На холмах и в низинах

23 Окт 2016,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

013

Утром 22 октября наш уазик мчался в сторону Красного Города. В серой дымке начиналось хмурое утро. Дождя не было уже давно, и ледяной, пронизывающий восточный ветер поднимал клубы пыли. За городом, конечно, пыли было поменьше, чем в городе, но на просёлочных дорогах – вполне хватало. С недавних пор осень стала у нас довольно засушливым временем года.

По небу сплошным потоком бежали тучи, и было очевидно, что солнце сегодня навряд ли выглянет. Впрочем, в поиске всегда хорошо, при любой погоде!

06

07

Без приключений мы доехали до Красногородска и в назначенном месте, у «Перекрёстка», встретились с красногородскими товарищами. Все они состоят в нашей группе, вместе мы копаем уже давно. (Группа «Поиск» является областной, а не районной).

После взаимных приветствий наша автоколонна направляется к нужному месту. В последний раз мы там были четыре года назад (даже четыре с половиной, в апреле 2012) и нашли там четыре английских штыка в ножнах. И хотя с тех пор, по словам красногородцев, там копали все, кому не лень, всё же стоит съездить туда ещё раз. Вдруг повезёт ещё раз?

Подъезд к этому месту хороший, и вскоре мы останавливаемся в сосновом лесу. Недавно тут была вырубка, правда, выборочная, не сплошная. И даже мусор лесорубы после себя более-менее убрали, хотя, конечно, подсохшие ветки и макушки валяются повсеместно. Ну да не будем придираться, обычно бывает гораздо хуже. А тут даже дорога приведена в порядок после лесовозов.

Вскоре сосновые ветки затрещали в костре, запел свою песню закопченный чайник. Сегодня не совсем обычный выезд – у Антона день рождения. По такому случаю, его жена приготовила много вкуснейших вещей, так что обед сегодня можно не варить. Мы вручили Антону наш подарок, и выпили за его здоровье.

Поздравив Антона, мы разошлись мелкими группами по лесу. «Рахим, пойдёшь со мной?» — спросила Ирина. Я взял лопату, и мы отправились вслед за Валерой, Михайлычем и Антоном, стараясь не путаться под ногами, но и не терять их из виду.

01

02

Поздняя осень уже царила в лесу. Почти облетели берёзы и осины, лишь кроны дубков, отливающие бронзовым оттенком, ещё держались. Тут, в лесу, они ещё маленькие, но в полях, на просторе, дуб уже сбросил желуди. На радость кабанам, разумеется.

Калины с рябиной поблизости не наблюдалось, из плодов лишь зеленели ягоды можжевельника, да на трухлявом пне сиротливо ютилась семейка запоздавших опят. Только вереск, по своему обыкновению, будет цвести до поздней осени, когда засохнет даже валериана.

04

09

012

Мхи, древние обитатели нашей планеты, тоже выпустили стрелки со спорами (семян у них нет, они не цветковые растения). Мхи пережили амфибий, пережили динозавров, и, кажется, переживут нас, людей. Как говорится, есть повод задуматься: кто же на самом деле венец творения?

Стоит провести ладонью по стрелкам, как белое облако спор разлетается по ветру, разнося моховой род на новые участки леса…

010

011

Ветер раскачивал макушки сосен, но в низинах было тихо. Лишь поскрипывали деревья, да иногда раздавался резкий птичий голос – это прилетевшие сойки, по своему обыкновению, ссорились между собой.

Мы прошлись по дороге, прошлись по ложбине – ничего стоящего. То есть вообще ничего, даже осколков, и тех нет! Да, судя по всему, тут за прошедшие годы изрядно покопали.

Не теряя из виду группу Михайлыча, мы поднялись на вершину песчаной гривы. Тут ветер уже ощущался. Вон, сколько деревьев повалены, вырваны с корнем или поломаны, как спички.

