Памятник над Пловдивом. Часть третья

27 Окт 2013,  
Рубрика: СТАТЬИ

 Часть первая — читать

Часть вторая- читать

В августе месяце операция «Багратион» постепенно шла на убыль. Изначально советское командование вовсе не планировало столь крупный успех – предполагалось пройти 180, максимум 200 километров, но бои были настолько успешны, что вместо половины Белоруссии была освобождена вся республика, да ещё изрядная часть Прибалтики и Польши. Советские войска прошли 500-600 километров, тылы отстали. Отстала даже авиация. (Не успевала перебазироваться на новые аэродромы). Ни одна армия не может наступать бесконечно. Наступательный порыв советских войск на центральном направлении иссяк.

И хотя на Псковщине тоже наметился успех – была прорвана линия «Пантера» и освобождены Псков и Остров (23 и 21 июля), это имело значение только для последующих операций в Прибалтике.

Всё это вынудило перейти к обороне на польском участке фронта и перенести направление главного удара на юг. (Интересно, что если в начале войны злостные антисоветчики кричали: «Да что они вообще могут, эти большевики?», то теперь сетовали, что Красная Армия не всемогуща и не смогла с ходу взять Варшаву. Ну, мы у них хорошими не бываем никогда).

К августу месяцу настало самое время обратить внимание на Румынию. Передышка на этом участке фронта закончилась. 20 августа началась Ясско-Кишиневская операция.

Операцию эту по справедливости сравнивают с Каннами. (Сражение при Каннах в 216 году до нашей эры, где карфагенский полководец Ганнибал блестяще справился с превосходящими силами римлян). Действительно, мало найдется сражений в Великой Отечественной войне, когда нашими войсками был одержан столь крупный успех при столь малых потерях. (Безвозвратных – около десяти тысяч человек, потери немцев и румын были многократно выше).

    ussr0399

            С первых же дней немецкий фронт рухнул, и не просто рухнул, а обвалился в полный хаос. В их обороне образовалась многокилометровая дыра, в которую устремились советские войска. Румыны сдавались в плен огромными толпами – сражаться за немцев они уже не хотели. Их полки разбегались. (25 августа окружённая 3-я армия отказалась сражаться с советскими войсками). Всё это заставило поторопиться заговорщиков в Бухаресте принять советский ультиматум пока не стало слишком поздно.

Поэтому 23 августа в Бухаресте началось так называемое народное восстание. Ну, успешными народные восстания могут быть только тогда, когда их организовывает часть прежней элиты. Вот и в Румынии было точно так же.

Антонеску под благовидным предлогом был вызван в королевский дворец и арестован королём Михаем, взявшим всю власть в свои руки. Тем самым было обезглавлено фашистское движение. Затем заблаговременно организованные отряды повстанцев (главным образом, коммунистов) захватили ключевые позиции в столице. Румынии официально расторгла союз с Германией, объявила о прекращении войны и обратилась к Советскому Союзу за помощью. СССР объявил, что если Румыния вышла из войны, то немецкие войска должны покинуть её территорию, и обещал не преследовать их при выводе. При этом никто не сомневался, что этого не произойдет, и воевать Румынии все равно придётся: не на стороне немцев, так на стороне русских.

Ответ Гитлера был вполне предсказуем – не тратя попусту слов, немецкие войска двинулись на Бухарест. Немцы явно намеревались повторить итальянский вариант.

Тут надо вкратце пояснить, что это такое. Как известно, режим Муссолини пал 10 июля 1943 года. Сам дуче был арестован и содержался под стражей, пока Отто Скорцени по приказу Гитлера не освободил его и не привёз в Германию 12 сентября того же года. А пока Муссолини сидел под замком, король Италии приказал маршалу Бадольо сформировать новое правительство и вывести страну из войны. Бадольо сделал это, но настолько бездарно и трусливо, что дальше некуда. 3 сентября Италия заключила тайное перемирие с англосаксами, а 8 сентября оповестила об этом весь мир по радио. Той же ночью, бросив страну на произвол немцев, из столицы в Бриндизи, под крылышко союзников, бежали король, маршал, правительство и генералы.

