Внеплановый выезд

25 Апр 2016,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

Постоянные читатели уже знают про находку, которую сделал Валера в прошедшую субботу. А непостоянным рекомендую прочитать статью «Давным-давно была война, давным-давно прошла она…», чтобы быть в курсе дела.

Посреди недели мы решили съездить на то место и проверить его основательно. Мало что ещё может быть в земле на месте падения самолёта!

Почему посреди недели, почему не стали дожидаться субботы? А у нас появилось свободное время. Причём не по нашей вине. С финансированием культуры творится что-то кошмарное, такого не было даже в 90-е годы. Музеи области в долгу, как в шелку, денег нет, и не предвидится. Причём, как всегда бывает в таких случаях, никто не знает причину: то ли денег действительно нет, то ли это злостный саботаж, то ли просто недееспособность властей.

Вот и у нас кончились деньги на бензин, и по такому случаю работы на линии Сталина пришлось прекратить. Сидим теперь в основном здании музея, в Острове, бензин «экономим». А высокие начальники где-то во Пскове разглагольствуют о рыночной экономике и о том, что мы должны сами зарабатывать деньги. (И при этом ни в коем случае не повышать цены на входные билеты и вообще, пускать как можно больше народу в музей бесплатно – ну, чтобы было как в Москве).

Мы бы как-нибудь извернулись, не впервой такая жизнь, но чтобы зарабатывать, нам надо приехать на линию, а у нас денег нет.

В общем, просидев несколько дней и почистив вручную найденные железяки (надо бы купить кардощётки-насадки для «болгарки», но у музея денег на текущие расходы тоже нет), мы решили съездить и основательно прочесать место падения ИЛ-2. Бензин купили на свои, и в среду отправились в путь. Ехать было недалеко. В сторону Горохового озера, потом дальше, сразу за Боровские, и вот мы приехали.

01

Вылезаем из машины. Сосновый бор, поют птицы, грунт – один песок. По небу плывут тяжёлые тучи, иногда из них сыплется снежная крупа, но быстро перестаёт, и на короткое время проглядывает солнце. Обычная, нормальная апрельская погода.

Валера, Эдик и автор этих строк прочёсывают лес. Пищит прибор, лопата входит в мягкую песчаную землю, находки следуют одна за другой. Мелкие обломки самолётной обшивки, мятые, горелые снарядные гильзы, небольшие куски железа. Так и есть – все крупные куски давно растащены, только пушки и пулемёты в ту пору никому даром были не нужны, потому их и бросили в яму близ дороги.

И хотя мелочь надоедает, мы усердно копаем при каждом писке прибора. Есть надежда найти шильдик (табличку с номером самолёта), и таким образом, установить личности лётчиков.

Примерно через пару часов мы откапываем небольшой кусок дюраля. Судя по всему, это и есть обломок шильдика, но… на уцелевшей части номера нет!

Копаем дальше. Снова находим куски дюраля, патронные гильзы (в том числе от крупнокалиберного пулемёта). А вот и кольцо от парашютной подвесухи. Скорее всего, летчикам не удалось выпрыгнуть с парашютом, и они погибли при взрыве самолёта. Но никаких косточек, даже самых маленьких, мы тоже не находим.

Через несколько часов мы исследовали это место вдоль и поперек. Крупных находок не оказалось, но, по крайней мере, стало ясно, что эту тему можно закрыть – больше в земле ничего нет. И мы углубляемся в лес. В июле 1944 года тут шли бои, пусть скоротечные, но хоть что-то да осталось.

02

От тех времён остались заплывшие траншеи. Осколков в земле мало, значит, воевали тут недолго, постреляли и ушли. Но мы нашли немецкую противогазную коробку (похожа на термос, они её носили сзади), немного стреляных гильз. Неожиданная находка – дюралевая лопасть – поставила нас в тупик. На самолётный винт не похожа, слишком мала (около 20 см. длиной). «Так это же Карлсон тут летал, ну его и сбили, не посмотрели, что нейтрал!» На самом деле лопасть была современная, от вентиляторного винта.

Постепенно мы перешли на новое место. Рядом тянулась грунтовая дорога на Бланты и возвышался песчаный холм, господствующий над местностью. Подняться на него, что ли? Валера так и сделал.

