Война в кинематографе

16 Июн 2009,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

«Мы из будущего»
Признаюсь, фильм этот, показанный 23 февраля по телевидению, меня заинтересовал. И удивил до такой степени, что я даже стал проявлять интерес к современному кинематографу. Ну, интерес этот скорее «профессиональный», к фильмам на военную тему, но хоть такой. Тем более, что некоторые реквизиты съёмочная группа брала в нашем Островском краеведческом музее. Поскольку смотреть наше российское телевидение для меня совершенно невозможно (из-за обилия рекламы), ничего другого не оставалось, как взять диск с этим фильмом у знакомых и просмотреть его.
Очевидно, что создатели фильма старались воссоздать более-менее правдоподобную картину военных лет. Тут прогресс очевиден. И хотя специалисты заметят отдельные несоответствия в обмундировании, амуниции и т.п., по сравнению с тем, что было, это несущественные мелочи. Раньше же с этим делом в нашем кинематографе была просто беда. В советское время, к примеру, считалось идеологически вредным показывать народу не только форму военнослужащих Третьего Рейха, но даже кайзеровской Германии. Специально для киношников один военный историк нарисовал соответствующий альбом, который власти тут же упрятали под замок. Понадобиться, к примеру, фильм о войне снять, сходи в соответствующие инстанции, получи разрешение, и можешь этот альбом полистать. А поскольку, чтоб получить это разрешение, надо было долго в ноженьки кланяться, да потом доказывать свою политическую благонадежность (надо же хранителям этой «тайны» свою значимость показать!), большинство советских кинематографистов этого не делало. Одевали «фрицев» в какую-то абстрактную «немецко-фашистскую» форму.
«Чего это они на меня таращатся? – подумал Штирлиц перед входом в рейхсканцелярию, и поправил на голове буденовку».
Примерно так и выходило. Герои «Семнадцати мгновений весны» одеты совершено не по форме. К концу войны сотрудники репрессивных и разведывательных ведомств Третьего Рейха ходили на службу в обычном армейском обмундировании. Черной эсесовской формы не хватало, да и не в правилах любой спецслужбы выделяться. Так что появись «реальный» Штирлиц в «своём» ведомстве одетый таким образом, это было бы равносильно надетой буденовке.
Горохом сыпались с неба «фашистские парашютисты» в обычной полевой форме вермахта, на лету стреляя из автоматов. (Форма десантников Третьего Рейха была другая, да и прыгали они с одними пистолетами – прочее оружие им сбрасывали в контейнерах). «Фашистские танкисты» выскакивали из «горящих танков» в советских комбинезонах и шлемофонах. По сюжету фильма, действие происходило в мае 1942 года, но голос Левитана из репродуктора вещал о взятии немцами Ростова-на-Дону. И как апофеоз абсурда – стаи немецких «тигров» в начале войны.
Конечно, далеко не всем фильмам о войне нужно было точное соответствие всех деталей. К примеру, «Баллада о солдате», «Мир входящему», «Судьба человека» — прекрасные советские фильмы, подлинные шедевры мировой кинематографии. Они обходятся без крупных батальных сцен: тут главное – показать лучшие образцы человеческого духа в такой труднейшей ситуации, как война. К этим фильмам можно смело причислить «А зори здесь тихие». И что с того, что на участке фронта, показанном в том фильме, немецких диверсантов не было и не могло быть в принципе – в тех краях воевали с финнами. Не сцены боевых действий тут главное…
Фильмы типа «Небесный тихоход» также не нуждались в точном соответствии всех деталей – их снимали не для поднятия боевого духа, а для отдыха. Что-то вроде более позднего игрового кино. Типа «Жени, Женечки и «катюши». Или «Четырех танкистов и собаки». Их и воспринимали именно как добрую сказку для взрослых, а вовсе не как нечто героическое. (Кстати, за уничтожение нашего У-2 немцев действительно награждали Железным Крестом).
Так что фотографически точное соответствие реалиям тех дней для кино не всегда необходимо. Но уж если ты задумал снимать масштабную картину, да ещё с батальными сценами, то будь добр, соответствуй замыслу.
Увы, «соответствовать» удавалось не всегда. Причем хуже всего это получалось у монументальных сталинских картин типа «Падения Берлина». Всё недостоверно – исторические события, одежда немцев. «Гестаповцы» больше смахивают на энкаведешников кавказской национальности, «пьяные фашистские солдаты» разгуливают на виду у офицеров… Дубовейшая пропаганда с нулевой художественной ценностью, и больше ничего.
Кому война, а кому мать родна…
Вообще, в силу своей сути война никогда не сможет быть показана на экране в подлинном виде – её лицо неописуемо…Не зря подлинные фронтовики (те, кто действительно воевал на переднем крае) так не любят рассказывать о пережитом и смотреть «военные» фильмы. (Зато те, кто видел войну со стороны, говорят слишком много).
Войну можно показывать лишь отдельными, более-менее правдоподобными кусочками. И я рад, что в последнее время наметилась тенденция к этому. «Штрафбат», на мой взгляд, недостоверен и плох, но прочие современные фильмы, такие как «Свои», как говорится, подают надежды. Фильм «Сволочи» современные «патриоты» встретили в штыки – мол, не было такого, чтоб Красная Армии детей в качестве диверсантов использовала! Увы, всё это было, причем с обеих сторон. Подлинное разведывательно-диверсионное дело невозможно показать широкой публике таким, какое оно есть. Так что фильмы про партизан и разведчиков подвергаются лакировке больше прочих военных фильмов.
Что же касается «Гостей из будущего», то он, на мой взгляд, довольно точно показывает разницу между тогдашним и современным поколениями. Наверняка мы показались бы нашим дедам «контужеными». В фильме также довольно точно показан подленький бизнес на находках военных лет. В крупных городах имеются богатенькие коллекционеры, готовые хорошо платить подобным черным копателям. Не стоит, впрочем, преувеличивать их значение. Дело это малоприбыльное и трудоемкое, серьёзных доходов не приносящее. К счастью…
Поскольку в противном случае все участки минувших боев были бы скуплены, земля перерыта и просеяна. Под самым «патриотическим» видом – с помпой похоронили бы останки одного обнаруженного бойца, прочие бы тихо и незаметно выбросили. Но поскольку все это не окупит и малой доли расходов, серьезного коммерческого интереса места боев не представляют, и шакалит на них всякая мелюзга, вроде показанной в фильме.
Что же касается наших краёв, то тут в основном «черные копатели» — местные деревенские мужики, ищущие металл. Снова, как 60 с лишним лет назад, линия «Пантера» стала кормилицей местного населения. После войны разбирали немецкие блиндажи на стройматериалы, искали занятные немецкие вещицы на продажу (хваленый Сталин не давал лесу на строительство жилья – только на колхозные нужды). Сегодня ищут латунные гильзы,медные провода, куски разбитых танков. Помню, как-то летом мы подвозили такого копателя. Разодет был в крутой прикид, курил сигареты «Парламент». Всё нас жизни учил, как надо богатеть. Вылез возле своей деревни, тут один наш и говорит: «А я знаю его. У них полдеревни на металле живет. Пока лето, жируют, а вот увидите, каким он зимой станет. Фарт кончится, продаст с себя все за гроши. Будет в рваной телогрейке и сапогах на босу ногу ходить!» (Из-за кризиса цены на металл упали в восемь раз, и «фарт» кончился гораздо раньше).
Раньше, когда ещё были остатки советских ресурсов, подобные копатели рыли землю бульдозерами и экскаваторами (при этом варварски давили кости наших солдат), теперь им приходится работать лопатой. Хотя, и среди «черных копателей» встречаются порядочные люди. Как-то раз мы увидели разрытый окоп, а возле него – останки советского солдата, аккуратно сложенные в ведерко. «Копачи» собрали, что им было нужно, а кости поставили на видное место, зная, что рано или поздно наша группа «Поиск» придет сюда.
Но я отвлекся. Так вот, по мнению нашей группы, фильм «Гости из будущего» удался. Многие костюмы сшиты с абсолютной точностью. Поведение героев тоже довольно достоверно. Правда, настоящие доты с «линии Сталина» киношникам чем-то не приглянулись и в фильме показан муляж, но сделан он качественно и впечатление от него ничуть не хуже, чем от реального. Некоторые реквизиты, как я уже упоминал, съемочная группа брала в нашем Островском музее. На снимках показаны два из них.

