Шиш и бакшиш
«Солдат без лопаты – это почти преступник!»
Армейская мудрость.
Вы, наверное, будете очень смеяться, уважаемые читатели, но власти опять начали очередную кампанию по «борьбе с коррупцией». (Не подскажете, какую по счёту, а то я со счёта сбился?) Теперь предлагают запретить вести бизнес женам губернаторов и прочих высших чиновников. Сами знаете, у нас очень бедные губернаторы и министры, а их жёны очень богатые. Как полагается в демократическом обществе, данная инициатива вынесена на всенародное Интернет-обсуждение. Любой желающий может поставить свою «галочку» под любым предложенным пунктом. Толку от этого никакого, но зато «демократия» соблюдена.
(Злые языки, правда, говорят, что таким образом чиновники просто тянут время и дают возможность заинтересованным лицам переписать свой бизнес на бабок, дедок, внучек и жучек. И что такие мероприятия должны проводиться внезапно и мгновенно, чего в условиях РФ соблюсти невозможно).
Со своей стороны, я предлагаю ещё одну меру, которая, несомненно, нанесёт смертельный удар по коррупции. А именно – запретить всем, носящим фамилию «Гайзер», занимать должности губернаторов. Помните историю с арестом губернатора Коми?
Чего смеётесь-то? Моя инициатива по дебильности ничуть не слабее официальной. И прекрасно дополняет её. Запретить всем женам губернаторов и всем Гайзерам вести бизнес – это сильный ход!
А если серьёзно? А если серьёзно, то при существующем строе коррупция в Росси непобедима. Можно принять кучу законов или не принимать ни одного – результат будет одинаков. Поясню как можно доходчивее.
Любое сообщество людей, не занятое реальным делом, неминуемо разлагается. И нет принципиальной разницы между армейской казармой и администрацией. И тут, и там люди, предоставленные сами себе и избавленные от необходимости каждодневно бороться за кусок хлеба, начинают дурковать. Только одни продают и пропивают солдатские одеяла и портянки, а другие – Россию в целом. Разница только в масштабе.
После катастрофы 1991 года чиновничий аппарат избавился почти от всех своих обязанностей, но сохранил и увеличил свои права. И это при росте чиновничьего поголовья, которое в РФ гораздо многочисленнее, чем было в СССР! Коррупция при таких условия была неминуема и непобедима.
То есть как было раньше? Страна работала реально. Добывалась руда, её обогащали на горнообогатительном комбинате – это первый передел. Обогащенную руду плавили в доменных печах и получали чугун – это второй передел. Чугун переплавляли в сталь – это третий передел. Сталь катали в прокат – четвертый передел. Прокат резали на нужные заготовки и обрабатывали на металлорежущих станках – это пятый передел. Полученные детали собирали в нужный механизм и так далее, и тому подобное. На всех этапах требовались люди – шахтёры, металлурги, токари-фрезеровщики и т.д. У всех людей были жены, дети – нужно были их учить, кормить, лечить. То есть требовались врачи, учителя, воспитательницы, продавщицы.
Я излагаю прописные истины, не так ли? Чем больше степеней передела, тем технологичнее получалось изделие, и тем больше требовалось людей для функционирования этой цепочки. А людьми и производством требовалось управлять. То есть была реальная нагрузка на чиновничий аппарат, времени на всякую ерунду у чиновников не оставалось.
Что произошло в 1991 году? Почти все степени передела были ликвидированы. Зачем перерабатывать сырьё и полученную прибыль делить между всем обществом, когда можно продать сырую нефть (газ, руду) сразу, и получить бешеный процент прибыли, которой уже не надо ни с кем делиться? С точки зрения новорусского барыги, торговля сырьем – супервыгодный гешефт, поскольку при минимальных вложениях обеспечивает максимальные доходы. К чему строить, например, завод по производству холодильников, ждать десять лет, когда он окупится, и потом получать прибыль в три процента годовых, когда можно отжать месторождение и получить прибыль в 300, 400 процентов уже через полгода?
Но с точки зрения общества, это – преступление, поскольку большая часть народа становится лишней. В подобной системе оптимальная численность России – 15 миллионов человек, остальных «труба» не прокормит. Это – самоедская экономика, поскольку страна поедает саму себя.
Но эта система очень нравится многим, в том числе чиновникам. Ведь сейчас чиновничество избавлено от большинства своих обязанностей. Технологическая цепочка прерывается в самом начале – не надо думать о следующих степенях передела, и, как следствие, не надо думать о людях, ранее работавших там. Знай себе, гони сырьё и энергоносители «за бугор», да считай шальную прибыль!
Тут надо сделать пояснение. Во всех бедах сейчас принято винить олигархов, но в действительности 80% прибыли получают не они, а чиновничий аппарат – реальный хозяин России, которого мы не можем контролировать никак. (Олигархи – это всего лишь ходячие денежные кошельки разных группировок и коллективный громоотвод).
То есть нынешние чиновники – это контролёры, но отнюдь не производственники. Ждать, что контролёры наладят производство, по меньшей мере наивно.
Чиновничий аппарат вышел из-под всякого контроля, избавился от большинства обязанностей, но увеличил свою численность – коррупция непобедима. Вам известен хоть один случай, когда Путин (Медведев) отреагировал на жалобу и восстановил законность хотя бы в индивидуальном порядке? (Подачки – подаренные детям щенки и прочая живность не в счёт).
Таким образом, реально победить коррупцию можно только в том случае, если удаться привлечь чиновничий аппарат к производительному труду. (Да и сократить его не помешает). А привлечь его к труду можно, только возродив производство. Круг замкнулся. Одно невозможно без другого.
Если солдат без лопаты (то есть без реального дела) – почти преступник, то чиновник, не обременённый ответственностью – преступник стопроцентный. Сталин это понимал прекрасно, и после войны установил такой режим, что чиновники свой тени боялись. Терзал их, как только мог, мог позвонить в любое время, и горе тому бюрократу, которого не оказывалось на рабочем месте! Но Вождь был добр и милостив к производственникам, к тем, кто своим трудом поднимал страну из руин…
А пока мы имеем… простите, нас имеют, кто как хочет. Количество контролирующих и карающих ведомств растёт не по дням, а по часам, пропорционально бардаку и беззаконию. Чиновники, умученные непосильной работой, то летят в горы Алтая, охотиться на горных козлов (и потом падают вместе с вертолётом), то покупают замки в Чехии, то ныряют за амфорами и кормят дальневосточных леопардов (в рабочее время, между прочим). И это только то, что мы знаем.
(В советских зонах любили вешать плакаты типа «Праздная жизнь не может быть честной» и т.п. Это не только зэков касается!)
В общем, чиновничий аппарат, освобождённый от всякой ответственности, бездарно проел шальные нефтедоллары, и подвел страну под точку замерзания. (Все базары про «отечественного производителя», «крепкий рубль», про «возрождение», «нанотехнологии» и про «импортозамещение» так и остались пустым базаром). Приходит Большой Песец, и волки уже начали пожирать друг друга. (Череда загадочных смертей в высших эшелонах власти, как перед концом Советского Союза).
Что будет дальше, я не знаю. Этого вообще никто не знает. Только и остаётся выдвигать дебильные предложения. Так что вы, господа чиновники, запретите всем Гайзерам работать губернаторами! Хоть народ посмеётся.
Глупая инициатива с запретом бизнеса для супругов. Во-первых, неконституционная. Во-вторых, легко обойти фиктивным разводом.