом деле немалая заслуга в открытии мемориального кладбища «Левашово» принадлежит Муравскому Валентину Тихоновичу. Но кто за пределами «Мемориала» знает это имя? Этому человеку некогда было красоваться перед телекамерами – он работал. Реально работал, а не «клеймил коммунизм» с высокой трибуны. Он сделал всё, что мог, и если хотите, наберите в Интернете его ФИО и прочтите об этой работе. А всякие Собчаки прибежали позже, на готовенькое, чтобы покрасоваться перед телекамерами да облить грязью советский строй после того, как получили от него всё.
(Питаясь в советское время коммунизмом, они (Собчаки) его съели и сходили на то месте, где был коммунизм. Пришлось им переходить на питание демократией, которую они тоже съели, оставив нам лишь содержание её кишечника).
Много лет пиарились они на фоне Левашово, зарабатывали себе праведность чужими (советскими) грехами, но крайне мало дали взамен. Вообще, Левашово для них было как гвоздь в ботинке, и если бы не волевое решение Политбюро, сами демократы бы никогда его не открыли – это был главный вывод, который я сделал из этой поездки. Из всего того, что я тут увидел, услышал и передумал. И у меня есть серьёзные основания так думать. Ими, этими основаниями, я поделюсь чуть ниже, а пока продолжим нашу экскурсию. Пройдёмся по дорожкам, осмотрим то, что успеем. Тем более, что тучи поредели, и хотя солнце так и не выглянуло, стало немного светлее, съёмку вести можно.
Вот памятник убитым в годы ежовщины членам приходского совета одной из церквей. Только одной, а подобных памятников тут множество…
А вот несколько необычный памятник – расстрелянным в те же годы энергетикам. Тогда слово «энергетик» означало не «экстрасенса» (то есть врага Божьего), а работника энергетической отрасли народного хозяйства. На стелах имена 157 расстрелянных работников этой отрасли. Установлен в 2008 году по инициативе ОАО «Ленэнерго».
Далее – памятник нашим соседям, новгородцам. Надпись: «Без вины убиенным жертвам репрессий от жителей Новгородчины». Установлен в 2006 году Обществом реабилитированных Новгородской области.
Неподалёку – памятник вологжанам. Установлен в 2010 году на средства Вологодского землячества в Санкт Петербурге.
Рядом – высокий простой крест с надписью на валуне. Памятник русским немцам. Установлен в 1998 году Немецким землячеством Санкт Петербурга. С 18-го века Россия стала родиной для миллионов немцев, которые в своём большинстве честно работали, служили, воевали на благо нашей страны. И чьи могилы раскиданы от Пскова до Камчатки, в том числе и в Левашово…
Далее – памятник репрессированным эстонцам. Установлен в 1999 году властями Эстонии. Когда-то, не так давно, эстонцы и родственные им финны-ингерманландцы во множестве жили на территории тогдашней огромной Ленобласти. Во всяком случае, было их в России значительно больше, чем теперь.
(Даже у нас в Острове имеются лютеранская церковь (сейчас там расположен следственный комитет) и католический костёл (ныне – руины). А ещё было большое еврейское кладбище, ныне полностью сровненное с землёй. Так что говорить о мононациональном составе севера России не приходилось, мононациональными эти края стали совсем недавно, в советское послевоенное время).
Но на свете нет страны, абсолютно интернациональной. Не был такой страной и СССР, хотя мы уверяли весь мир в своём стопроцентном интернационализме. Большой террор 1937-38 гг. обрушился на эти народы с особой силой. Власти у нас всегда с подозрением относились к имеющим родственников за границей, а тут извольте видеть – целые народы, имеющие «свои» государства за пределами СССР. Да это же готовая агентура для иностранных разведок! Посадить, расстрелять, напугать, расселить, заставить изменить в паспорте имена и национальности! И это было сделано.
