Это было недавно, это было давно…
Первая мировая война до неузнаваемости перекроила карту Европы, и не все государства дожили до её конца. Среди канувших Лету была и Дунайская империя (Австро-Венгрия). Предоставленные сами себе, её народы разбрелись, кто куда, оставив австрийцев одних в центре Европы. Одиноко, страшно, и даже как-то непривычно. Что делать? Объединяться с родственной Германией, такой же избитой и несчастной. Однако, Антанта категорически запретила объединение двух немецких государств.
В 1933 году в Германии приходят к власти нацисты. Первым пунктом их программы было присоединение (аншлюс) Австрии. Дело это оказалось не таким простым, мешала Италия, да и власти Австрии уже не горели желанием объединяться. Гитлеру приходилось действовать кнутом и пряником, устраивать теракты, провокации, врать, нарушать договора, но в конце концов, 13 марта 1938 года германские войска вошли в Вену. Гитлер выступил с торжественной речью, в которой объявил, что сделал главное дело в своей жизни. Австрия становилась германской провинцией, со всеми вытекающими из этого последствиями. Большинство австрийцев восприняли эту новость с энтузиазмом. В Вене евреев травили так, как не травили в Берлине.
Австрийцы ничего не имели против Третьего Рейха, пока все шло хорошо. Когда с Восточного фронта повезли гробы эшелонами и запахло жареным, энтузиазм поутих. Стало ясно, что наказание неминуемо, а как его избежать? Только одним способом — вспомнить, что они когда-то были австрийцами, и изобразить из себя жертву Гитлера. При этом процент австрийцев в СС и НСДАП был даже выше, чем процент германских немцев. На территории «Остеррайха» было полно лагерей смерти, и местное население обожало охотиться за беглецами, как за зверьми. Ничего себе «жертва»… Но другого выхода не было — Красная Армия стояла у ворот.
После того, как наша армия взяла Будапешт и отразила немецкое наступление под Балатоном, дорога на Вену была открыта. Венская операция была запланирована на 16 марта. Предполагалось силами 2-го и 3-го Украинских фронтов вытеснить противника из западной Венгрии, и, развивая наступления, подойти к Вене, окружить город. После упорных боёв под Секешфехерваром немцам пришлось отойти на территорию Австрии. Район Надьканижи (последняя венгерская нефть) был потерян окончательно. Определённую помощь нам оказала авиация союзников, бомбя отступающих немцев. Гоня противника, Красная Армия вышла к Вене 4 апреля и завязала бои за город. Гитлер объявил Вену крепостью и запретил сдавать при любых обстоятельствах. Только обстоятельства оказались сильнее. Через несколько дней наша армия, преодолев горнолесной массив Венского леса, вышла к городу с западной стороны. Вена была окружена с трех сторон, оставался лишь один выход из города, и он постоянно сужался.
В самом городе венцы вспомнили, что они когда-то были австрийцами. Горожане подходили к солдатам, советовали дезертировать и предлагали гражданскую одежду. Таким образом сбежало около трёх тысяч немецких солдат. Помня судьбу Будапешта, немецкое командование приказало оставить город, пока ещё была возможность. 13 апреля Вена была взята. В боях за город погибло около 18 тысяч красноармейцев.
Сами венцы относились к нашим бойцам настороженно, но без особого страха. В гости, понятно, не звали, но и не дичились, как венгры. Уже в августе они воздвигли памятник нашим бойцам, погибшим при штурме Вены. Памятник стоит по сей день. \
Когда закончились бои, державы-победительницы стали сортировать немецких военнопленных. Австрийцев отделяли от германцев, чтобы отпустить их по домам в первую очередь. Это порождало конфликты среди немцев.
После войны державы-победительницы договорились о возрождении Австрии. Австрия была освобождена от уплаты контрибуции, и все иностранные войска (кроме нашей армии там были англичане и американцы) были выведены с её территории в 1955 году. Взамен страна обязалась строго соблюдать нейтралитет и не вступать ни в какие союзы. Можно сказать, дешево отделались. Нейтралитет Австрия соблюдает до сих пор.
Читать все календарные статьи