Ворота России

29 Янв 2014,  
Рубрика: ПСКОВСКИЕ НОВОСТИ

Зима выбелила поля, сковала реки. Морозы не ослабевают, о поиске пока нечего думать. Но торчать в четырёх стенах неохота, и пользуясь случаем, мы решили осмотреть ДОТы, не входящие в наш музейный комплекс. А таковых полным-полно, от Пскова до Себежа. Вы и сами, уважаемые читатели, наверное, видели некоторые из них, когда проезжали по дорогам.

Надо сказать, что такого разнообразия бетонных укреплений, как на Псковщине, наверное, нет нигде. ДОТы самых разных конструкций соседствуют друг с другом в самых невероятных сочетаниях. Кажется, что это – типичный русско-советский бардак, но это не соответствует истине. Вот у немцев оборона строилась по-другому: всё чётко расписано, где что должно находиться. И стоило противнику разведать местонахождение одной огневой точки, как можно было с точностью до метра вскрыть всю систему обороны: отклонений фрицы не допустят, очень пунктуальный народ.

Но попробуйте разгадать устройство линии Сталина! Никакой противник этого сделать не сможет, даже если разведает половину укреплений. (Скажу по секрету, наши и сами не всегда точно знали, какой ДОТ где находится, и чем он вооружён). Каждый народ как живёт, так и воюет. Во всяком случае, в такой обороне тоже были свои плюсы. А минус был один: никто ничего не знает про линию Сталина на Псковщине – это самый тёмный её участок. В Интернете полно сведений по карельским, ленинградским, киевским укреплениям, но практически ничего – по Псковскому, Островскому, Себежскому УРам (укрепрайонам).

Морозным утром 25 января Валера, Саня (еленский) и автор этих строк выехали на нашем уазике на рекогносцировку. День обещал быть пасмурным, в воздухе висела туманная дымка. Температура – минус двадцать, деревья все в белом инее. Снега немного, и это хорошо: можно будет ходить без лыж.

Вот и первый на нашем пути ДОТ. Стоит на бывшей деревенской улице. Рядом с ним – бывший жилой дом. Всё в прошлом – и война, и мирная жизнь…  Я обошёл ДОТ вокруг, фотографируя его с разных сторон. Это бетонное укрепление было призвано защитить нас от внешних врагов. Но оно было бессильно против врагов внутренних.

01

02

По словам очевидцев, где-то поблизости должен находиться ещё один ДОТ довольно интересной конструкции, которой нет в нашем музее на Холматке. Мы оставляем машину на лесной тропе и идем на поиски пешком. Снегу немного, но следы вполне «читаются». Вот прошел лось, вот пробежала лиса, а вот целая кабанья тропа. Из-за датских заморских свиноферм дикие свиньи у нас в области поставлены вне закона и им объявлена война на истребление. («Гринписы», где вы?). К счастью, Псковщина так безлюдна, что выполнить этот изуверский указ невозможно – вон, сколько в лесу кабаньих лёжек.

03

Мы прошлись по лесу, но нужного ДОТа не обнаружили. Ладно, найдём его в следующий раз. Мы сели в машину и поехали дальше.

Тем временем морозный туман поднялся вверх, и выглянуло солнце. Это просто подарок природы! Сразу стало веселее на душе. Мы проехали берегом реки – какой простор!

04

Мы ищем ДОТы, а на пути попадаются «памятники» другой эпохи. Вот типичный псковский «Стоунхендж» — «сокровище», каких немало на Руси. Пройдет две-три тысячи лет, и археологи будут спорить, с какой целью он был воздвигнут. Как астрономический календарь? Как древнее святилище?  Это будет загадкой для потомков.

Я даже думаю, что настоящий «Стоунхендж» был чем-то вроде коровника. Точнее, загона для стада дойных мамонтов, которых разводили неандертальцы. А потом у них началась перестройка и к власти пришли первобытные ельцины и горбачевы. Хозяйство разворовали, дойных мамонтов сожрали, колхозники, простите, неандертальцы, спились и вымерли. От мамонтятника сохранились только столбы с перекрытиями. Во всяком случае, очень на то похоже. Прошу научный мир принять мою гипотезу к рассмотрению.

