Самый краткий курс казенного либерализма

16 Фев 2017,  
Рубрика: КНИГИ/КИНО

Как известно, расцвет творчества великого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина пришелся на очень интересный период русской истории: конец крепостного права и начало буржуазных реформ, так называемого казённого либерализма. Переломная эпоха позволяла производить интереснейшие наблюдения, причем многие тогдашние типажи благополучно дожили до наших дней, почти не изменившись. И по сей день мы зачитываемся «Историей одного города» (какие узнаваемые персонажи!), восхищаемся «Господами Головлёвыми», а уж «Сказки для детей изрядного возраста», так это просто зарисовки с натуры!

Как живые предстают перед нами Дикие Помещики, замученные Коняги, Медведи на воеводстве, Премудрые Пескари. Но есть у Салтыкова-Щедрина одна маленькая сказка, в настоящее время почти забытая, а жаль: уж очень точно передаёт она всю суть российского казённого либерализма. Сказка эта – «Орёл-меценат».

Позвольте ввести в курс дела тех, кто её не читал. Суть в том, что однажды одному орлу (количество голов не указано) надоела прежняя жизнь. Хочу, говорит, жить, как в старину помещики жили! Увы, к этому и сводится весь российский либерализм – к оголтелому барству и паразитству.

«И начал он задумываться. Что больше думает, то чаще и чаще ему мерещится: хорошо бы пожить так, как в старину помещики живали. Набрал бы он дворню и зажил припеваючи. Вороны бы сплетни ему переносили, попугаи – кувыркались бы, сорока бы кашу варила, скворцы – величальные песни бы пели, совы, сычи да филины по ночам дозором летали бы, а ястребы, коршуны да соколы пищу ему добывали. А он бы оставил при себе одну кровожадность».

Точнее указать на конечную цель российских реформ просто невозможно! Зачем властям думать о производстве, о жилье для населения и прочей обузе, когда есть Рынок (который, как известно, «Всё Наладит»). Пущай рабочее вороньё само всё делает, само всё добывает и выкручивается, как может, а начальство будет только жрать. Как кошмарный сон, наверное, вспоминают они прошедшие советские годы, когда властям приходилось отвечать и за производство, и за обучение, и за жильё, да, практически, за всё!

Зато теперь частный сектор в России превзошел (в процентном отношении) аналогичные сектора развитых западных стран, и останавливаться на достигнутом не собирается. (Запланирована очередная крупная приватизация, которая должна покончить с остатками госсектора).

Правда, вопрос о приватизации вооруженных сил, спецслужб и церкви пока не стоит, и вряд ли возникнет – кровожадность при себе оставить всё-таки надо. Но только её, и ничего больше!

«Прежде всего нагнали целую уйму ворон. Нагнали, записали в ревизские сказки и выдали окладные листы. Ворона – птица плодущая, на всё согласная. Главным же образом, тем она хороша, что сословие «мужиков» представлять мастерица. А известно, что ежели готовы «мужички», то дело остаётся только за деталями, которые ничего не стоит скомпоновать. И скомпоновали. Из коростелей и гагар духовой оркестр собрали, попугаев скоморохами нарядили, сороке-белобоке, благо воровка она, ключи от казны препоручили, сычей да филинов заставили по ночам дозором летать. Словом, такую обстановку устроили, что хоть какому дворянину не стыдно».

В общем, у орла при дворе начался «золотой век». Который, однако, продлился очень недолго. Дело в том, что любое сообщество создать, в общем-то, нетрудно, но трудно сохранить. А сделать это можно только если все его члены будут постоянно заняты какой-то работой. Иначе проявит себя дурная людская натура: от безделья люди займутся интригами, пойдут доносы да заговоры.

Так же вышло и у орла. Сам он работать не хотел, да и не мог, его подручные – коршун, ястреб и сокол – то же.

«Произошла натянутость отношений, которой поспешила воспользоваться интрига. Во главе заговора явился коршун и увлёк за собой кукушку».

«Смута началась с того, что на место умершего сокола явилось два претендента: ястреб и коршун. И так как внимание обеих соперников было устремлено исключительно в сторону личных планов, то дела дворни отошли на второй план и начали мало-помалу приходить в запущение.

Через месяц от недавнего золотого века не осталось и следов. Скворцы заленились, коростели стали фальшивить, сорока-воровка воровала без просыпу, а на воронах накопилась такая пропасть недоимок, что пришлось прибегнуть к экзекуции».

(Коллекторское агентство открыли, не иначе!)

«Но тут уж сама История ускорила своё течение, чтобы положить конец этой сумятице. Произошло нечто необыкновенное. Увидев, что они остались без призора, вороны вдруг спохватились: «А что бишь на этот счёт в азбуке-копейке сказано?» И не успели порядком припомнить, как тут же инстинктивно снялись всем стадом с места и полетели.

Погнался за ними орёл, да не тут-то было: сладкое помещичье житьё до того его изнежило, что он едва крыльями мог шевелить».

Разумеется, всё это – самый упрощённый вариант, а жизнь гораздо сложнее. Нынешние «орлы» тоже кое-что читали и кое-чему учились. Всё это они прекрасно знают и пытаются в меру своих сил предотвратить подобных исход.

(Я думаю, что нынешняя показная «конфронтация» с Западом отчасти задумана как попытка сплотить элитку перед лицом внешней угрозы, сгладить по мере возможности «вражду кремлёвских башен»).

Так что если есть желание – найдите эту сказку и прочитайте. Коротко, просто, доступно в ней раскрывается вся суть российских «реформ» с 1992 года и до наших дней.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 27 | 0,183 | Потребление памяти: 12.23 мб |