Сказки великого города
27 Апр 2020, admin
Рубрика: КНИГИ/КИНО
«Город над вольной Невой, город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою, задушевную песню свою»
Если бы меня спросили: кого я считаю самым великим ленинградским писателем, я бы назвал Вадима Сергеевича Шефнера. Вы удивлены? Действительно, город над вольной Невой весьма богат гениальностью, в том числе и литературной. Кто только не воспевал «Петра творенье», от Пушкина с Державиным и до наших дней! Но в основном это были петербуржцы, а вот людей, воспевших советский Ленинград, совсем мало. Хотя чем советский период хуже прочих? И чем слава рабочих и солдат, отстоявших его в войну, мельче славы разных графьёв и князьёв?
Впервые я познакомился с творчеством Вадима Шефнера в середине восьмидесятых годов, когда мне в руки случайно попала небольшая книжка стихов «Пригород». Серая газетная бумага, карманный формат, мягкая обложка, а главное – издана сразу после войны, в 1946 году , в Ленинграде! Одно это вызывало уважение, так как в таком городе и в такое время макулатуру печатать не будут (так наивно думал я в молодости). Короче, прочёл я «Пригород» одним махом, и остался доволен – стихи были талантливые, про войну, про любовь.
И прозу Вадима Шефнера я впервые прочитал примерно в то же время. Сосед по общежитию дал почитать книгу «Сказки для умных». Я раскрыл её – и повторилась история с «Пригородом», с той лишь разницей, что прочесть за один раз «Сказки» было невозможно, надо было ходить на работу. Но всё свободное время, днём и ночью, я читал, и добрался до последней страницы с огромным сожалением.
Это очень ленинградская книга, хотя в ней днём с огнём не сыщешь восторгов насчёт Невского проспекта, Дворцовой площади, разводных мостов и прочих архитектурных достопримечательностей. Белые ночи, ленинградские сады и парки присутствуют только как фон для повествования. И при этом в ней нет ни грамма столичной спеси, глупого интеллигентского тщеславия, чем зачастую грешат маститые писатели. Если книги – зеркало души их автора, то Вадим Шефнер – Ленинградец с большой буквы и в самом лучшем смысле.
Мне повезло – я приобрёл книгу у соседа, и она заняла почётное место на моей книжной полке. И вам, уважаемые, читатели, советую: если увидите в книжном магазине, хватайте не раздумывая. К сожалению, в настоящее время В. Шефнер не то, чтобы совсем забыт, но издаётся мало.
«Сказки» поражают воображение: их герои, совершенно обычные люди, живущие в самых обычных бытовых условиях начала и середины 20-го века, случайно получают в руки невероятно сказочные вещи. И это их ничуть не портит, они не зазнаются, не меняются в худшую сторону никак. Ну, имеется сказочная вещь, значит, надо её использовать на благо общества. Даже шкурной мыслишки не мелькает – как бы возвыситься над окружающим с помощью волшебства. Да, и расстаются они со сказочными вещами без всякой горести. Ленинградцы в лучшем смысле этого слова!
Как известно, плохому танцору завсегда люстра мешает, а плохому писателю – социалистический реализм (было такое направление в литературе, если кто запамятовал). Вадиму Шефнеру нисколько не мешали постановления Партии и Правительства, Главлит, Союз Писателей и прочие «ужасы» советской жизни. Он их словно не замечал, он просто творил – и получались настоящие шедевры. При этом обходился без ненормативной лексики, постельных сцен и прочего мусора, без которого не могут «творить» нынешние модные писарчуки. А что его не признали гением при жизни, не завалили орденами, медалями и премиями, так это ерунда. Главное, издавали в ту пору хорошо, а что до цацек и висюлек, так они обычно даются совсем за другие качества, нелитературные.
Вадим Шефнер обладал уникальным даром – отсутствием тщеславия. Что для писательской братии редчайшая вещь. Одно из его произведений так и называется: «Я был глуп, как жабий пуп – считал себя обиженным». Вряд ли он был верующим человеком, но поступал именно так, как подобает христианину. То есть не требовал к своей персоне особого почтения и не считал себя выше «толпы». Ну, сам родом из старорежимных господ, ну и что? Был на фронте, так ведь миллионы людей там были, что в этом особенного? Не сделали живым классиком при жизни – вот проблема, курам на смех! Кому надо, тот найдёт и прочитает.
Он не выслуживался, не злобствовал, не кляузничал – и потому из-под его пера выходили настоящие шедевры. Самое интересное, что произведения, написанные в советском Ленинграде, ничуть не устарели и сегодня. И вряд ли устареют в обозримом будущем. Это редчайшее свойство – быть независимым от времени и пространства. Мало кто из писателей обладает таким чудным даром.
Хотел я тут закончить эту коротенькую статью, но всё-таки решил дать коротенький обзор «Сказок». (Точнее, тех произведений, которые имеются в моей книге, выпущенной в советское время). Может, кто заинтересуется ими и прочтёт. Уверен, что не пожалеет.
«Скромный гений» — великолепная сказочная повесть о любви, напрасно прожитых годах, и с чудесным концом.
«Человек с пятью «не» или исповедь простодушного» — это что-то с чем-то! Отдалённо напоминает «Человеческую комедию» Бальзака вперемежку с «Мертвыми душами» Гоголя, щедро приправленными сказочными чудесами на фоне раннесоветской эпохи. Между прочим, там есть и эпизод с тогдашним «уфологом» — раздел «Прорыв в космос».
«Записки зубовладельца» — рассказ о зубных мучениях на фоне питерского НЭПа (разумеется, с примесью невероятных чудес).
«Круглая тайна» — рассказ о том, как надо оставаться человеком даже в самых сложных обстоятельствах и тем более в присутствии инопланетян.
«Дворец на троих, или признание холостяка» — грустная повесть о том, что даже феноменальные способности не способны сделать человека счастливым, а сказочный подземный дворец станет его могилой, если он захочет жить робинзоном в современном мире.
«Лачуга должника» — совершенно невероятный роман, в котором есть ВСЁ! То есть прошлое, настоящее и будущее. Полёты к другим мирам и успешно (успешно ли?) решенная проблема бессмертия. Инопланетяне с планеты Ялмез, которые носились со своим здоровьем, как курица с яйцом, и от этого породили чудовищных болезнетворных монстров, которые их чуть не погубили. Проблема людской совести и человеческого долга, прошедшего через века и галактики. Нет, дайте мне другое перо, моё не в силах дать даже краткий анализ этого романа! Читать обязательно. Я даже думаю, что если бы в приснопамятную «перестройку» наша интеллигенция читала этот роман, а не убогий булгаковский «Мастер и Маргарита», судьба страны пошла бы иным путём… Впрочем, каждый выбирает книгу по своему рассудку.
«Отметатель невзгод, или Сампо двадцатого века» — увлекательное и поучительное чтиво про то, что отсутствие несчастий не есть настоящее счастье.
«Рай на взрывчатке» — добрая сказка с хорошим концом.
Такие вот были писатели и произведения в ту далёкую, уже почти былинную советскую эпоху. Я поэтому и не могу читать нынешних – уж очень они мне кажутся мелкими. Не знаю, может я и не прав, у каждого свой вкус. Читайте, сравнивайте.
Рахим Джунусов