Небольшое путешествие в Новоржев — Бежаницы и обратно. Часть 2

29 Окт 2022,  
Рубрика: МУЗЕЙ

Расстояние от Новоржева до Бежаниц — около сорока километров по хорошей дороге, так что доехали быстро. (Кстати, дороги сейчас на Псковщине значительно улучшились, никакого сравнения с тем, что было раньше). Бежаницы — это посёлок городского типа, районный центр. Формально численность населения около трех с половиной тысяч жителей, в реальности, разумеется, меньше. С работой тут дело обстоит плоховато, но имеется железнодорожная станция, типография, отделение связи, лесопилка и районная больница вполне современного вида. Имеется даже один пятиэтажный жилой дом. Посёлок известен на всю область благодаря хлебзаводу, выпекающему очень вкусный хлеб. Бежаницкий хлеб просто замечательный, качество его нисколько не ухудшилось с советских времён.


Природа тут удивительно красивая (ну ещё бы — Бежаницкая возвышенность, а неподалёку начинается знаменитая Рдейско-Полистовская низменность). Так что если вы грибник-охотник, да ещё имеете пенсию, на которую можно жить, то лучшего места вам не сыскать. Летом тут полно дачников из крупных городов.
Дорога не заняла много времени, и вот мы уже на месте. Но перед тем, как зайти в музей, надо посмотреть на окрестности. Усадьба стоит на холме, с которого открывается великолепный вид.

Нам повезло, что приехали в самый разгар золотой осени. Как сказал поэт: «… люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…» Кстати, сам А. С. Пушкин бывал тут неоднократно, и даже хотел купить одно имение, но сделка не состоялась.
Погода меж тем стала меняться. С утра было холодно и сыро, но к полудню ветер раскидал тучи, стало выглядывать солнце. Потеплело, от земли пошёл пар. Поэтому линия горизонта была вся в туманной дымке. А в сухие дни тут видимость на десятки километров. Отличное место выбрали господа для усадьбы, ничего не скажешь.

Усадьба эта принадлежала дворянскому роду Философовых (с ударением на второе «о»). Род этот очень древний, начинается с домонгольских времён. Он был не столь богат и знаменит, как Шереметьевы или Строгановы. но и далеко не последний. Философовы служили великим князьям, царям, императорам, и многие из них погибли на полях сражений. (Изначально дворянин означало «воин»). Земли в Бежаницах были пожалованы для них Петром Первым. Первоначальная усадьба была в другом месте. Там неоднократно бывал в гостях Пушкин, и, говорят, её хозяин послужил прототипом Троекурова в повести «Дубровский». Та усадьба была окружена парками и прудами, а население было обложено тяжкими трудовыми повинностями. После отмены крепостного права её подожгли разъярённые мужики. А здание, которое вы видите на фотографиях, построено в самом конце 19-го века, в 1899 году, и, конечно, Пушкин тут бывать не мог.
Тут надо сделать пояснение. Дело в том, что к началу двадцатого века большинство дворянских родов свои усадьбы потеряли. Сменилась общественная формация, дармовой и постоянный (как воздух и вода!) мужицкий труд канул в Лету, и очень многие дворяне не сумели к этому приспособиться. Старинные дворянские гнёзда ветшали и пустели, в них пускали квартирантов или продавали оборотистым купцам-капиталистам. Сто лет беззаботной помещичьей жизни (со времён Екатерины Великой) сыграли с потомками помещиков злую шутку: к труду они оказались неспособны. (Как там у Некрасова: «Сорвалась цепь великая, сорвалась и ударила, один концом по барину, другим по мужику!» Лишь немногие сумели сохранить и преумножить достояние предков. Так что построить новую усадьбу в 1899 году — это отличный показатель трудолюбия и сноровки!
Так что жлобствовали Философовы не все и не всегда. Помимо самодуров, род этот дал России воинов, министров, филантропов. Философовы стояли у истоков бестужевских курсов, на свои деньги строили больницы, продвигали науку и культуру. Так что если есть возможность, приезжайте сюда. Работники музея расскажут об этом лучше моего. Тем более, что я замешкался, бродя по окрестностям усадьбы, и пришёл в музей, когда экскурсия уже близилась к концу.
Штат музея — всего три человека. Конечно, им самим было бы не справиться с таким объёмом работы, но помогают школьники, районные власти. Одних печек тут наверное, больше десятка, и надо каждый день их топить, таскать дрова, выгребать золу. Я уж не говорю, сколько кубометров дров надо заготовить на зиму.
Вероятно, раньше, при царской власти, тут была более рациональная система отопления. Скорее всего, имелась одна общая котельная внизу, а горячий воздух расходился по каналам в стенах. Но потом кого тут только не было! И интернат, и немецкая комендатура, и ещё много чего. Старую систему, наверное, сломали и не смогли починить, поэтому понаделали печек в каждой комнате.
А ещё большая приусадебная территория, которая тоже труда требует, а текущий ремонт… (там подкрасить, тут подлатать). И при этом надо делать чисто музейную работу: водить экскурсии, писать отчеты и т. п.
Экспозиция в музее вполне приличная. Чувствуется, что люди приложили немало стараний. Барский и мужицкий быт, природоведение, отдел Великой Отечественной войны. Очень богатый выбор сувениров, сделанных жителями Бежаниц. Причём сделанных не как-нибудь, а умело и с любовью.

