Без особых успехов

25 Мар 2017,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

На дворе месяц март, а погода чисто апрельская. Снега в полях уже нет, лишь кое-где под кустами виднеются белые груды. Реки вздулись от прибывшей воды, по Синей и Утрое плывут редкие льдины. Осадков этой зимой было больше, и вода поднялась выше, чем в прошлом году.

На озерах лёд ещё держится, но уже появились закрайки, а это значит, что должна ловиться щука. «Щукари» уже сидят на озерах. К счастью, ушёл в прошлое минно-взрывной способ рыбной ловли – борьба с терроризмом принесла неожиданный побочный эффект, смолкли взрывы на водоёмах. Браконьеры боятся, как бы их не записали в террористы, и даже стрелять щук осмеливаются только вдали от дорог и деревень.

К середине месяца (15 числа) вернулись лебеди – эта птица улетает последней, а прилетает первой. За лебедями потянулись на север стаи гусей. На днях были замечены белые цапли. Их колония сильно увеличилась по сравнению с прошлым годом – вырос молодняк.

Белыми комочками сидели цапли на болоте, когда я попытался подкрасться к ним с фотоаппаратом. Попытка не удалась, птицы взлетели при моём приближении, и пришлось фотографировать на скорую руку, в плохих условиях. Впрочем, на снимке всё равно видно, что это именно цапли, а не кто-то другой.

01

Уже вернулись скворцы, прилетели чибисы (у этой птицы есть местное название, не совсем приличное). На днях в соседнем районе были замечены первые аисты. Весна…

Прошедшая зима была милостива к животным. Глубокий снег лежал недолго, копытные мало страдали от волков, и поголовье косуль (коз) увеличилось. Кроме этого, стало заметно больше медведей, по крайней мере, возле «Линии Сталина». А медведи волков не любят, за то, что те на них шайками нападают, и потому там, где много медведей, мало волков. Зимой, понятное дело, медведи спят в берлогах, но волки опасаются близко подходить к этим местам. Так что деревенские собаки возле нашей «Линии Сталина» пережили эту зиму без потерь.

Мишки должны выйти в апреле, и тогда мы на «линии» услышим их рык – очень внушительный, надо сказать.

Зато поголовье зайцев, как уменьшилось в конце девяностых, так и не растёт. Ни зимы, ни хищники, ни охотники здесь не при чем. С гибелью сельского хозяйства зайцы лишились кормовой базы, а это самый важный для них фактор. Не стало полей свеклы, капусты, моркови – вот зайцы и полезли на огороды, а потом просто вымерли. Не стало злаковых – сильно уменьшились стаи куропаток. Не для всех животных одичание местности – благо.

18 марта наш уазик мчался по Киевской трассе на юг. Погода стояла пасмурная, но была надежда, что проглянет солнце. Мы выехали из своего Островского района в Пушкиногорский, миновали Новгородку, и свернули с трассы на Велье. Под колесами зашуршала грунтовая подсыпка, окружающий пейзаж почти не изменился, разве что стало побольше местных развалин, да дачных домиков вездесущих ленинградцев.

Вскоре нас догнал Антон, и в Красногородский район мы прибыли вместе. Там нас уже ожидали местные поисковики. Здороваемся, перекидываемся парой слов, и едем дальше все вместе.

Красногородская «нива», шедшая во главе колонны, благополучно миновала все ухабы лесной дороги, но машина Антона, у которой гораздо меньший клиренс, наскочила на пень и разворотила себе передний мост. Не совсем в хлам, починить в полевых условиях было можно, так что Антону пришлось вместо поиска заняться ремонтом на весь день. Так что выезд у него получился очень запоминающийся.

Наш уазик не сломал ничего, мы вылезли из машины и разбили лагерь. Как по заказу, разбежались тучи, и выглянуло солнце. Вскоре на костре запел свою песню чайник. Режем сало, хлеб, подкрепляемся, и расходимся по округе.

