Праздник Братских народов. Часть вторая. Народ на сцене

Пока праздничная колонна строилась и ждала назначенного времени, чтобы начать движение, я осматривал окрестности. Тут произошли большие изменения. Главное – само место стыка трех границ расчистили. (Раньше тут были непролазные заросли). Теперь все кусты и мелкие деревца спилили, даже корни выкорчевали. Траву постригли, а берега ручья, причудливо извивающегося между тремя государствами, обложили камнем. К пограничным столбам подвели дорожки, и вообще, это место наконец-то приобрело достойный вид.

Возле пограничных столбов России и Белоруссии стояли пограничники в довоенной форме – как память о тех временах, когда мы были единым советским народом. Пограничники на постах глядели в разные стороны. Никакой политики! Просто часовой обязан смотреть на свою страну, а не следить за соседней, только и всего.

Над стыком трех границ пролетел аист. Сделал круг и вернулся, сел на лужок – что это тут делают толпы людей, интересно же! На конях проехал «пограничный наряд» в форме тридцатых годов. Выехал из Белоруссии, проехал по России, и вернулся обратно.

На флагштоках висят флаг трёх государств – России, Белоруссии и Латвии. (Организаторы не теряют надежду, что когда-нибудь прибалты сменят гнев на милость и примут участие в празднике).

Жара. Ветра нет. Но настроение у всех приподнятое.

На белорусской стороне тоже формируется колонна, возле памятника выстраивается народный хор. Виден автобус из Латвии – на нём прибыла латвийская делегация (кружным путём, не через этот участок границы).

Возле самого Кургана движение, понемногу собирается народ, латыши подтягиваются к пограничному мосту.

Наконец, время наступило. Грянула музыка, и российская колонна двинулась на белорусскую территорию, по мосту через ручей. (В этом году белорусская сторона – принимающая).

Лето. Теплынь. Гром советских песен. Настроение у всех самое приподнятое. Мы же братские народы!

Мостик с трудом пропускает такое количество россиян. На белорусской земле встречаются руководители Псковской и Витебской областей. К ним присоединяется делегация из Латвии. Хор возле памятника поёт. Музыка играет. Хорошо!

Руководители делегация закладывают в основание памятника капсулу с посланием к потомкам. Через 46 лет её вскроют и прочтут. А пока славянская сторона посылает через границу корзину цветов – чтобы её возложили к памятнику Иманту Судмалису, стоящему на Кургане. Два белорусских пограничника берут корзину и несут её к пограничному мосту. На той стороне поднимается шлагбаум, латышские пограничники принимают корзину и отдают её гражданским. И на том спасибо.

Тем временем вдоль пограничной полосы выстроился народ. Люди перекликаются с родственниками на той стороне, машут руками. Граница Евросоюза неприкосновенна, её нельзя топтать славянскими сапожищами! Правда, ихние нацики, которые отравляли праздник тамошним ветеранам в прошлый раз, сегодня, кажется, не приехали. (Не иначе, денег им не выделили).

Наверное, я бы долго ходил в толпе, но работа есть работа. Надо вернуться к нашей выставке. Там уже собралась толпа возле оружейных пирамид, и шла бойкая торговля сувенирами.

Саня и Михаил, одетые в советскую форму, отвечали на вопросы. Красивые белоруски строили им глазки и фотографировались с ними на память. (Кстати, георгиевские ленточки белорусы тоже надевают). Милиция, и российская, и белорусская, находилась неподалёку (как никак, оружие, пусть и не стреляющее). Всё, как и должно быть.

А на сцене тем временем шла торжественная часть. С речью выступил губернатор Турчак, белорусские официальные лица и латвийские неофициальные. Потом небольшая заминка – освящали новую, только что построенную часовню на российской стороне.

Воспользовавшись случаем, я отлучился на белорусскую сторону. Там вовсю шла торговля, и толпы россиян спешили туда поесть и выпить. Несмотря на то, что цены почти сравнялись с российскими, покупателей белорусских товаров и продуктов меньше не стало – качество продукции агитировало очень доходчиво. Кроме того, у белорусов работали холодильники (пиво холодное, воды холодные, мороженое имеется), чего и в помине не было на российской стороне. (Да, туговато доходят до рыночников азы торговли).

На латвийской стороне участники праздника расселись на скамейки возле Кургана. У них тоже играла музыка, выступали ораторы. Я прислушался. Очередной оратор говорил о положении неграждан, о том, что «мы жалуемся в Евросоюз, а оттуда отвечают, что это не их дело, что этим должны заниматься национальные правительства. То есть пересылают наши жалобы тому, на кого мы жалуемся, и всё!»

Я усмехнулся – бюрократы везде одинаковы. Случилось именно то, от чего предостерегали латвийские лимоновцы: к доморощенной латышской номенклатуре добавилась общеевропейская, но легче от этого не стало, скорее наоборот.

У пограничных столбов сменились часовые. Новая смена заступила на пост уже в обычной, современной форме. Правда, посты эти по случаю праздника условны, к часовым можно приближаться, говорить с ними и даже фотографироваться.

А на белорусской стороне всё было, как обычно. С небольшим дополнением – неподалёку от моста через ручей посажена красивая цветочная клумба.