06

А вот, наконец, то, что мы искали. Посреди поля, на возвышенности, стоит один ДОТ. Мы подъезжаем к нему и идем осматривать.

05

07

Уважаемые читатели, если вы никогда не были внутри заброшенного ДОТа, то и не лезьте туда. Ничего интересного вы там не найдёте – всё, что можно было унести, унесено до вас. «Начинки» там нет никакой, а изнутри он напоминает заброшенный подвал, в котором долгое время жили бомжи – со всеми вытекающими из этого последствиями. Кроме того, это просто небезопасно. Темнота, под ногами могут оказаться провалы на подземный этаж, колодцы. Упав в такой провал, вы можете переломать кости, и вряд ли сумеете вылезти наружу. Тем более, что во многих ДОТах срезан весь металл, в том числе скобы лестниц. (Что видно на снимках). Ребят, разумеется, такие места притягивали, как магнит, и потому местные власти обычно закладывали все отверстия в ДОТах кирпичами. Но за последние 20 лет народу в колхозах поубавилось, а искателей легкой наживы расплодилось, и потому входы в ДОТы снова разобраны.

08

09

Ещё раз напомню – если вы не фанат фортификационного дела, вам там делать нечего. На снимках вы видите изломанное бетонное перекрытие – следствие взрыва на подземном этаже. Вряд ли взорвался боекомплект, скорее всего, это после войны собрали с полей взрывоопасные предметы и ликвидировали их в ДОТе. В темноте легче легкого упасть туда.

010

Осмотрев этот ДОТ и сделав кое-какие выводы, мы пошли дальше пешком. Вокруг расстилались типичные псковские пустоши, заросшие кустами, и машина ехать не могла. Мы пошли пешком в сторону старой советско-латвийской границы.

А солнце меж тем поднималось всё выше и выше, и его лучи играли в заиндевелых кронах деревьев, пронзали их насквозь. Всё это напоминало причудливое кружево.

011

Я немного отстал, делая фотографии, а когда огляделся, Валера с Саней стояли уже на валу, который когда-то отделял СССР от довоенной Латвии. Сейчас это место ничем не выделяется, и если не знать, что эта канава – бывший пограничный ров, а этот невысокий уже вал тянется на сотни километров, можно пройти мимо, ничего не подумав.

Я присоединился к Валере с Саней. Странное ощущение, когда стоишь на бывшей границе меж двух миров: Русским и Западным. Да, это была именно граница между мирами, а не просто между государствами. Хотя по обе стороны тянулись абсолютно одинаковые пустоши.

012

Нынешний рубеж между этими двумя мирами проходит чуть западнее. И это рубеж непреодолим. Если граница с Белоруссией довольно условна и братья-славяне переходят её без проблем в обе стороны, то с Латвией и Эстонией всё не так. Здесь нет практически никаких территорий со смешанным населением – всё разграничено предельно четко. Запад есть Запад, Восток есть Восток.

Сейчас Латвия – нищая, никому не нужная окраина западного мира. Там жирует столица, а в провинции царит точно такой же развал, как у нас, и даже хуже. Во всяком случае, пределом мечтаний для латышей стало устроиться на работу во Пскове. («Ой, как хорошо живут русские!») О годах перестройки и «борьбы за независимость» они вспоминать не любят – «дураками мы были». И вы бы только слышали, как они ругают рижан! Похлестче, чем русские – москвичей. Впрочем, мнение народа – пустой звук, что в Латвии, что в России.

Мы постояли на валу, огляделись. Солнце заливало светом заснеженную равнину, и черные точки ДОТов хорошо виднелись на белом снегу. Один, два, три… Да тут их целый выводок! И все разные.

Начнём, пожалуй, с тех, которые поближе к нам. Мы повернулись и пошли вдоль бывшей границы, как пограничный наряд. Туда, где толпой стояли ДОТы, прикрывавшие когда-то ворота России.

013

014

(продолжение следует)

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,165 | Потребление памяти: 12.3 мб |