02

03

04

В июле 1941 года тут отступала советская латышская дивизия. И хотя сильных боёв тут не было, а большинство останков местные жители убрали ещё тогда, но поискать стоит. Тем более, что в конце прошлого года мы нашли тут останки одного красноармейца.

Земля замерзла только в поле, да и то, там, где не было высокой травяной «шубы», а в других местах лопата копает без затруднений. Грунт песчаный (а какой ещё может быть в сосновом лесу?), ни клещей, ни слепней, так что условия практически идеальные.

Но сегодня какой-то невезучий день. По пять, десять, пятнадцать минут – ни одного сигнала. Лишь изредка попадаются стреляные английские гильзы (вооружение у советских латышей оставалось от армии старой Латвии).

Михайлыч, Валера, автор этих строк и Илья ходим одной группой. И тоже никаких серьёзных находок. Но вот прибор издал истошный писк – во мху лежит крупный кусок железа.

05

Увы, колесо отказалось от сельхозинвентаря, и музейной ценности не имело. На снимке вы видите, как Илья кладёт его на пень.

Мы продолжаем ходить по лесу. Муравьи уже проснулись и снуют по муравейнику, просыхают после зимы. Над самыми макушками сосен пролетела стая гусей – видно, ищут посадку, выбирают озеро с наибольшими закрайками.

Прошедшая зима была с обильными снегопадами, и снег согнул молодые березки, образовав причудливые лесные аллеи. Теперь часто этих деревьев погибнет, а часть ничего, выпрямится, и будет расти дальше. Представляю себе, какие тут будут «шатры», когда распустятся листья!

06

07

08

09

Понемногу мы вышли из лесу на край поля. Поглядели на заброшенную деревню, и пошли назад. Находок стало побольше, но все какие-то мелкие – гаечные ключи, болты от автомобилей и т.п.

Так, не найдя ничего путного, мы проходили до обеда. Подкрепились гречневой кашей, и продолжили поиск.

В одном месте наткнулись на многообещающие признаки. Пуговицы с тремя звездами (латвийские), металлическая фурнитура от латышской сбруи – карабинчики, крючки, кольца, пряжки. Но хотя мы перерыли и прочесали всё это место, останков тут не оказалось.

День заканчивался. Солнце клонилось к закату, окрашивая облака на западе в багровый цвет. Понемногу все поисковики вернулись в лагерь. Крупных находок не было ни у кого, ну да это обычное дело в поиске. Как говорится, не всё коту масленница.

На прощание делаем общий снимок, и разъезжаемся по домам. Антон починил машину, и сможет доехать до Пскова своим ходом.

010

Мы возвращаемся по той же дороге. Во льду стынут озера, лес темнеет по их берегам. Вот и Велье – посёлок довольно старый. В 14-м веке псковичи создали сложную оборонительную систему, вслед за каменным Изборском были построены крепости Гдова, Острова, Велья, Коложа, Воронича, Котельно, Врева и Дубкова. От некоторых из этих поселков ныне не осталось и следа, другие сохранились.

Велье сейчас – довольно маленькое поселение на берегу озера. Средневековая крепость не сохранилась, но осталась гора, на которой она стояла. А сам посёлок славится красивым видом, который открывается, когда подъезжаешь к нему. Церковь как бы вырастает над озером. Летом вид красивее, но сейчас на озере ещё лёд, и деревья стоят голые. Впрочем, любоваться лучше издали, так как церковь довольно бедная, и при приближении открываются все признаки закоренелой нищеты…

011

012

Мы выехали на Киевскую трассу и свернули налево. Миновали Новгородку, за окном промелькнули Гораи, Веретье. Вот уже въезжаем в Остров.

На небе, в просветах между тучами, показались звёзды, когда мы вышли из машины. Мы заходим к Михайлычу, пьём чай, и строим планы на следующий выезд.

Обсуждение

комментария 3 на «Без особых успехов»
  1. Почему то лицо скрыто у второго слева????

  2. По его просьбе. Гражданин вправе запрещать распространение его изображения.

  3. Антон:

    Очень уж страшная гримаса была на его лице.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 35 | 0,185 | Потребление памяти: 12.27 мб |