Левашово как зеркало. Часть первая

20 Дек 2017,  
Рубрика: СТАТЬИ

na-levashovskoy-pustoshi-otkroetsya-pervyy-pamyatnik-pravoslavnym-bratstvam_1Ранним утром 28 октября 2017 года экскурсионный автобус мчался из Пскова в сторону Санкт Петербурга. Цель поездки – посетить знаменитое Левашовское мемориальное кладбище. Организатор поездки – псковский «Мемориал». Ехали в основном люди пожилого возраста, те, чьи родственники нашли (не по своей воле) вечный приют в этом закрытом могильнике НКВД. Платных демократов я в автобусе не заметил. Насколько я понял, эти господа не утруждают себя подобными поездками, предпочитают умничать в Интернете и в газетах. Чистые теоретики, так сказать.

Выехали мы довольно рано, и за окнами автобуса разливалась чернильная темнота, сквозь которую проглядывали желтые звезды лампочек деревенских домов. Снежный покров был неустойчив и неровен: местами все поля были под белоснежным покрывалом, а местами землю лишь чуть-чуть припорошило.

Понемногу тьма стала рассеиваться, забрезжил серенький рассвет. Небо обложили белесые тучи, ветра не было, и, кажется, солнце сегодня выглядывать не собиралось. Вот граница Псковской и Ленинградской областей: тут традиционная остановка автобусов. Немного постояв на автозаправке, мы въехали в соседнюю область.

Ну и хватит говорить о дороге. Тема сегодня такая, что отвлекаться на мелочи не стоит. Короче, в нужное время мы подъехали к Левашову. Адрес: Горское шоссе, 143. Сейчас это, по сути, окраина города. Рядом, за бетонным забором, войсковая часть, аэродром. По другую сторону дороги забор деревянный, выкрашенный в зеленый цвет – это и есть Левашово.

Для тех, кто не знает: в сталинские времена это был закрытый могильник НКВД, куда свозили тела расстрелянных из Ленинградской области (в ту пору она включала в себя почти весь северо-запад России). Дело в том, что советская система категорически не допускала выдачи тел родственникам, и вообще, после смертного приговора люди должны были исчезнуть без следа, дабы их могилы не стали предметом поклонения. Поэтому-то трупы и свозили в Левашово.

Разумеется, это было совершенно секретно, но, судя по всему, кое-какие слухи всё-таки распространялись, и в соседней Финляндии подозревали, что Левашово – не совсем обычный объект. Ну да иностранцы обычно знают о нашей стране больше нас самих, так было всегда, и при царях тоже. По всей видимости, сведения им поставляли чекисты-перебежчики.

Что касается местного населения и военных с ближайшего аэродрома, то они были, как говорится, ни сном, ни духом. Ну, имеется какой-то секретный объект за зелёным забором, ну и что с того?

Как тайный могильник Левашово действовало с 1937 года (разгар ежовщины) по 1954 год. Тут лежат останки невиновных и реальных преступников, жертв и палачей. (Предположительно – 19 450 тел). Жертвы доносов и сами доносчики. Забитые в ходе следствия ретивыми следователями, и сами ретивые следователи. (Берия устроил «органам» грандиозную чистку, и немало ежовской сволочи получило пулю в затылок). Одними из последних в Левашово привезли трупы фигурантов пресловутого «ленинградского дела» и самого Абакумова.

Очень может быть, что это не единственный объект такого рода на Северо Западе, но нынешние «органы» заявляют, что больше таких объектов не нашли, и общество делает вид, что верит этому. (А что ему, этому обществу, ещё остаётся?)

Как мемориальное кладбище Левашово открылось в 1989 году, после постановления Политбюро ЦК КПСС «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

Постановления Политбюро было принято выполнять, да и напор общественности в ту пору был очень силён, так что чекистам ничего не оставалось, как снять секретность с этого объекта и передать его в ведение города.

(Прошу отметить удивительную деталь – практические все демократические свободы в России были приняты в советское время, во времена РФ свободу для населения только ограничивали. Если бы чекисты протянули ещё пару лет, то никакого Левашова им бы открывать не пришлось. Нет, демократы, поддержанные обществом, может быть, и требовали бы этого, но вряд ли ельцинская власть обладала достаточной силой, чтобы приказывать собственным «органам», и тем более добиваться исполнения приказов. Парадокс демократии: её может обеспечить только сильная авторитарная власть, против которой демократы же и борются!).

После передачи городу в Левашове произвели предварительные исследования, которые подтвердили его сущность. Серьёзных исследований на местности не было. То есть известно, где находятся траншеи с останками, и всё. Наверное, оно и к лучшему, чем раскапывать могилы, проводить эксгумации, и вообще, мотать всем нервы много-много лет. «Не ворошите старые могилы, они чреваты новою бедой…»

Российское общество, и без того не отличающееся единством, раскололось бы окончательно на «жертв сталинизма» и «палачей», причем нет гарантий, что нынешние пламенные демократы не оказались бы потомками последних. А как вы представляете такую картину: отдельно складываются останки «невинных агнцев», и отдельно – «козлищ из органов»? А вдруг среди «агнцев» окажутся воры, бандиты, извращенцы, а среди «козлищ» — честные сотрудники органов, которых оклеветали и убили их же «товарищи»? Жизнь – штука сложная, такие узлы затягивает, что даже смерть не всегда может развязать.

Нет, всё-таки лучше, что не стали копаться в останках. И не надо мне тыкать моими статьями про Катынь: это разные вещи, там – плохо скрытая геббельсовская провокация, а тут всё достоверно известно (по крайней мере, техническая часть).

К тому же не так мало людей выяснили обстоятельства гибели своих родственников, и узнали фамилии тех, кто их оклеветал, и тех, кто их пытал. В подавляющем большинстве потомки репрессированных проявили гражданскую ответственность и не стали сводить счёты спустя семьдесят лет. (За исключением пары-тройки оголтелых демократов). Кстати, подтвердилась общеизвестная истина: никто из клеветников и палачей счастья на чужом горе не построил.

Но я заболтался, мы уже входим широко распахнутые ворота.

Признаться, у меня было сложное чувство. Не так-то просто осознать, что на этом сравнительно небольшом клочке земли лежат две дивизии…такой плотности останков не бывает даже в местах самых ожесточённых боёв. Глаз поисковика машинально принялся исследовать местность, хотя здесь это было бессмысленно. Тут нет и не может быть воронок от бомб и снарядов, проволочных заграждений (хотя нет, проволока могла быть на заборе), минных полей, стрелковых ячеек. И люди, лежащие в этой земле, не погибли с оружием в руках, а были убиты выстрелом в затылок. Мне доводилось раскапывать места массовых расстрелов советских военнопленных и евреев, и скажу вам, что это довольно невесёлая работа. Но тех людей убили иностранные солдаты, это хоть как-то объясняет ситуацию. А лежащих в Левашове убили «свои»…

(продолжение следует)

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,147 | Потребление памяти: 12.2 мб |