08

03

04

Следом за ним поднялся и я, оглядел окрестности. Вид открывался великолепный, жаль только, что освещение было сложным. Приходилось снимать против солнца, вдобавок, от туч по земле ползли тёмные тени, а в воздухе, несмотря на ветер, висела туманная дымка.

05

06

07

Под холмом постиралась равнина, заросшая мелколесьем. Кое-где синели глаза озёр. Вдали, возле самой линии горизонта, виднелись другие высотки. Действительно, заняв этот холм, можно было перекрыть большой участок местности.

Холм оказался распаханным. Мы нашли там патронные гильзы с характерным пулемётным наколом капсюля, но и только. Несомненно, тут сидел пулемётчик, и не один. Но всё, что осталось с войны, лежит под пахотным слоем, а наш прибор не берёт на такую глубину. Если вообще что-то осталось – деревня-то рядом, тут наверняка не одно поколение ребятни производило «раскопки».

Мы спустились с холма, пошли к машине. Вроде бы можно и домой. Но напоследок решили подъехать к озеру Плакса, исследовать тамошние траншеи.

09

Озеро Плакса, несмотря на малый размер, довольно коварное. Вода в нём холодная даже летом (на дне бьют родники). Так что купаться тут надо с оглядкой. Вдобавок берега местами топкие, так что пьяным туда лучше не лезть. Но мы приехали сюда не «отдыхать».

Выходим из машины и идём к тем самым траншеям. И сразу видим, что они копались не для обороны. Осталось три параллельных ряда, тянутся от озера вверх. Несомненно, их было больше, но с годами часть была завалена.

Скорее всего, тут немцы хотели сделать своё военное кладбище. В отдельных могилах с березовым крестом они хоронили своих солдат не всегда. Если покойников было много, зарывали в братские могилы. Ну а при порыве «Пантеры» Красная Армия обеспечила им бесперебойную поставку покойничков, которым уже не успевали рыть персональные могилы. К тому же немцы любят располагать свои кладбища поблизости от реки, ручья, вообще, какой-либо воды. Вероятно, они вырыли траншеи, но не успели здесь никого захоронить, как «Пантера» была прорвана, и им пришлось бежать из этих мест.

010

Поскольку искать здесь нечего, мы принялись исследовать окрестности. А ведь тут совсем недавно побывали кладоискатели-монетчики – следы их копок совсем свежие. Мы монеты не ищем, и приборы поисковиков настроены по-другому. Мы откапываем из земли лемехи от плугов, оставшиеся с советских времен, детали от сельхозмашин, даже один самодельный нож с винипластовой ручкой, но ничего военного нет.

Но вот прибор издал характерный писк… цветмет! Это может быть что угодно, вплоть до медали. Мы усердно копаем, но внезапно писк исчезает. И в яме ничего нет. Просеиваем землю руками – пусто. Что за непонятки? Тут Валера догадался посмотреть на лопату. На конце лезвия, едва заметная от налипшей земли, была смятая «белая головка»… (пробка от водочной бутылки советских времён).

Расхохотавшись (вот так «медаль»!), мы развернулись и пошли к машине. Ясно, что никаких военных раритетов возле этого озера нет. На прощание я сделал один интересный снимок – змея, выползшая погреться на солнце. Змее не понравился немигающий стеклянный «глаз», смотрящий на неё, и она подпрыгнула, имитируя атаку. Имейте в виду, уважаемые читатели – если змея лежит, свернувшись кольцами, как на снимке, то прыгает она невысоко, только пугает. Но если складывается полосами – близко лучше не подходить, это она изготовилась к настоящей атаке. А прыгает она в этом случае до полутора метров.

011

Оставив змею в покое, мы сели в машину и вернулись в Остров. Крупных находок сделано не было, но, по крайней мере, зачистили место падения самолёта. Теперь знаем, что оттуда выбрали всё.

Ну а напоследок предлагаю два снимка – наши трофеи за сегодняшний день. На одной фотографии – куски дюраля, обломки самолётных приборов (видна надпись «манометр»).

На втором – кольца от парашюта, корпус от анероида, переключатель самолётного прибора.

012

013

На этом внеплановый выезд 20-го апреля закончился.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,182 | Потребление памяти: 12.24 мб |