Сказать по правде, представители этих народов действительно легче шли на вербовку иностранных разведок, чем русские. Но так же и русские в Прибалтике, Польше более охотно сотрудничали с советской разведкой, чем местное население (и тоже подвергались за это притеснениям). В старину это не имело большого значения, но в 20-м веке все государства сильно изменились (возникла доктрина национального государства, которая влияла на всех, в том числе и на коммунистов), начались этнические чистки, и вот результат…
Рядом с эстонским памятником – памятники финнам. Поставлены они в разное время от разных организаций. Разумеется, кладбище не место сводить счёты, но хотелось бы, чтобы и в Финляндии был установлен хоть один памятник русским, убитым в ходе белого террора 1918-19 гг. (Тогда шла полномасштабная этническая чистка, причем под сердитую руку попали не только русские, но вообще все славяне, даже поляки). Вот тогда у нас не останется взаимных претензий, и установится полное взаимопонимание. Справедливости ради надо сказать, что неофициально власти Финляндии готовы признать факт геноцида русских в 1918 году, но до установки памятника дело пока не дошло. Равно как и в Эстонии солдатам Юденича, фактически отстоявшим (против своего желания) независимость этой страны.
Далее – памятник авентистам седьмого дня (сектантам). Крайне маловероятно, чтобы они реально боролись с советской властью, но они исповедовали чуждую для коммунистов идеологию, устраивали несанкционированные собрания, и что самое нетерпимое, наверняка имели связи с заграницей. Всего этого было достаточно, чтобы в Левашове появился такой вот памятник…
А вот памятник погибшим евреям. Установлен в 1997 году Петербургским отделением Российского еврейского конгресса. Надпись: «Благословен Ты Бог наш дарующий жизнь». После присоединения Польши Россия стала самой большой в мире еврейской страной, и по площади, и по численности евреев. Теперь в Польше евреев практически нет, и в России очень сильно поубавилось. Гитлеровская оккупация, послевоенная эмиграция в Израиль сделали своё дело, сталинские репрессии не играли решающей роли.
Внимание! Не пропустите следующий снимок! Это же памятник фигурантам пресловутого «ленинградского дела»! (Первой попытки зажравшейся партийной номенклатуры развалить СССР). Обратите внимание на дату реабилитации: 30 апреля 1954 года. То есть ещё до 20-го Съезда КПСС. Ещё Хрущёв не зачитал свой знаменитый доклад, Сталину ещё поклонялись, как земному богу. Многие невинные люди потом многие годы добивались своей реабилитации. Но «ленинградцев» неповоротливая советская Фемида оправдала стахановскими темпами, не дожидаясь никаких постановлений и формальностей. Для меня это является самым веским доказательством их виновности: номенклатурщики выгораживали своих. То есть защищали своё право разбазаривать народное достояние, «терять» совершенно секретные документы и разваливать страну на удельные княжества (А попытка создания российской компартии и была миной под СССР, которую тогда обезвредили, но которую снова зарядили и взорвали в 1991 году, когда Россия вышла из состава Союза).
Говорят, с фигурантами «ленинградского дела» в Левашове вышла очень нехорошая история. Якобы родственник одного из них в начале 90-х захотел установить возле входа на кладбище огромную статую своего отца. Чтобы, значит, все входящие первым делом отдавали почести именно ему. Правда, этот человек в 1937 году лично подписывал смертные приговоры, не особенно вникая в материалы дел, и делал это с огоньком, перевыполняя все планы. А в 1950 году его самого привезли в Левашово. И даже если предположить, что часть подписанных им приговоров была справедливой (всё-таки большую часть жертв Большого Террора составили уголовники – тогда ломали хребет мафии), но часть была явно ни в чём не виновата.
Огромная статуя сталинского палача в Левашове – это то же самое, что памятник Гиммлеру в Варшавском гетто. Возник скандал, и от идеи большого монумента им пришлось отказаться. Поставили маленький, общий, один на всех. В таком виде это ещё приемлемо. Пусть родственники «ленинградцев» приходят сюда на общих основаниях, пусть приносят цветы – по человечески это можно понять. Но пусть не пытаются выделиться из народной массы!
А вот памятника Абакумову, когда-то всесильному руководителю советской госбезопасности, нет вообще. Говорят, он был последним покойником, которого приняло Левашово. Личность одиозная, и если про «ленинградское дело» народ практически ничего не знает, то Абакумов был у всех на виду. Тут же возникли бы вопросы: как это так, «органы» при нём разлагались в морально-бытовом плане, переставали выполнять свои прямые обязанности, но народ сажали вовсю.
Вот и нет памятника Абакумову в Левашове. Не осталось от этого человека и следа. А каким был крутым когда-то! Так проходит земная слава…
(Продолжение следует)
Умеете Вы, Рахим, всё по полочкам разложить-расставить. Читаю и сердцу больно, в Левашово из малой родины — Лядского района, — здесь не мало лежит людей…