Жизнь продолжается

12 Авг 2011,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

Меня часто спрашивают: как дела у островских поисковиков, что нового. Дел, как всегда, много, писать про всё не успеваю.
Подходит к завершению капитальный ремонт дома на островке, под расширяющийся Псковский областной музей боевой славы. Уже почти решены самые трудные проблемы – бумажные, а всё остальное в наше время – ерунда. Окончен плановый ремонт основного здания музея (с заменой окон, дверей, проводки) и выставочного зала. Вовсю идут работы на линии Сталина. В общем, дел хватает. Новостей – тоже, плохих, хороших и не поймёшь каких.
Успешно завершив свою экспедицию, уехали домой воспитанники клуба «Десантник» (гор. Стрежевой, Томская область). И как раз вовремя: вскоре после их отъезда в деревне, близ которой они стояли лагерем, один местный житель по пьянке убил другого. После чего бегал от милиции всю ночь, пока не поймали. Было три мужика в деревне, остался один. Вот и решайте, что за новость: с одной стороны, плохая, с другой – хорошая, что случилось это не при детях.
Едва уехали домой томичи, как к нам приехал сводный поисковый отряд «Долг и Память Югры» из Ханты-Мансийского округа. Всего 44 человека из Мегиона, Нижневартовска, Сургута и прилегающих районов. В прошлом году они приезжали на Псковщину, ходили с нами в поиск, помогали в работе на линии Сталина. Всё увиденное, услышанное и передуманное оказало на сибиряков такое впечатление, что они решили сделать такие поездки постоянными. Сам руководитель отряда, Рожков Олег Васильевич, приезжает к нам уже шестой год. (До этого он возглавлял ребят из Мегиона).
Разумеется, такой отдых не для всех. Копать землю в жару, жить в полевых условиях по строгому распорядку дня – такое времяпрепровождение на любителя. Поэтому едут сюда только добровольцы, силком никого не тащат. Понятное дело, что сибиряки приехали сюда не батрачить, и работа у них перемежается экскурсиями в Печёры и Изборск, в Пушкинские Горы, не говоря уже об Острове. 2 августа они побывали во Пскове на праздновании Дня ВДВ (разумеется, на стадионе, а не возле фонтана). Ребятам понравилось.
В будние дни сибиряки работают сами, а в выходные к ним присоединяемся мы, поисковики из Острова и Палкино. Вот и сегодня, 6 августа, наши группы встретились возле сельмага в Дуловке, и после непродолжительных приветствий отправились на новое место работы.
Когда-то, шестьдесят семь лет назад, здесь шли ожесточенные бои. 14 января 1944 года грянул Первый Сталинский удар, и вскоре немцы побежали от стен Ленинграда. За месяц наши войска дошли до берегов Чудского озера и предместий Пскова, когда внезапно наше наступление остановилось, упершись в немецкую оборонительную линию «Пантера». Но в ту пору советское командование не знало о ней (предполагалось, что это отдельные опорные пункты немцев). Это незнание дорого обошлось нам – бои в этих местах являются «белым пятном» в советской историографии, про них сохранилось мало сведений.
Мы быстро обнаруживаем следы окопов и приступаем к поиску. Пищат металлоискатели, роются шурфы. Кажется, место перспективное. Мы приступаем к работе, и вскоре находим пустую коробку от пулемётных лент, а немного погодя – вторую. Всё ясно – это немецкая пулемётная позиция, тем более, что вокруг полно стреляных гильз. В нескольких метрах от этого места мы находим бункер, но очень странный – сверху над ним расположены обычные траншейные перекрытия. Объяснить такую несуразность никто из нас не смог.