08

Прибор Ирины издал сильный мелодичный звук – в земле что-то из цветного металла, и явно не «белая головка»! Так и есть – на свет показалась гильза от французской пушки, если не ошибаюсь, Бёхлера, калибр 47 мм. Такими орудиями была вооружена армия довоенной Латвийской Республики, а потом они по наследству поступили на вооружение Красной Армии. В июле 1941 года здесь с боями отходила латвийская часть, и советские латыши пытались зацепиться за здешние холмы и болота, задержать немцев. Задержать не удалось, красные латыши отступили дальше на Псковщину, а от тех боёв в земле остались предметы их снаряжения.

03

Находка обрадовала нас и прибавила сил. Но больше ничего обнаружить не удалось. Да, невезучий день… «Это ещё рано говорить. У нас всегда так бывает – либо находим что-то с утра, и потом весь день попусту ходим, либо наоборот, целый день впустую копаем, а найдём что-либо перед самым отъездом» — ободрил я Ирину.

Сделав большой круг, мы вернулись в лагерь. «А самое главное-то мы забыли! Флаг группы не повесили! Вот сейчас повешу, и сразу находки пойдут» — пошутил я. Красный флаг немедленно был водружён на большом выворотне. Оставалось ждать.

05

Но поскольку ждать мне не хотелось, а Ирина устала бродить по холмам и низинам, я взял лопату и пошел за Валерой, но находок в земле от этого не прибавилось. Прочёсывая местность, мы вскоре встретились с Иваном и Вячеславом. Оказалось, что в болотине под холмом они нашли крышку от диска пулемёта «льюис». Точнее, обломок крышки, но и этого оказалось достаточно, чтобы определить, что это такое.

Для тех, кто не в курсе, скажу, что найти пулемёт «льюис» — это золотая мечта нашей поисковой группы. Пулемёт английский, времен Первой мировой войны. Им ещё товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни» работал, помните? Нет, особыми боевыми качествами он (я имею в виду пулемет) не отличался, скорее, наоборот: очень боялся грязи, был капризен в обращении.

Но была у него одна оригинальная деталь, больше ни на каком другом пулемёте не встречающаяся. А именно – эжектор на стволе. То есть на стволе у него был кожух, но не для воды. Для охлаждения тут использовался принцип эжекции, когда пороховые газы увлекали за собой поток воздуха, который охлаждал алюминиевый радиатор внутри кожуха. Идея была очень остроумна, но, насколько мне известно, применялась только на «льюисе», а когда его сняли с вооружения, заглохла и не получила дальнейшего распространения.

У нас в музее уже есть несколько мелких деталей от этого пулемёта, так, может, если повезет, сегодня мы найдём и сам оригинал?

Иван со Вячеславом показали нам место, где нашли крышку. Прочесывая склон металлоискателем, мы обнаружили массу стреляных гильз калибром 7.71 мм. (Это английский калибр). И таким вот образом, постепенно поднимаясь, мы вышли на вершину гривы, где нашли заплывшую (а в песчаном грунте все ямы быстро заплывают) стрелковую ячейку.

Дело ясное – в июле 1941 года здесь сидел красноармеец и стрелял из пулемёта «льюис» Гильзы сыпались вниз, туда же скатилась и крышка от диска. Потом пулемётчик встал и ушёл, унося с собой пулемёт. В земле нет ничего, иначе бы прибор зашелся в писке. «Льюиса» тут нет, и останков тоже нет. Что же, не нашли в этот раз, может, повезет когда-нибудь. Через месяц, через год, через несколько лет. Главное, верить, а все остальное найдётся само собой.

Незаметно мы разошлись, и я вернулся лагерь. Короткий осенний день подходил к концу. Понемногу начинало темнеть, но ещё было видно. Вскоре в лагерь пришли Иван со Вячеславом. По их словам, тут неподалёку они отыскали место, где может быть английская «сбруя». Надо бы проверить получше.

О чём речь! Михайлыч и автор этих срок взяли лопаты, и мы сообща прошли туда. Действительно, стоило копануть, как в песке нашлась пряжка от ремня. Не советская, не немецкая. Английская! В таком снаряжении могли ходить только советские латыши в 1941 году. Затем нашёлся отрывок ремня, потом ещё пряжка, и ещё, и ещё. Стоп! Что это? Никак, ребро? Точно, человеческое.

