Человек на своём месте
Как известно, наш островский музей развился благодаря директору, Петру Михайловичу Гринчуку. Ранее, до него, музей размещался в здании островского Троицкого собора (на площади). Экспозиция была не особенно богатой. В 1988 году было решено вернуть здание собора церкви, а музей перевести в другое, более подходящее помещение. Но вы же помните то время: самый расцвет горбачёвщины, бардак, неразбериха, безответственность. Переезд музея столкнулся с «непредвиденными трудностями».
Трудность первая: перед отъездом было решено поменять в соборе крышу, дабы вернуть здание церкви в более-менее подходящем виде. Старую крышу разобрали, и на этом всё застопорилось. Куда-то пропали деньги, кровельное железо и бригада строителей.
Трудность вторая: спросить было не с кого. Тогдашняя директорша музея ушла в декретный отпуск, ничего не знала и не понимала, какой с неё спрос.
Трудность третья: лето кончалось и зарядили дожди. Священник регулярно наведывался в горком-райком и бил во все колокола, требуя скорейшего возврата здания.
Тогда-то и предложили поставить новым директором музея Петра Михайловича Гринчука, до того времени — работника райкома партии. Свою роль сыграло наличие у него строительного опыта и тот факт, что все остальные отбивались от вакантной гиблой должности руками и ногами.
Так Михайлыч возглавил наш музей. Первым делом он начал поиск и вскоре обнаружил кровельное железо в соседнем районе. Потом выбил финансирование. После чего пришлось сменить две строительных бригады (по всем понятным причинам). И лишь третья бригада смогла грамотно уложить кровлю, ничего не украв и не пропив.
Собор передали священнику, а музей расположился в здании бывшей гимназии на Карла Либкнехта. Вся экспозиция легко разместилась в двух комнатах. И всё бы ничего, но уже через год Михайлыч организовал и возглавил группу «Поиск», после чего количество экспонатов стало расти не по дням, а по часам. Понадобилась ещё одна комната, потом ещё и ещё. Стало ясно, что жить квартирантом в чужом здании музей больше не может, и ему нужен свой дом.
Раздел «Поисковое дело» на сайте «Другой Псков»
Дом нашёлся рядом. В советское время там был мебельный магазин, потом — какой-то самовзрывной банк. К 2001 году здание стояло заброшенным и пустым. Выгребли оттуда мусор, сделали косметический ремонт, и переехали.
Помимо экспонатов времён Великой Отечественной войны, музей пополнялся и гражданскими вещами. Михайлыч умел разговаривать с людьми, и островичи охотно отдавали музею старые часы, фотоаппараты, патефоны и т.п. Пришлось открыть отдельный выставочный зал (в Железных рядах).
Музей продолжал разрастаться и «почковаться». В тридцати верстах от города открылась «Линия Сталина». Ещё через пару лет отдел краеведения переехал на островок посреди реки Великой, между висячими мостами, где в старину была крепость. Думаете, это всё? Несколько лет назад в состав нашего музея влился музей Ямщикова-Алтаева в Плюсском районе и Новоржевский музей. А ведь начиналось всё с двух комнат…
Сайт Военно-исторического музея Псковской области
Раздел «Музей» на сайте Другой Псков, посвященной новостям островского музея
Помимо материальной части, Пётр Михайлович не забывал про нематериальную. Группа «Поиск» за эти годы нашла и захоронила останки свыше трех тысяч советских воинов. (С точного счёта мы сбились уже давно). Своим личным примером, копая больше всех, Михайлыч вдохновлял нашу группу.
Теперь наш музей носит титул заповедника. А чего это стоило Михайлычу, точно знает только он сам. Нам же известно только то, что музей неоднократно пытались закрыть. Но не вышло. 24 марта сего года П. М. Гринчуку было представлено звание «Заслуженный работник культуры Псковской области». То есть, представляли на это звание неоднократно, но всегда что-то мешало: то документы «потеряют», то какая другая неожиданность. Но всё же «награда нашла героя». Хотя, я думаю, кавычки здесь неуместны…
Заслуженно присвоили звание, а могли бы пораньше. Ну хотя бы не опоздали, и на том спасибо. Петру Михайловичу всех благ и здоровья!!!