Торжественная часть праздника окончилась, и начался концерт. Не совсем обычный – его участники были не профессиональные артисты, а коллективы художественной самодеятельности белорусских предприятий. (Сами понимаете, российским рабочим не до песен). Я когда услышал это объявление, чуть рот не раскрыл: у них что, кроме колхозов ещё и заводы работают? Может, там даже квартиры рабочим дают? И премии выплачивают? И всякие санатории-профилактории-пионерлагеря действуют? Какой дремучий, антирыночный Совок!

Стоящая рядом со мной группа российской молодёжи презрительно скривилась: вот, мол, ещё одно доказательство отсталости «диктаторской» Белоруссии! Вместо того, чтобы нанимать профессиональных певунов (за большие деньги), на сцене отплясывают всякие токари-слесари-ткачихи! Народ, одни словом.

Эх, ребятки, никогда вы сами не работали, иначе бы так не говорили…

Лица у выступающих и в самом деле были не артистические. Зато пели и плясали они ничуть не хуже профессионалов. Чувствовалось, что они много репетировали перед этим праздником.

Концертная программа мне понравилась. Ни одной иностранной песни, всё либо советское, либо белорусское. Над поляной поплыли звуки разудалой «лявонихи». К сожалению, работа не позволяла долго наблюдать за сценой, поэтому фотографий концерта не много.

Но самое поразительное случилось под занавес. Последним номером концерта все его участники строем вышли на сцену. «Бело-белая Русь! Я тобою горжусь!» В толпе зрителей, до того момента монолитной, чётко разделились русские и белорусы: последние стали аплодировать в такт мелодии. Они что, в самом деле, гордятся свой страной? И даже считают её своей? Похоже, что так.

Да, чувствуется, что идеология там поставлена на более высокий уровень, чем в России.

Белорусская часть концерта закончилась, и началась российская. Идеологии в ней не было никакой. Рядом со сценой выступали десантники Псковской дивизии с обычной показухой. Той, которую всегда показывают на 2 августа. Я и сам служил в Псковской дивизии, так что ничего против этого не имею, но мне кажется, что в данном случае этот номер (махание руками и ногами и разбивание бутылок о голову) был не совсем уместен. Хотя, что ещё могла показать российская сторона, если денег на профессиональных артистов нет, а самодеятельность в России – вымирающее слово?

Действительно, Россия экономический гигант среди стран бывшего СССР, но при этом она же является идеологическим карликом. И события на Украине это доказали предельно ясно.

На этом праздник завершился. Был ещё Партизанский костёр для ветеранов, но основная масса народу потянулась к выходу. Мы тоже стали сворачивать свою выставку.

Погрузили музейное оружие, свернули палатку, и обе наши машины стали потихоньку продвигаться к выходу. Потихоньку – это чтобы не задавить кого из подгулявших гостей праздника. Наконец, «нива» с «уазиком» выехали на дорогу, и дали полный газ.

До Острова доехали благополучно, нигде долго не задержались. Теперь надо перенести экспонаты в музей, обсудить планы на будущее. (18 июля на линии Сталина будет захоронение найденный нами останков советских воинов, а 20 – праздник по случаю дня города). Так что о выходных до этой даты придётся забыть.

Уже поздно вечером мы вышли из музея и разошлись по домам. Поезда в Себеж закончилась.

Да, а вскоре после неё Михалычу позвонили из областной администрации и сказали, чтобы он не надеялся на будущее – поездок больше не будет, а эта произошла только благодаря личной инициативе губернатора. «Мы не позволим нарушать законы об оружии!»

Дело в том, что власти запрещают показ оружия под открытым небом – для этого необходимо помещение. На белорусской стороне такой павильон имеется (правда, оружия они не показывают, там одни фотографии). На российской стороне ничего подобного нет. Михайлыч спросил: неужели Россия, с её возможностями, не может построить на Кургане хоть какой-то фанерный киоск для музейных выставок. Ему ответили, что, конечно, может, но кому это надо и кто этим займётся? И Михайлыч, разумеется, ответил, что надо ему и займётся этим он. На другом конце провода удивились и дали согласие…

Обсуждение

комментария 3 на «Праздник Братских народов. Часть вторая. Народ на сцене»
  1. Виктор:

    Зачем чужие ордена и медали одели? Не по Закону это, а главное-не по совести!!!

  2. Вы это про Саню с Михаилом говорите? Так они и форму одели чужую, советскую, времён ВОВ. Вы же не предъявляете такие претензии артистам, которые снимаются в военных фильмах? Не требуете, чтобы они сняли ордена и погоны?
    Вот и Саня с Михаилом не более, чем артисты. Во время праздника это понимали все, и никому даже в голову не пришло предъявлять подобные претензии.
    Что касается наград у Валеры и других наших мужиков, то они заслуженные, современные, и носятся на гражданской одежде.

  3. Виктор:

    Именно про тех что в форме. Сам являюсь реконструктором и что такое носить форму времен войны знаю. И не против, если человек на подобное мероприятие выйдет даже сержантом, лейтенантом или майором. Но вот ношение незаслуженных им советских наград-это не есть гуд. В реконструкторском сообществе такое категорически осуждается. Вплоть до изгнания с позором с мероприятия.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 56 | 0,368 | Потребление памяти: 13.03 мб |