Русский мороз. Часть 2

04 Мар 2018,  
Рубрика: СТАТЬИ

Часть 1

Вступая на территорию Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря, снимите головные уборы! (А женщины – наденьте платки).
02

03
Петровская башня моложе прочих, она построена в 17-м веке. Пройдя через неё, мы попадаем на небольшой пятачок. В старину противник, если ему удавалось разбить ворота и ворваться сюда, попадал под обстрел сразу с трех башен – Никольской, Тюремной и самой Петровской. Но мы же не враги, в нас никто не стреляет из пищалей и не грозит саблями. Постоим немного, подумаем о славной истории Печорской крепости.

Прямо перед нами – Михайловский храм, о котором я уже рассказывал. Посмотрите, как он выглядит сбоку, уже за крепостной стеной. К нему можно подойти поближе, но вход в него сейчас закрыт, и протянута пестрая лента, огораживающая от посетителей запретную территорию. Свободный доступ открыт далеко не во все места, так что будем помнить, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят – тут это выражение обретает буквальный смысл. К примеру, в беседку Петра Первого можно попасть только с благословения игумена. (Петр не мог отказаться от курения даже здесь, и чтобы царь не подавал дурной пример окружающим, и сам не позорился, ему построили специальную беседку (курилку) на отшибе). Не ищите её на снимке, петровская курилка в другом месте, а рядом с Михайловским храмом стоит недавно построенная часовня.

06
Так что, полюбовавшись Михайловским храмом, оглянемся назад. Рядом с Петровской башней высится другая, круглой формы, более старая. Это башня называется Тюремной. В самой башне никто не сидел, небольшой деревянный острог был возле неё. Сейчас от острога не осталось и следов.

Участки стен между башнями в старину назывались пряслами. На пряслах сверху находятся деревянные боевые ходы. Единственный боевой ход, уцелевший от старых времён, находился как раз возле Петровской башни. По его образцу были восстановлены боевые ходы в Печорах, Пскове и других городах. Внизу слева сейчас расположена монастырская лавка.

А стена справа побелена, на ней хорошо видны ниши-печуры подошвенного боя. То есть бой можно было вести не только сверху, но и с земли. А воевать здесь приходилось часто.

05
Белёная крепостная стена идёт под уклон, и упирается в Никольскую башню, соединённую с надвратной церковью Николы Ратного. Построены они были в 1565 году преподобным Корнилием. Внимательно посмотрите на эти снимки. Ведь вы видите, по сути, часть древнего Пскова. Тут всё псковское: толстые стены, минимум украшений (но всё же имеются), белый цвет без всяких изысков. Контуры проезда кажутся высеченными в скале, настолько монолитны башня и церковь. Крыльцо церкви ассиметрично, при этом объёмно, многопланово. И всё на своём месте, ничего не прибавить и не отнять. Так, наверное, выглядел Псков времен своей вечевой республики. (В семнадцатом, и особенно в восемнадцатом веке псковские здания подвергались повальной перепланировке в связи с текущей модой, и потому подлинно псковского в их облике сохранилось немного).

Своё название – Николы Ратного – церковь получила благодаря деревянной статуе этого святого. Скульптура в русской церкви – явление нечастое, а Никола Ратный был вырезан из дерева в 16-м веке. В одной руке святой держит меч, в другой – церковь. Весь облик святого излучает суровость воина, которая не исчезла за полтысячи лет. А причин для этого было хоть отбавляй.

04

07
Через десять лет после гибели преподобного Корнилия к Пскову подошла армия Стефана Батория. Как известно, поначалу их поход был весьма успешный, русские крепости сдавались без боя или с минимальным сопротивлением, но тут польская коса нашла на псковский камень. Генеральный штурм города провалился, понеся огромные потери, войско польское приступило к осаде, и быстро сожрало все, что можно было сожрать, и спалило всё, что можно было спалить.

В Печорах меж тем не сидели сложа руки. Стрелецкий гарнизон и собравшиеся в монастыре окрестные крестьяне делали опустошительные рейды по польским тылам, громили мелкие отряды интервентов, их обозы. Разгромив очередной обоз, они захватили два колокола, с торжеством привезли их в монастырь, и повесили на звонницу Николы Ратного. (Вы видите их на предыдущем снимке).

