Навстречу весне

31 Мар 2014,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

22 марта группа «Поиск» выехала в поле. Мы развели костёр, подняли флаг, и сразу почувствовали, как что-то изменилось в окружающей природе. Какие-то неуловимые перемены чувствовались в земле, в воде, в воздухе. Ветер раздувал красное полотнище, и снизу казалось, что наш флаг реет в облаках. Откуда-то издалека донёсся звонкий гогот летящих гусей. Из-под ног выскочила проснувшаяся лягушка. Это значит, что весна пришла уже необратимо…

09

Ветер порвал свинцово-серые тучи и погнал их прочь. В небе появились синие оконца, которые увеличивались с каждым часом. Мы доели сало, допили чай и принялись собираться в поиск.

На спину надеваются вещмешки, в руки берутся лопаты и приборы. Михайлыч, Антон и Шанцев идут вверх по течению ручья, Валера и автор этих строк разведают местность вниз по течению, а Саня произведёт свободный поиск.

Уклон местности здесь незначителен, поэтому речки петляют. На километр пути наберется несколько десятков поворотов. Ручьи изгибаются самым причудливым образом, образуя голубую паутину посреди желто-серой прошлогодней травы. Мелкие ручейки впадают в более крупные, пока не образуют речку Многу, которая сольётся с Великой около Пскова.

Мы с Валерой петляем вслед за ними. Как обычно, один берег крутой, другой пологий, и надо обследовать оба. Крутой берег удобен для обороны, на пологом могут быть убитые в боях 1944 года. В подтверждение мы находим немногочисленные стреляные немецкие гильзы – то есть немцы тут действительно оборонялись, хотя и непродолжительное время. Но кроме гильз нет ничего.

01

02

«Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт – тогда ревёт». Это загадка про снег. Шум вешней воды, перетекающей через бобровые плотины, слышен издалека. Кажется, ручей невелик, но лопата, опущенная в воду у самого берега, дно достаёт не всегда. Для бобров здесь идеальные условия и природная крепость от волков. Тем более, что за прошедшие годы вон сколько кусов выросло вдоль берегов.

И точно – мы встречаем следы бобровых трапез. Срезанные побеги, обглоданные ветки. Значит, что в этом году домовитые зверьки вернулись на Многу. Расселяются они весной, когда подросший молодняк расходится искать новые угодья. Так оно и есть.

К сожалению, ничего, кроме гильз ниже по течению найти не удалось. Мы перешли на другой  берег и уже повернули назад, когда телефон в кармане у Валеры запищал. Звонил Антон: «Мы тут нашли хороший кусок брони и немецкий значок! Подъезжай, надо погрузить!»

Попутно обследуя местность и не находя ничего, кроме «хвостов» от миномётных мин и разорвавшихся «катюш», мы пошли обратно к машине. (Похоже, что немцев здесь накрыли сильным огнём, и они быстро откатились на более защищенные позиции). И вот уже наш уазик осторожно пробирается по раскисшему полю. К счастью, земля ещё немного подморожена, и мы без особых приключений добираемся до указанного места.

Вот и Антон. Михалыч и Шанцев работают поодаль. Антон показывает нам находки. Так, значит, кусок брони явно от советского легкого танка Т-70 (угол башни). Пригодится на линии Сталина. А вот и значок – винтовка в веночке и с немецкой «курицей» сверху. Сохранился почти идеально, даже заколка действует. Пополнит музейную экспозицию.

03

04

Мы грузим броню в кузов и идём к Сане и Михайлычу, чтобы продолжить поиск совместно. Обследуем выжженный участок – попадаются одни осколки. Один такой я специально сфотографировал, чтобы было ясно, какие «чемоданы» летали здесь в 1944 году.

05

Теперь мы удаляемся от речки в сторону поля. Когда-то в советское время оно пахалось, но кто знает, может, что и найдём. (Плуг захватывал максимум 50 сантиметров. в глубину, чаще меньше).

Предчувствия нас не обманули – мы находим куски брони от Т-70, какую-то гидравлику с него же. В земле попадаются застывшие капли свинца – значит, танк горел и свинец из аккумулятора плавился. Кроме того, откапываем массу трубопроводов и всяких мелких деталей. В этом месте закончился боевой путь одного советского танка. Немецкая артиллерия подбила его, и танк загорелся. А после войны его подорвали и снесли обломки в металлолом. Вот бы найти шильдик с него – тогда можно будет узнать, из какой он части, фамилии и судьбу экипажа. Но шильдика нет.

Зато мы откапываем офицерскую поясную бляху старого образца. Она наверняка принадлежала командиру танка. Мы старательно роем землю поблизости, но никаких останков не находим. Будем надеяться на лучшее, что экипажу удалось покинуть горящую машину.

06

07

08

Поиск продолжается после обеда. Мы снова делимся на группы. Оба Сани, псковский и еленский, идут в одну стороны, а Антон, Михайлыч, Валера и я переходим на другой берег Многи.

На южных склонах холмов земля уже оттаяла. Местами она вся изрыта кабанами. Вот ведь животное – даже зимой роет землю, недаром его морду называют рылом. Судя по всему, рытьё свежее, прошедшей ночи.

Наш красный флаг, поставленный на пригорке, виден издалека. Это сигнал – здесь работает группа Гринчука. Кому не надо, тот обойдет это место стороной, кому надо – отыщет нас без труда.

010

Мы идем вдоль Многи. Речка петляет, петляем и мы. Поднимаемся на холмы, спускаемся в ложбины. А в изгибах речки отражаются плывущие по небу облака. День постепенно клонится к вечеру.

011

012

013

014

015

016

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,180 | Потребление памяти: 12.28 мб |