Прицеп для блицкрига

28 Ноя 2018,  
Рубрика: МУЗЕЙ

Уважаемые читатели, недавно у нас появился новый экспонат для нашего музея, точнее, для «линии Сталина». Экспонат отчасти подлинный, отчасти новодельный. (Тонкий металл за 70 лет съела ржавчина, и пришлось ставить современный).
09
Вы спросите: что это такое? Такой вопрос задавали нам все, кто видел эту немецкую колымагу в процессе её восстановления. Я обычно отвечал, что это коляска для новорожденных немецко-фашистских младенцев. Ихние фрау возили в них своих киндеров. Выйдут, бывало, толпой на Курфюрстендам, и прогуливаются на свежем воздухе. А если воздушная тревога, если налёт англичан, то киндеры открывали ураганный зенитный огонь из пулемётов. (Сами понимаете, в Третьем Рейхе коляски выпускались только с пулемётами!)

Некоторые верили. Это же надо, до чего тогдашние фрицы были воинственным народом! Коляска и то бронированная. Хорошо, что хоть ходовая часть на колёсах, не на гусеницах.
Разумеется, это не детская коляска. (Тем более, она нам ни к чему, новорожденных немецко-фашистских киндеров у нас нет). Это прицеп к военному мотоциклу. При желании и если дорога позволяла, можно было прицепить и два прицепа, и даже три, составив небольшой автопоезд. Едет, к примеру, посыльный из штаба в часть, пусть захватит с собой патронов, гранат, телефонный кабель, питание для рации и т.п. А если его с воздуха атакуют, минутное дело установить зенитный станок, и установить на него пулемёт МГ – 34.

В общем, это приспособление для чисто европейской войны, для блицкрига. Как известно, вермахт в Европе бил все рекорды скорости, боевые части отрывались далеко вперёд, тылы сильно отставали. Вот тут-то и был незаменим мотоцикл с прицепом. Едет связной из штаба, разыскивает нужную часть, и с собой всё нужное берёт. Разумеется, мотоцикл не грузовик, много взять не может, но патронов для роты на полчаса боя привезёт. Солдаты подскочили, растащили прицепы по взводам, разгрузили, притащили обратно, прицепили, и мотоциклист поехал назад, делать второй рейс. А там, глядишь, и войне конец, деморализованный противник уже капитулировал. Так что для европейского театра военных действий и для «молниеносной войны» (единственно возможной для Германии) это было в самый раз.

Всё изменилось 22 июня 1941 года. Гладенькие, мощёные и асфальтовые дороги Франции (Бельгии, Голландии, Чехословакии) сменились русскими грунтовками. Летом ещё и так и сяк, но потом наступила осень с её дождями, а война всё не кончалась. Тут мотоцикл один-то не всегда проедет, какой ещё прицеп! Кроме того, был совершенно иной масштаб боевых действий, который требовал совершенно иных объёмов поставок.

В общем, блицкриг в России потерпел полный капут. (Для сравнения: Наполеон в 1812 году наступал гораздо быстрее, чем немцы в 1941-м). Начиналась затяжная война, выиграть которую у Германии не было никаких шансов.

Нет, подобными прицепами немцы пользовались всю войну (вещь-то удобная!), но уже весьма ограниченно. Ограничивал климат, ограничивал природный ландшафт, ограничивали условия войны на Востоке.

Ну а зенитный МГ – 34, от него польза-то была? Как сказать. Вероятность сбить из него самолет была, но очень маленькая. Дело в том, что подобные прицепы начали клепать в тридцатые годы. Для того времени это решение казалось весьма разумным. Против фанерных бипланов это было грозное оружие. Но на рубеже тридцатых-сороковых годов авиация сделала большой скачок вперед, тихоходные бипланы уходили в прошлое, а против скоростных цельнометаллических монопланов «эмгешник» был явно слабоват. Всё это рассчитывалось, исходя из европейских реалий тридцатых годов, и при условии полного господства в воздухе немецкой авиации. (Когда над дорогой висят десятки советских «Илов», подобную зенитку лучше даже не устанавливать).

04

Знатоки, конечно, скажут, что это не МГ, а советский ДТ (Дегтярева танковый). Разумеется, это так. Нам не хотелось открывать витрины, взяли из фондохранилища то, что было под рукой. Главное, на снимке даётся общее представление, как устанавливался пулемет на этом изделии.

Откуда мы взяли этот прицеп? Ну, его прототип нашли лет шесть назад на Чёртовой горе (соседний Пушкиногорский район).

06
07
08

От прицепа оставалась практически одна ходовая часть, кузов и обвязка «сгнили» полностью. Мы взяли это основание, привезли в Остров, и оставили лежать до нужных времен. Нужные времена наступили сейчас. Началась поздняя осень, работы на линии стало гораздо меньше, чем летом, появилось время для реставрации.

Свой вклад в реставрацию внесли все, но основную работу выполнял Эдуард Иванов. Он нарезал металл, сваривал, склёпывал, грунтовал, красил. И вот что получилось.

01

Разуется, это не точная копия, не 100 процентов, но далеко за 90. Как и все немецкие изделия, этот прицеп вещь излишне усложненная, хотя и удобная. Поражает ходовая часть – с пружинными амортизаторами в цилиндрах, с подвешенным кузовом, и, самое невероятное, с торсионами! Причем торсионы действующие, нам удалось их разработать. Да, по гладеньким европейским дорогам такой прицеп нёсся весьма плавно и быстро. Но, уверен, имел крупные недостатки – поскольку жесткость кузова была маловата, наверняка колёса со временем начинали люфтить и расходиться. Обычная сплошная ось была бы гораздо крепче. (Что немцы и сделали в конце войны).

02
03
05

Пока прицеп находится в основном здании музея, в Острове, но скоро мы его отвезём на линию Сталина. Зиму пусть стоит в ангаре, а летом, может быть, будет участвовать в реконструкции.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,181 | Потребление памяти: 12.25 мб |