О пользе черного золота
19 Окт 2012, admin
Рубрика: КНИГИ/КИНО
Англо-американскому империализму необходимо удержать свои военные базы. А на Среднем Востоке эти базы неизбежно связаны с нефтью. Этим и объясняется некоторая кажущаяся непоследовательность в англо-американской политике.
М. Брукс.
«Англичане часто и настойчиво повторяли мне, что было бы желательно создать независимый Юго-восточный Союз, состоящий из Северного Кавказа и Закавказья; они говорили, что этот Союз будет только началом, что позже должны будут присоединиться Азербайджан и Грузия. Во всем этом я чувствовал запах нефти».
Борис Савинков, 1924 г.
Эта небольшая книга, представляющая собой историко-экономический очерк, появилась почти сразу после окончания Второй мировой войны, и была мгновенно переведена на русский язык. Фактор нефти рассматривался в ней в политическом аспекте, как одна из главных причин войн и конфликтов первой половины XX века. Брукс делает вывод, что нефтяная политика – главная политика, вся остальная политика второстепенна. Автора можно понять – при нем нефтяная промышленность достигла апогея, произошел революционный скачок из «Века угля» в «Век нефти», появился двигатель внутреннего сгорания и другие важные изобретения. Несмотря на это автор книги о многих вещах явно недоговаривает. Очень подробно описано Бруксом проникновение английских коммерсантов в Иран и Ирак. Немудрено, ведь Джон Рокфеллер сделал свое состояние именно на иранской нефти и стал первым в мире миллиардером. Это знаменательное событие произошло в 1916 году. Хотя Рокфеллер и был представителем американской компании, пальма первенства в нефтедобыче после Первой Мировой войны была у англичан, а американцы сорвут свой куш уже в следующей мировой бойне.
Роль нефти во Второй мировой войне рассмотрена слабо, а ведь тема интересная. Например, каким образом Германия, обладая на первых порах мизерными нефтяными запасами могла так долго продержаться на арене боевых действий, причем в первые годы войны действуя исключительно победоносно. Это не объяснить только тем, что Гитлер оккупировал или подчинил нефтедобывающие страны. В самой Германии (вместе с Австрией) годовая добыча нефти составляла всего 500 тыс. тонн и во время войны выросла до 800 тыс. тонн. Это один из самых низких показателей в Европе, а по сравнению с Америкой (годовая добыча накануне войны 165 млн.тонн!) так и вовсе смехотворный.
История про то, как немцы получили доступ к румынской нефтедобыче, достаточно хорошо известна. Необходимо только сделать акцент, что нефтепромыслы немцы не захватили, нефть им продавали, по самой низкой для европейских стран цене, но все же. Основную прибыль получали две компании – «Стандард Ойл» и «Ройял Датч Шелл». Война никогда не была помехой бизнесу. Бомбить эти нефтепромыслы для англичан означало бомбить свою же собственность, это не деловой подход, ведь 86 процентов нефтедобычи в этой европейской стране принадлежит американским и британским компаниям. Так Адольфа подсадили на румынскую нефтяную иглу. Нефть – Германии, деньги – себе. Это продолжалось бы и дальше, если бы советская армия не пробилась бы до румынских границ в 1944 году. Здесь уже делать нечего, пришлось поднимать авиацию и разрушать нефтяные предприятия. До этого ни одна английская бомба на территорию этих заводов не упала. В своей книге Брукс об этом факте скромно умалчивает. Особенно странно вся эта история выглядит на фоне помощи СССР по программе ленд-лиза. Знал ли об этом Сталин? Конечно, знал, как и про то, что еще с 1939 года существовали англо-французские планы бомбардировки нефтепредприятий советского Баку. Но это ничего не меняло, ведь успех наступления Красной армии зависел от западных поставок. Тем не менее, после начала войны в 1941 году советская авиация все-таки отбомбилась по румынским нефтепромыслам. Впрочем, как показывают статистические данные, приводимые Бруксом, потеря Румынии не слишком сильно отразилась бы на состоянии ведущих нефтяных компаний, ведь годовая добыча нефти там до, и во время войны составляла всего лишь около 10 млн. тонн.
Политика западных нефтяных компаний была проста: или себе, или никому. Хотя Гитлер показал себя отличным защитником американской нефтяной собственности, вряд ли представляется возможным, чтобы Германия добыла бы хоть один баррель кавказской нефти в случае захвата бакинских промыслов: англо-французская авиация стерла бы их с лица земли. Поэтому потери немецкой группы армий Юг, рвущейся к Кавказу, выглядят в этом свете неоправданными.
В действиях немцев в средиземноморье тоже была нефтяная подоплека, но и там они свой шанс упустили, или слили специально, причем еще в 1941 году. 1 апреля 1941 года произошел пронемецкий переворот в Ираке – второму по объему добычи нефти району на тот момент времени. При поддержке местной националистической организации «Золотой квадрат» к власти пришел Рашид Али аль-Гайлани — незаурядный общественный деятель, который относился к британскому присутствию резко отрицательно и симпатизировал вождю Третьего Рейха.
Несмотря на такой удачный для Германии поворот событий, немцы не оказали большой поддержки восставшим. Поставки оружия иракским националистам через Сирию (тогда подконтрольную правительству Виши) были настолько мизерными, что помогли продержаться антибританским силам лишь два месяца, после чего Багдад был взят. Если бы немецкий Генштаб направил свою энергию не на доработку плана «Барбаросса», а на помощь Рашиду Али, то немцы могли бы получить неограниченный доступ к нефти и история противостояния стран Оси и союзников могла бы сложиться совсем по-другому и не в пользу последних. Здесь опять мы сталкиваемся со странным отношением Гитлера к собственности нефтяных магнатов. Возникает вопрос, чьи же интересы он преследовал?
Согласно статистике, выложенной у Брукса, после Второй мировой лишь Мексика, СССР и, частично, Аргентина, занимались нефтедобычей без участия иностранного капитала. С Мексикой разобрались в 1982 году: страна была вынуждена объявить дефолт по внешним долгам. И хотя Конституция Мексики сейчас запрещает частную нефтедобычу, нефтеперерабатывающие предприятия приватизированы. Нефть в политике России – особая тема, требующая отдельного исследования. Достаточно сказать, что Россия занимает первое место в мире по добыче нефти — в 2011 году добыто 511 миллионов тонн, тогда как весь СССР добывал 415 млн.тонн. Именно нефть, а не стратегическое мышление Владимира Владимировича вкупе с его политикой, является спасителем российской экономики. Когда Путин пришел к власти, за баррель нашей нефти (хотя мы то понимаем, что не нашей) давали 27 долларов, сейчас за него дают больше ста долларов. Не будем повторять крикливые, набившие оскомину выпады о «нефтяной игле» и «нефтяном олигархе Путине», это не принципиально. Но в мире нефти (как и в мировой экономике) ничего не делается просто так, и цены на российскую нефть просто так не могли взлететь до такого уровня, если только это не сделано искусственно, за определенные уступки или услуги со стороны главы российского государства. Была ли в этом заслуга Путина, или наоборот, его недоработка – вопрос остается открытым…
Майкл Брукс. Нефть и внешняя политика. Издательство Иностранная литература, Москва, 1949 год.
Да, всё так и есть, везде, где в начале 20-го века находили нефть, начинались загадочные войны и революции. А Баку так и вовсе было ахиллесовой пятой Российской Империи и СССР — не зря разрушение этих государств началось с бакинских погромов. Надо будет написать об этом подробнее…