Погоны от Сталина

24 Фев 2013,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

22 февраля в нашем военно-историческом музее Псковской области (так официально именуется Островский музей) состоялось долгожданное открытие зала военного мундира. Работы для этого потребовалось немало. Надо было организовать капитальный ремонт второго этажа, выписать витрины, привезти из Питера манекены, провести генеральную ревизию фондов. А также самим изготовить кронштейны для полуманекенов, привезти в уставной вид мундиры и шинели, раздобыть или сшить самим массу петлиц и погон и только потом начать собирать экспозицию. И ещё провести освещение витрин, продумать до мелочей расположение манекенов (чтобы оставить место для будущих экспонатов),  и попутно решить массу проблем, возникших в ходе работы. (А как же без проблем, у нас без этого невозможно, если у самих нет, так «доброжелатели» подкинут).

При этом надо учесть, что музей работал в повседневном ритме, и от обычной, плановой работы никто сотрудников не освобождал. Надо было водить экскурсии, составлять годовой отчет, вести переписку с вышестоящими инстанциями, закрывать ведомости за прошедший год и т.д. и т.п. Трудно? Конечно, трудно! Более того, сейчас работать гораздо труднее, чем в советское время – в ту пору бюрократизм не был так сильно развит.

Но, как говорится, «терпение и труд всё перетрут». Я бы ещё добавил – и храбрость, поскольку сейчас большинство людей боится что-то начинать, так как заранее уверены в неминуемом провале. И, знаете,  у них есть основания так думать…

Как бы то ним было, но зал военного мундира мы открыли точно в назначенный срок. Вообще, наш музей – единственный в России, который расширяется. Это не моя похвальба, это точные данные. Михайлыч по натуре экспансионист – все время расширяет наше «жизненное пространство». (Что для многих наших сограждан грех непростительный – вымирать гораздо спокойнее!)

Самое интересное, что расширение нашего музея всегда происходило аккурат в годы кризисов (даже в самый разгар ельцинщины). Что только подтверждает слова профессора Преображенского из кинофильма «Собачье сердце» — «Разруха? Да её вовсе нет! Разруха не в сортирах, а в головах!». Если наш музей в таких условиях не только не закрылся, а наоборот, расширился – значит, с головой у Михайлыча всё в порядке…

            03

            На открытие зала собрались неравнодушные люди: Ангелина Эрман, поисковики из Острова и из «Следа Пантеры», представители военкомата, казначейства, депутатского корпуса и много других друзей музея. (Прошу простить, что не упомянул всех). От местных властей прибыли замы главы района Федотов Н.А. и Сирош Р.А., а также заведующая отделом по культуре Ходченко Н.Ю.

Сама церемония открытия не заняла много времени. Михайлыч не любит долгих речей, да и собрались все свои. Сказали пару слов на лестничной площадке, перерезали ленточку у входа в зал, поаплодировали. Зал открыт! И все пошли туда.

      01

            Внутри зала уже находилась съёмочная группа Псковского телевидения. Все выстроились вдоль стен, и научный сотрудник музея, Маркова Е.А, провела первую краткую экскурсию. Представители администрации вручили памятные подарки. И все разошлись по залу, разглядывая экспозицию. Поглядеть было на что.

02

08

010

          Уважаемые читатели, я специально не даю полный обзор. Во-первых, в помещениях я снимаю неважно, а во-вторых, так будет интереснее. Приезжайте, всё увидите сами! Поэтому ограничусь лишь некоторыми экспонатами.

            05

            На этом снимке вы видите немецкую каску старого образца с пятиконечной звездой. В таких касках ходила армия суверенной Латвии, а после присоединения к СССР на них просто нарисовали нашу звезду.

           09

            На следующем снимке вы видите одну из витрин с погонами. Таких в зале несколько штук – погоны и петлицы советские, немецкие, шведские, украинские, американские и т.д. Те, которые стоят в отдалении от окон, подсвечиваются светодиодными лентами и энергосберегающим лампами. Вообще, на освещение всех витрин, и «манекенных», и «погоны», тратится меньше трехсот ватт. Современный утюг больше потребляет! «Экономика должны быть экономной» — этот советский лозунг Михайлыч помнит до сих пор.