«Мужик!» Курим!» — раздался крик на весь лес. «Что, что?» — донеслось из лагеря. «Нашли бойца! Идите сюда, и мешок захватите!»

Вскоре возле раскопа собралась толпа. Копать в песке было легко, и просеивать грунт в руках тоже не трудно. Немного мерзли пальцы и колени, но это уж обычное дело.

Вскоре на расстеленный мешок легли обрывки английского снаряжения, и одна за другой стали ложиться кости бойца, павшего 75 лет назад. Ботинок, правда, не было, хотя пальцы ног были на месте. Вероятно, ботинки сняли ещё тогда, сразу после боя. Война ведь – это не только бои, взрывы и выстрелы, война – это голод, всеобщее озверение, эпидемии и повальная нищета, и потому ветераны так не любят вспоминать те страшные дни.

Вот и этот боец, скорее всего, лежал на ровном месте, а в яму его сбросили гораздо позднее, когда труп уже разложился. Кости лежали в самой неестественной позе, какой не бывает ни у живых, ни у мертвых, разве что у скелетов…

014

015

016

Но это были кости одного человека. Латыш, павший в боях за нашу советскую Родину. Никакого «смертного» медальона не было, как не было и наград. Не успел ещё получить, война шла всего пару недель, когда его настигла смерть. Лишь английская амуниция неопровержимо показывала, что это наш человек. Очередной безымянный…

Пока мы копали, подошел Саня Голубев и показал свою находку. Значок «Дружинник», раннего образца. Такие выдавали участникам ДНД (добровольной народной дружины) в 50-70 годы.

«Мужики, может, мы дээндэшника нашли? Может, его тут в лесу завалили, и это его значок?» Все рассмеялись шутке. Конечно, значок не мог принадлежать найденному бойцу – он из другой эпохи.

017

Собрав бойца, мы пошли к машинам. Время было позднее, и сборы недолгими. Мы выехали из лесу, на перекрёстке простились с красногородцами. Антон с Эдиком поехали в Себеж. А наш уазик взял курс на Велье.

Велье – довольно красивый посёлок на берегу озера, мы проезжали там года четыре назад. К сожалению, освещение не позволяло фотографировать в этот раз.

Миновав Велье, мы выехали на оживлённую федеральную трассу и свернули налево. Промелькнули Новгородка, Гораи, и вот уже наш уазик въехал в Остров. Заворачиваем на Пригородную, заходим к Михайлычу и пьем чай. Найденный боец заносится в «гроссбух». Мы сидим, разговариваем, и решаем, куда ехать в следующий раз, так как дни стали коротки и на дальнюю дорогу нет времени.

Обсуждение

комментария 4 на «На холмах и в низинах»
  1. Реконструктр:

    Из снаряжения английского производства в армии Латвии к 1940г.( и в 24 территориальном корпусе РККА соответственно)у бойцов оставалось только некоторое количество поясных ремней-офицерские типа «Сэм Браун»(у комсостава) и солдатские с пряжкой «змейкой». Всё остальное-патронные сумки, «игреки»(двух видов), сухарные сумки, рюкзаки и т.д. было уже своего-Латвийского образца и производства. Жив-здоров буду ,к следующему лету постараюсь показать минимальный комплект формы и снаряжения бойца 24 терр.корпуса. За Льюис-согласен. Крайне редкая машинка. Но у латышей был основным ручным пулеметом. Так что, все шансы найти его есть.

  2. Антон:

    Ой, ли???!!! на счёт Льюиса!! Вашими бы словами, да «богу в уши», реконструктр.

  3. Реконструктр:

    Антон, а что не так? Если попадается настрел и диски, то рано, или поздно но и сам аппарат попадется. 🙂 Главное верить, ибо мысли материальны.

  4. Антон:

    О нём так много уже разговоров, что и не верится! Конечно будем искать, до победного, он так нужен музею!
    Вопрос, сколько их у латышей было? На фото парада 41 года с ними шла только первая шеренга, то есть не так уж и много.
    Признаки Льюиса мы находили на пантере, а это уже 44 год.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 31 | 0,182 | Потребление памяти: 12.34 мб |