Немецкий 50-мм миномет образца 1936 года
Штучка эта является легким оружием навесного огня пехоты. Вес – 14 кг, вес мины – 900 г, дальность стрельбы – 60 – 520 метров. На походе переносился на двух вьюках. На небольшие расстояния в ходе боя – за ручку. Расчет – три человека, переносит кроме того 5 лотков с минами, в каждом лотке по 10 мин, и ящик с принадлежностями.
Несмотря на малый калибр, этот миномет имеет все положенные механизмы – подъемный, поворотный, горизонтирующий. И даже, в отличие от нашего, где стрельба ведется самонаколом, стреляющий механизм. Зато советский миномет такого же калибра превосходил «немца» в дальности стрельбы на 300 метров. В ходе боев выявились серьёзные недостатки данной системы (в частности, слишком малая дальность стрельбы, из-за чего
В фильме данный миномет показан в сцене, когда немцы преследуют наших разведчиков.

Самодельная советская ложка
В фильме она показана в самом начале, когда один из «черных копачей» находит её и прячет в карман. Как видим, и в то время думали о девушках. Понятно, что это штучная работа (отливка), большинство самодельных ложек более простой формы. Их ТТХ (тактико-технические данные), я думаю, приводить нет нужды. Кроме того, в кадре – советские стеклянные фляги, самодельные стопки, изготовленные из развальцованных гильз, банка из-под американской тушенки («второй фронт», как её окрестили наши бойцы), ножи.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 27 | 0,160 | Потребление памяти: 12.16 мб |