Скорее всего, перекрытия поставили уже после войны.
Бункер оказался обычным, глубиной почти четыре метра. Во время советских артобстрелов в нём прятались немецкие пулеметчики, а потом выскакивали, чтобы встретить огнем нашу наступающую пехоту. Мы подогнали «вепрь» (вездеход сибиряков) и лебёдкой вытащили перекрытия – они поедут в музей на линии Сталина. Но сам бункер не оправдал наши надежды – никаких находок там не оказалось. По всей видимости, когда пришло время, фрицы собрали узелки и пошли на Запад, оставив на позиции лишь две коробки из-под лент. Как бы в подтверждение этой версии, палкинские поисковики обнаружили в речке неподалёку станок от немецкого пулемёта. Что же, отрицательный результат – тоже результат. По крайней мере, будем знать, что этот бункер пуст.

Иногда ворчат, что мол нынешняя молодежь распущенная, работать не желает, и т.д, и т.п. Что же, она просто копирует взрослых. В тех случаях, когда молодые люди имеют перед глазами более достойные примеры, они себя ведут совсем иначе. Наставники сибиряков сами работают больше всех – от этого и воспитанникам как-то неловко валять дурака. Кузнецов Сергей Васильевич, школьный учитель из поселка Высокий близ Мегиона, приезжает на Псковщину уже в пятый раз, и привозит своих учеников – да, такой преподаватель дурному не научит…


Солнце уже клонилось к закату – пора заканчивать работы. Толпа сибиряков облепила «вепрь» (у него на крыше специальные поручни), и объединенный псковско-сибирский караван отправился в обратный путь. Вид у нас, конечно, впечатляющий, как из фильмов о гражданской войне. Не хватало только портрета Ленина и красного флага.
Что заставляет сибирских ребят (и даже отчасти девушек!) из года в год приезжать сюда, жариться на солнце, работать до седьмого пота, терпеть бытовые неудобства? Наверное, это желание почувствовать себя частью народа. Почувствовать реально, а не фиктивно. Конечно, очень важно найти незахороненные останки советских воинов (а сибиряки уже отыскали останки четырех красноармейцев), но ещё важнее то невероятное чувство национального единства, когда рядом работают дети и взрослые с разных концов великой страны. Это никаким трёпом не заменишь.
С крыши «вепря» (а это довольно высокая машина) открываются чудесные виды. Особенно когда проезжаем мимо зарослей трехметрового борщевика… А вот дымится пепелище сгоревшей только сегодня избы… (А мы-то думали, что за стрельба и взрывы были слышны днем – оказывается, это просто трещал шифер и взорвался газовый баллон). Надо сказать, что первое время сибиряков шокировала наша псковская действительность, но они уже привыкли к брошенным деревням и одичавшим полям. Без всяких приключений прибываем в базовый лагерь.
Базовым его называют потому, что часть сибиряков работает на линии Сталина, часть стоит лагерем в Новинах. А здесь, в заброшенных колхозных гаражах, расположен штаб. Сибиряки очистили помещения, выкосили траву, построили полевую столовую, оборудовали умывальники и прочие удобства, и получился лагерь что надо. (Мы, поисковики, разумеется, им помогали). Даже электричество у них есть – от своего электрогенератора. Хорошее место.
Жалко будет, если сибиряков выгонят отсюда. А такое вполне возможно: сами знаете, пока дома и земли стоят заброшенными и разрушаются, они никому даром не нужны, но стоит обустроить хоть один, как тут же найдется куча хозяев – даже из славного города Лондона. Во всяком случае, кулацкие подпевалы уже намекают на нежелательность присутствия здесь сибиряков. РФ ведь такая маленькая и тесненькая страна…
Астафьева Татьяна Николаевна, председатель Союза поисковых формирований ХМАО-Югры, готовит на костре ужин. Мы рассаживаемся за столы, и пока «пионеры» усердно работают ложками, взрослые ведут разговоры о будущем – как заменить сальники у «вепря», где работать завтра, и как сохранить наше единство и нашу дружбу в нынешнем разъединенном мире. Жизнь продолжается…

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 77 | 0,377 | Потребление памяти: 12.95 мб |