            011

            Далее идут два мундира позднесоветского времени. Генерала береговых частей флота и офицера. Золотом горят погоны, сверкают награды…

            012

            А здесь вы видите то, что осталось от старого Веретья (точнее, небольшую часть раритетов). Бортовой самолетный самописец, который журналисты прозвали «черным ящиком» (на самом деле он, как вы видите, оранжевый, и их в самолёте было несколько). Самый маленький фотоаппарат для высотной съёмки. Гермошлемы, части высотного костюма, бортовые радиостанции. И самый интересный экспонат – «американская» каска. Вы скажете, что в таких попугайских касках реальные американцы не ходили? Разумеется, это каска киношная. Когда снимали фильм «Случай в квадрате 36-80», то наши каски просто разукрасили под заграницу. Она с тех пор хранилась на Веретье, и лишь недавно Михайлыч уговорил командира отдать её в музей.

          014

            А теперь вы видите улучшенную витрину с тремя бойцами. Михайлыч нарисовал на задней стенке природный пейзаж, и композиция сразу обрела смысл. Три бойца в разрушенном доме, в минуту отдыха читают письма, а рядом течет река.

            015

            На снимке – шведская витрина. Ульф Андерссон привез нам столько разных экспонатов, что не посвятить одну витрину шведской армии мы просто не могли. К сожалению, на эти две витрины падает свет из окон, поэтому фотографии вышли не очень. Шведская красавица «Фрекен Бок» соседствует с шинелями и мундирами своей армии. Среди них есть и личная парадка Ульфа, в которой он дембельнулся.

07

013

            Витрина советская. Наша регулировщица («Катюша») стоит на фоне дорожного указателя «на Берлин». А рядом висит сбитый немецкий знак – до Пскова 52 километра. Под её сапогами немецкий указатель: «Лазарет». На мой взгляд, это очень оживило композицию: если просто выставлять манекены, без соответствующего антуража, то получится универмаг, а не музей.

Рядом с Катюшей висят фуражки тех лет, и стоят три полуманекена. Генерал и два офицера. У генерала погоны золотые, пуговицы с гербами. Наград, правда, не много. В ту пору награды ценили, и «звездопад» орденов начался позднее.

            06

            Гвоздь программы – парадные сталинские мундиры, в которых наши войска шли на Красную площадь, на Парад Победы. Сохранилось много этих фотографий, самая известная – это где наши воины стоят, держа в руках поверженные фашистские знамёна. Мундир солдата пограничника и мундир офицера инженерно-саперных войск. У офицера «катушки» на рукавах и шитые золотом петлицы по тогдашней моде.

«В ногах» у манекенов лежит немецкий флаг, не государственный, а одного из ведомств Третьего рейха (такие игрушки недавно продавались в Эстонии). А также пробитая немецкая каска и обломки с немецких могильных крестов (это подлинное).

Как я уже говорил, это не далеко не вся экспозиция, но на сегодня довольно, статья и так «перегружена».

На этом официальная часть закончилась, и перешли к неофициальной, но не менее торжественной. Проще говоря, возле окна стоял накрытый стол, как говорят нынче, «шведский стол», жаль, самого шведа не было (Ульфа Андерссона).

«Александр, ведь сегодня день рождения Эдуарда Лимонова. Семьдесят лет человеку стукнуло. Другие в его возрасте натуральные развалины, а он оппозицию возглавляет! Надо отметить!», — сказал я.

Мы заочно поздравили юбиляра. Праздник для нас вышел особый. Вспомнились произведения Эдуарда Вениаминовича, его стихи. Тем более, в таком зале, где словно ожили герои его детства. А вокруг оживлённо переговаривались гости, вспоминая своих пришедших и не пришедших с войны отцов и дедов. Словно сама Великая Эпоха коснулась нас своим крылом, и на минуту все мы вспомнили, что когда-то были единым и великим народом…

Я думаю, что читатели не будут возражать, если в завершении рассказа я помещу стихи Эдуарда Лимонова. И дам фотографию гимнастёрки войск НКВД – наверное, в такой же ходил его отец.

           04

 

Под утро мне снятся советские песни

И мама в советском несложном пальто

Ну, мама, воскресни, воскресни, воскресни!..

Я буду примерным сыночком за то…

 

Я буду ходить в ненавистную школу

Давиться яичницей, меньше читать

Не стану в ботинках по мытому полу

И, может быть, буду очки надевать…

 

Там печка гудит, так стоят табуреты

На кухне соседей толпятся столы,

Отец мой пришёл, как горят эполеты!

Погоны от Сталина, яркие, злы…

 

Повсюду потом, в болевых заграницах

Я буду погоны отца вспоминать

И видеть во сне, как пришел заступиться

Обидчиков сына пришел покарать.

 

А мама, а мама моя молодая!

Мой эльф, моя мама, принцесса татар!

Ты мне никогда не приснишься седая,

И даже сейчас, когда я уже стар…

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,165 | Потребление памяти: 12.27 мб |