Что делать с белыми лентами?
12 сентября в Пскове побывали участники «Белого автопробега» депутат Госдумы Илья Пономарев и ответственный секретарь Федерального политсовета «Солидарности» Михаил Шнейдер. В конференц-зале отеля «Гелиопарк» под эгидой Северо-западного регионального центра публичной политики состоялась их встреча с псковичами. Встреча анонсировалась как круглый стол, однако на деле прошла в формате «вопрос-ответ».
Тему задал Илья Пономарев, который сообщил о целях автопробега и поделился своими мыслями о перспективах так называемого нового протестного движения, возникшего в декабре 2011 года после выборов депутатов Государственной Думы.
В целом ни по одному вопросу о том, как быть и что делать, как оказалось, в рядах этого движения единства нет. Но при этом лидеры, задающий тренд, намерены это единство отыскать и отразить в программе. Программа должна быть социальной и понятной простым гражданам, которых волнуют не честные выборы, а уровень зарплаты и тарифов ЖКХ.
Илья Пономарев уверен, что движению нужны новые лидеры. А пока их нет, будет избран координационный совет в составе 45 человек, 30 из которых будут избраны всеми зарегистрированными избирателями по общероссийскому округу, а еще 15 – с учетом принадлежности к оппозиционным организациям: левым, либеральным, националистическим – по 5 человек от каждой группы организаций по трём «идеологическим» округам.
Этот координационный совет на самом деле до боли напоминает Национальную ассамблею, первые выборы в которую прошли в 2008 году, и которая сначала выжила из ума, а затем просто изжила себя. Рискну предположить, что такая же судьба ждет и Координационный совет.
Вместо того, чтобы бороться с действующей властью, оппозиционные силы будут копошиться, пытаясь вставить возникшее в декабре и в настоящее время поредевшее новое протестное движение в какие-то рамки. Затем будут пытаться договориться внутри себя же, чтобы создать общую программу. А какую общую программу могут создать вместе левые, правые и либералы? У них слишком разные идейные платформы. Так и Илья Пономарев признался, что как убежденный левый и интернационалист считает националистов своими оппонентами, если не врагами. Ближе к концу встречи, он уточнил, отвечая на поставленный вопрос, что врагами считает нацистов, а националисты, по его мнению, просто искренне заблуждаются и с ними можно сотрудничать в определенной степени. Думается, что программа, если она и будет создана, вряд ли предложит избирателям что-то новое, за что можно будет этому избирателю зацепиться.
Второй московский гость Михаил Шнейдер представил псковичам свой проект «Гражданин наблюдатель», который набрал уже 14 тысяч волонтеров. Он также предложил свой ответ на вопрос: «Что делать?». Во-первых, надо продолжать наблюдать за выборами и судиться по поводу нарушений. А во-вторых, нужно изменить избирательное законодательство. Как это сделать? «Гражданин наблюдатель» предлагает провести референдум. В список вопросов предлагается включить вопросы о прямых выборах глав администраций, о праве партий создавать блоки, о лишении органов государственной власти формировать избирательные комиссии, о выборности судей и начальников управлений внутренних дел и др. Окончательный список вопросов будет определен исходя из пожеланий граждан, в частности путем голосования на сайте проекта. Но провести референдум в России нелегкая задача. Целью участия Михаила Шнейдера в белоленточном автопробеге является поиск в регионах людей, которые в дальнейшем смогут организовать инициативные группы референдума на местах. Шнейдер раздал всем присутствующим визитки, чтобы желающие приобщиться к проекту, оставили свои контактные данные. Желающих оказалось не так много. Но вполне вероятно, что Псков не останется без референдума, если он все же состоится.
И опять же предлагаемый референдум до боли напоминает референдумы, регулярно проводимые КПРФ. Главное, чтобы было чем себя занять! Референдумы проводятся, ситуация не меняется.
И выборы в координационный совет оппозиции и предлагаемый референдум на самом деле мало чем отличаются от идеи преломления политической ситуации через постепенное завоевание мест депутатов и глав муниципальных образований. А эта идея, по мнению того же Пономарева, бесперспективна, поскольку только отнимает силы и отвлекает оппозицию от основного политического фронта. Тем более, что итоги неутешительные – лишь 10% избранных оппозиционных глав муниципальных образований остаются на местах и не теряют своей оппозиционности. Остальные либо покидают места по различным причинам, либо переходят в стан к врагу.
Лично меня такие ответы на вопрос «Что делать?» не впечатлили именно из-за своей формальной сути. В этом смысле более актуальным кажется заявление Эдуарда Лимонова о том, что от межпартийных и непартийных коалиций «придется возвращаться к старой доброй партийной политике, осуществляемой политическими партиями, а не киселеобразными массами».