Надежда — наш компас земной
25 Дек 2009, admin
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО
Давненько я не писал статей. Надеюсь, что читатели извинят меня – на дворе декабрь месяц, выходы группы «Поиск» в поле по понятным причинам прекратились. На снимке вы видите нашу группу во время последнего в этом году полевого выхода в ноябре.
Да и ездили мы в тот раз недалеко – на Холматку, на «линию Сталина». Погода была холодной и ветреной, поэтому от избушки мы далеко не отходили. Останков тогда обнаружено не было, только обнадеживающие признаки – саперные лопатки, прочие предметы солдатской амуниции. Когда пройдет зима, надо будет хорошенько обследовать то место. Напоследок мы сфотографировались возле избушки, как бы подводя черту поисковому сезону 2009 года. Трудным выдался этот год, но зато крайне интересным. (В центре – «Марина Холматская», она же Марина Кондратьева, заведующая филиалом Островского краеведческого музея на «линии Сталина»).
Таким образом, в поле сейчас нечего делать, но зато кипит работа в музее. Недавно наш реставратор Валера Терской из трех кусков собрал немецкий пулемет образца 1926 года МГ-13 «Дрейзе».
Кроме того, им доведен до ума бельгийский карабин «маузер», изначально предназначавшийся для экспорта в страны Ближнего Востока, но в связи с захватом Бельгии немцами доставшийся вспомогательным службам вермахта.
На ствольной коробке карабина даже сохранилась надпись арабским шрифтом. Приклад сделан по восточной моде (крайне неудобный на взгляд европейца), и вообще чувствуется, что это экспортное оружие для слаборазвитой страны.
Далее на снимке – две немецкие мясорубки, оставшиеся со времен оккупации (с характерными надписями).
Кроме того, музейная экспозиция пополнилась редкой немецкой ракетницей, которую подарили музею члены нашей группы «Поиск» из Опочки и Красногородска.
Данный экспонат мог стрелять как осветительными ракетами, так и боевыми гранатами (нужно было только вставить нарезной вкладыш). Я не привожу его подробные тактико-технические данные – «Скобари. ру» не являются специализированным поисковым сайтом, и вряд ли большинство читателей заинтересуют такие тонкости. (Кстати, если заинтересуют – спрашивайте, отвечу).
По секрету добавлю, что музей с будущего года должен перейти в областное подчинение, что является для нас очень хорошим делом – на порядок уменьшатся проблемы с финансированием, да и прихлопнуть нас станет гораздо сложнее. А такие попытки происходят неоднократно…
«Кот из дома – мыши в пляс»
Надо сказать, что, несмотря на явные успехи (или из-за них?) для некоторых сотрудников районной администрации наш музей – что бельмо на глазу. В иных районах подобные заведения были фактически превращены в склады утильсырья, а потом тихо прикрыты за ненадобностью ещё при прежнем губернаторе («оптимизированы»). С Петром Михайловичем Гринчуком, однако, такой номер не прошел. И вообще, директор Островского музея ведет себя неподобающим образом – вечно что-то просит и требует, всё ему спокойно не сидится. В этом году так целую «линию Сталина» заставил в порядок привести. Каких трудов ему это стоило – разговор особый (раньше отпуск у Михайлыча длился в среднем около недели, а с этого года он работает вообще без выходных по 12 часов в день). Музейные деньги на нецелевые расходы не выдает (ну, об этом я уже писал в предыдущих статьях), чем наживает себе врагов. Давно бы с ним расправились, да мешает глава администрации, Мищенков Павел Геннадьевич. Но в конце ноября он уехал в отпуск, и недоброжелатели нашего музей этот шанс не упустили…
Как известно, кошка с дому – мыши в пляс, и по такому случаю к Михайлычу в музей явилась делегация некоторых сотрудников администрации. С ультимативным требованием – чтобы он отказался от «линии Сталина». Михайлыч опешил – ведь столько сил и средств в нее уже вложено! А они в ответ – ничего не знаем, денег на её содержание нет, пиши заявление, что отказываешься от этой линии, что это всё было ошибкой и её надо закрыть. И вообще, губернатор в Пскове, а они – тут, в Острове. Вот отпразднуем очередной юбилей – 65-летие Победы – и после 9 Мая линию втихаря и прикроем. Зачем она, если до следующего юбилея целых пять лет?
Михайлыч на это ответил, что если им это надо, то пусть они сами такую заявку и пишут – от своего имени. «Нет, должен написать именно ты, мы боимся, нас за такие дела Мищенков в порошок сотрёт!» Что тут скажешь? Жалует царь, да не жалует псарь…
Поругались всласть, нервы Михайлычу измотали. Неизвестно, чем бы всё это кончилось, но через полдня в музее раздался телефонный звонок из Пскова – вопрос о переходе Островского краеведческого музея в областное подчинение решен, бумаги подписаны. Михайлыча словно с того света вернули! На другой день приходит в администрацию – и как вы думаете, кто первым кинулся его поздравлять? Да, вы угадали…
Вскоре из отпуска вышел П. Г. Мищенков. Михайлыч не стал «стучать» на тех, кто хотел погубить музей – он, в отличие от них, порядочный человек. Наверное, поэтому его уже не раз грозились посадить…
На прошлой неделе отвез Михайлыч нужные бумаги во Псков (их должны были приготовить ещё в сентябре, да вышли «технические трудности» — наверное, грамоту «ответственные товарищи» забыли, и потом по буквам вспоминали). Отправить по почте – тоже было не судьба, «забыли», а Михайлыч к работе привычный, что ему стоит! Да ладно, лишь бы сильно не мешали.
Тем более, что хороших людей, готовых помочь нашему работающему музею гораздо больше. Это и юные сибиряки из «Форпоста» и «Десантника», уже который год приезжающие к нам на Псковщину, чтобы помочь в деле поиска незахороненных останков воинов Красной Армии. Это и швед Ульф, регулярно прибывающий в Остров и привозящий всё новые экспонаты для музея (а ведь, казалось бы, что ему, нейтралу, проблемы экзотической России!). И десятки и сотни добровольных помощников на Псковщине и по всей России.
Ну, разве можно с такими людьми отчаиваться и опускать руки! «Надежда – наш компас земной, а удача – награда за смелость…»