Молодость моя, Белоруссия…

27 Мар 2024,  
Рубрика: СТАТЬИ

Город Минск был захвачен немцами 28 июля 1941 года, а вскоре была оккупирована и вся Белоруссия. Моментально были организованы еврейские гетто, и оккупанты приступили к уничтожению населения. Надо сказать, что тут им пришлось действовать своими руками — добровольных палачей в Белоруссии оказалось на порядок меньше, чем в Прибалтике или на Украине. Вскоре в Минск прибыл сам Гиммлер — посмотреть, как производится «окончательное решение еврейского вопроса». Увиденное впечатлило настолько, что глава СС чуть не упал в обморок. 1100 дней и ночей продлилась оккупация Минска, и каждый день мог стать последним для любого минчанина. В многочисленных лагерях возле города было истреблено свыше 400 тысяч человек.

Минск не сдавался. Минск продолжал бороться. Городское подполье насчитывало около 9 тыс. человек. В партизаны ушло 40 тысяч минчан. В самом городе оккупантам стреляли в спину, почти каждый день что-нибудь горело или взрывалось. А всего в Белоруссии оккупанты уничтожили три миллиона человек, 400 тысяч угнали на работы в Германию и Прибалтику. Было разрушено 200 городов и сожжено 9200 деревень.

Впервые наши войска потревожили оккупантов в марте 1942 года, когда в ходе Торопецко-Холмской операции советская дивизия подошла к окраинам Витебска. Тогда пришлось отойти. Час освобождения Белоруссии пробил 23 июня 1944 года, с началом операции «Багратион». Эта грандиозная операция включала в себя освобождение всей Белоруссии, большей части Литвы и Восточной Польши. Удар в Белоруссии был для немцев полной неожиданностью. Наши войска уже наступали, а в ставке Гитлера всё ждали основной удар на Украине. Достигнув внезапности, наши войска использовали её в полной мере. Группа армий «Центр» не успевала отходить, её дробили на куски, окружали и уничтожали под Витебском, под Полоцком, под Бобруйском. Успехи были таковы, что на западе не верили сводкам Софинформбюро, считали это невозможным. Дабы показать всему миру свою правоту, в Москве был устроен «парад» военнопленных, захваченных нами в ходе Белорусской операции. Стадо в 57 тысяч «сверхчеловеков» прогнали по центру Москвы, на виду у иностранных послов. После этого все сомнения отпали.

Немцы уже бежали из Минска. Пробовали грабить имущество, но вывозить уже не было времени. 3 июля в Минск ворвались танки 2-го танкового батальона 5-й гвардейской танковой арми. Танкисты совершили длительный марш, не спали трое суток. Но оно того стоило. Поскольку основные силы немцев были окружены и рассеяны вокруг города, в самом городе сильных боёв не было. Очень скоро сопротивление немцев было сломлено. Минчане вышли встречать воинов-освободителей. По воспоминаниям, танки были похожи на огромные букеты.

Пока народ ликовал, забрасывал цветами танки, качал солдат и офицеров, сапёры разминировали правительственный квартал. Тушили пожары. Вылавливали отдельных фрицев. Северо-восточнее Минска в котел попало около 100 тысяч немцев, вокруг города шаталось около 30 тыс. оккупантов. Все они были ликвидированы в ближайшее время. Кто не сдался, тот погиб.

Немцы ещё пытались бомбить Минск, но Красная Армия шла вперёд, и вскоре бомбёжки прекратились. Белоруссия была освобождена. А отдельных солдат вермахта, голодных и одичавших, вылавливали партизаны, хорошо знавшие леса. Советская разведка сумела убедить противника, что якобы в Белоруссии скрывается чуть ли не целая дивизия, ведёт борьбу и просит оружие. В Берлине поверили, и почти до самого конца войны немецкие самолёты сбрасывали «окруженцам» боеприпасы, продовольствие. Что тут сказать? Не знали фашисты белорусский народ до войны, да так и не поняли его в период оккупации. Чтобы белорусы терпели немецких «партизан» на собственной земле? Быть такого не могло!

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 27 | 0,138 | Потребление памяти: 12.13 мб |