Немцы, давно ожидавшие подобной пакости, среагировали молниеносно. Немедленно были захвачены все стратегические позиции, а армия Италии разоружена. Я не представлял, как такое может быть, пока у нас не случился 1991 год, а за ним 1993-й…

В общем, преданная собственным командованием итальянская армия разлагалась, пила, гуляла, пока в один прекрасный день к казармам не подъехали немцы и не запихали всю эту малину в телячьи вагоны. Пьяных итальянских вояк повезли в Саксонию, где загнали в лагеря военнопленных и гоняли строевым по плацу круглыми сутками. (Немцы называли их «войска Бадольо»).

Таким образом, было разоружено 30 дивизий в самой Италии, 25 дивизий в Югославии, и Четвертая армия на юго-востоке Франции. Лишь немногие итальянские части избежали такого позора. К примеру, на Корсике 7-й корпус не позволил себя обезоружить, сам воевал с немцами, и вполне успешно. В Греции 4500 итальянцев взбунтовавшейся дивизии «Акуи» были расстреляны после отчаянного, но безнадежного боя. Кроме того, некоторые мелкие части в Северной Италии разбежались по лесам и горам, став основой партизанского движения.

(На Восточном фронте к тому времени итальянских войск уже не было: после грандиозного поражения на Среднем Дону (январь 1943 года), воинство дуче, нищенствуя и подворовывая по дороге, пешком поплелось в Гомель, откуда их вывезли в Италию).

ussr0209

Гитлер потом заставил «освобождённого» Муссолини возглавить марионеточную «республику Сало», но это была очень бледная тень итальянской государственности. Все понимали, что судьбу Италии теперь решат победители, и очень скоро.

Ну так вот, вознамерившись устроить нечто подобное для румын, Гитлер двинул свои войска на Бухарест. Однако, ни король, ни повстанцы почему-то не испугались и не сбежали. Румынская армия тоже в целом сохранила боеспособность и сумела оказать сопротивление, да такое, что темп немецкого наступления заметно снизился. Из Бухареста полетели просьбы оказать помощь. «Продержитесь до подхода Красной Армии?» — спрашивали наши. «Попробуем» — отвечали румыны. И ведь сумели продержаться!

Парадокс истории – советские воска спешили спасать своего вчерашнего противника! В последний день лета, 31 августа, 51-я армия под командованием генерала Мантурова триумфально вошла в Бухарест – первую европейскую столицу на нашем пути. Вместе с советскими войсками по улицам города прошли румынские добровольцы из дивизии «Тудор Владимиреску».

Тут надо сделать пояснение. Еще с начала войны мы начали отбирать среди военнопленных поляков, чехов, румын и принуждать их вступать в подконтрольные нам формирования. А чего с ними церемониться? Умели воевать против нас, теперь пусть за нас повоюют! (И смоют своей кровью свои военные преступления, если таковые имеются). Тем более, боевая подготовка у них уже есть. Надо сказать, что большинство из них вступали охотно. Кто-то немцев ненавидел, кто-то хотел избежать лагерей военнопленных, кому-то было всё равно, за кого воевать. Пока исход войны не был ясен, в бой пускать их было опасно, но когда фронт перевалил советскую границу, то будьте любезны, воюйте, зарабатывайте себе награды, а своей стране – престиж. Они это понимали, и воевали исправно, сберегая нашу кровь. (Ещё раз повторю, что лёгкой прогулкой эта война не была ни в начале, ни в конце).

Таким образом, плавно и совершенно естественно, Ясско-Кишиневская операция переросла в Румынскую. С ходу была очищена от немцев большая часть этой страны. И, что самое ценное, мы захватили нефтепромыслы Плоешти, откуда Германия получала большую часть нужной ей нефти. Гитлер бился в истерике, но сделать не мог ничего – в немецком фронте образовалась огромная дыра, ворота в Европу оказались открыты.

ussr0473

(Окончание следует)

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,152 | Потребление памяти: 12.2 мб |