Баторий послал на монастырь крупный карательный отряд. Врагам удалось разбить стену, и их войско кинулось в пролом. Казалось, что всё кончено – стрельцов было всего две-три сотни. Но на помощь им уже спешили монахи. Они несли икону Успения Божьей Матери. И случилось чудо: все приступы были отражены. Это подтвердил и польский летописец, ксендз Пиотровский. «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдованное, другие – что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления».

Король послал ещё один отряд в Печоры, на это раз венгров, чья воинская репутация была хорошо известна в Европе. Им удалось сделать пролом возле Никольских ворот, а дальше все пошло по отработанному сценарию.

«Монахи творят чудеса храбрости» — меланхолично заметил по этому поводу польский хроникёр, видимо, уже не надеясь ни на какой успех.

Более того, отбив все штурмы, защитники монастыря продолжили делать вылазки. Они даже доставили две чудотворные печорские иконы в осаждённый Псков. Псковичи обрадовались, а поляки приуныли. После этого король с большим трудом поддерживал дисциплину в своём войске, и был вынужден подписать мир с Иваном Грозным.

Для Печор наступила краткая передышка. А в 1592 году отряд шведов внезапным нападением взял монастырь! К счастью, уже через сутки захватчики были изгнаны прибывшим псковским войском. Как такое могло случиться? Видите ли, с 1590 по 1595 (при Борисе Годунове) года шла война со Швецией. Война эта была не нужна обеим сторонам и велась крайне вяло. Настолько вяло, что даже печорский гарнизон, расположенный на самой границе, не ждал никаких нападений, за что и поплатился. Впрочем, для монастыря это обошлось без особых последствий.

Смутное время было бедой для всей России, и Печоры не стали исключением. В 1611 году отряд шведов осадил монастырь. На помощь пришло новгородцы, совместными усилиями шведов удалось прогнать. Но почти сразу, в том же году, прибыл отряд польского «конкистадора» Лисовского. Его уже турнули из центральной России, и он решил попытать счастья здесь. Лисовский был разбит под Печорами и Изборском, спешно покинул пределы России, но продолжал пакостить, периодически посылая банды через границу. (То есть ситуация была, как после советско-польской войны 1920 года).

И только справились с Лисовским – новая беда. Прибыл один из отрядов Ходкевича. Осада монастыря продолжалась 5 недель и два дня. Были разбиты несколько башен, произведены подкопы. Защитники монастыря выдержали семь штурмов, а потом из Пскова пришла помощь, поляки были разбиты и бежали, бросая пушки, барабаны и знамёна.

Ничего выдался год, как по-вашему? И это был ещё не конец. В следующем, 1612 году, опять напали шведы. Он выломали ворота, но взять монастырь не смогли.
В 1630 году в Печорах (городе), случился мор, погибло 1700 человек. А через четыре года, в 1634 году, новое нападение посполитых. Они сожгли посад и торговые лавки, но были разбиты, бежали до самой границы, где русские многих взяли в плен. После этого Польша присмирела, и уже не делала на этом участке особых пакостей.

В 1688 году в крепости случился большой пожар. Сгорели все деревянные надстройки на стенах и башнях, все боевые ходы и караульные избы. (Чудом уцелел один участок возле Петровской башни, о котором говорилось выше).

В 1703 году, в ходе Северной войны, была последняя осада Печор.

А теперь пройдем через Никольскую башню. Вы видите, как дорога идёт вниз, к Успенскому собору. Это и есть тот самый «Кровавый путь», по которому шёл Иван Грозный, неся тело убитого им Корнилия. («Отправил его царь земной к царю небесному», как говорили тогда). Правда, есть мнение, что на самом деле Корнилий, старец Вассиан, Заболотский и ещё несколько лиц из монастыря были отвезены во Псков, и там убиты. Но как бы то ни было, мощи святого Корнилия были возвращены в монастырь и сейчас находятся в Успенском соборе. Так что преподобный действительно возвращался по этому пути, а уж царь его нёс, или везли на телеге, не так важно.

08
Пройдя немного, оглянитесь. Посмотрите ещё раз на Никольскую церковь снизу. Как она изменилась! Казалась приземистой – стала возвышенной. Казалась тесной – стала просторной. И при этом осталась такой, какой была изначально. Вечно меняющейся, и в то же время неизменной. Я, наверное, слишком много уделил внимание этой церкви и башне, которые срослись воедино. Но по мне, это самое русское строение из всех русских…

09

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,158 | Потребление памяти: 12.27 мб |