Нам открыли балкон, с которого когда-то господа любовались окрестными видами. Виды и правду красивейшие. Балкон, правда, обветшал, помногу на него не пускают. Но где провинциальному музею не самого богатого района не самой богатой Псковской области взять деньги на реставрацию? Правда, в последнее время поток посетителей заметно вырос (за границу стали меньше ездить).

Поговорив о музейной работе и приобретя сувениры на память, мы распрощались с бежаницкими коллегами. Надо бы ещё походить по парку. Разумеется, от старинного парка осталось очень мало, но и то, что имеется, впечатляет.

На краю холма в одном месте ещё сохранились следы окопов. Дело ясное: их рыли немцы, чтобы контролировать с высоты окрестности. В годы оккупации в усадьбе размещалась фашистская комендатура, а в окрестных лесах был целый партизанский край. И это ещё не всё: чуть восточнее, в районе речки Полисть, сплошной линии фронта не было, и советские разведгруппы ходили там практически свободно. Собирали налоги с населения, проводили призыв в Красную Армию, перегоняли скот на советскую территорию, и, разумеется, терроризировали немецкие гарнизоны. Так что немцы тут натерпелись страху! Бежаницы освободили 27 февраля 1944 года, и, судя по всему, боёв в районе усадьбы не было.
Но нам пора домой. Последнее фото в парке, и мы садимся в автобус.

Но перед тем, как покинуть Бежаницы, заезжаем в райповский магазин. Местное райпо, по слухам, печёт очень вкусные пироги, так что надо было попробовать. (Слухи оказались правдивыми).
По пути домой мы сделали остановку в Новоржеве. Дело в том, что там имеется один не совсем типичный памятник. А именно — памятник Екатерине Великой. Именно её указом был основан современный Новоржев, и, естественно, благодарные горожане захотели почтить её память. Памятнику лет десять или немногим больше. Здание за ним сейчас занимают биржа труда и собес.
Разумеется, памятник Ленину в Новоржеве имеется, но он довольно неказистый, так что тратить кадры на него я не захотел. Кроме того, в честь освобождения города на постаменте стоит легендарный Т — 34. Но вот раскраска его просто убийственная. Какой-то ядовитый глянцевый цвет, который только условно можно назвать зелёным. Ясное дело, денег небыло, и красили тем, что завалялось на складе. Ну, хоть не розовый, и на том спасибо. Так что кроме Екатерины снимать было нечего.

Вот она, бывшая немецкая принцесса из Ангальт Цербста, ставшая русской императрицей. Личность довольно неоднозначная. Открывшая дорогу дворянскому паразитизму и одновременно собравшая целую плеяду выдающихся полководцев. При ней навсегда прекратились татарские набеги и был покорён Крым и разделена Польша. Россия надолго (до 1991 года) приобрела выход к Черному морю, а это никак не меньше заслуг Петра, пробившегося в море Балтийское. Любившая порядок, и смотрящая сквозь пальцы на вельможных казнокрадов. Осудившая Салтычиху и одновременно запретившая крепостным жаловаться на господ.
«Мадам, при вас на диво порядок расцветёт — писали ей учтиво Вольтер и Дидерот. — Мерси — она сказала — вы так добры ко мне!» И тотчас прикрепила украинцев к земле». («История России от Гостомысла до Тимашева»).
Хотя, впрочем, этому есть объяснение. Реальной властью в России обладали гвардейские полки, эти русские янычары. Они назначали и смещали царей и цариц, и Екатерина помнила, как сама взошла на трон. Сила её была в том, что она, в отличие от своих предшественниц, оказалась способна к упорному труду и самодисциплине. И неплохо разбиралась в людях. Понимая, что освобождение крепостных ей не по зубам, она старалась выжать из этой системы по максимуму, и у неё неплохо получалось.
Сфотографировавшись рядом с памятником Екатерине, мы сели в автобус и без проблем прибыли в Остров. На этом наше небольшое путешествие закончилось. А мне надо было написать данную статью. Разумеется, она очень небольшая и даёт мало информации. Хотите узнать больше — приезжайте, сами всё увидите…

Обсуждение

Один отзыв на «Небольшое путешествие в Новоржев — Бежаницы и обратно. Часть 2»
  1. Fyutkbyf:

    Спасибо!

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 31 | 0,148 | Потребление памяти: 12.4 мб |