Союзники и враги

25 Июн 2015,  
Рубрика: СТАТЬИ

6048_originalКак известно, Великая Отечественная война была частью Второй мировой. Разумеется, основной, но всё-таки частью. (Для жертв ЕГЭ сообщаю – Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года и закончилась 2 сентября 1945-го). И, следовательно, дата начала Великой Отечественной зависела от хода Второй мировой войны.

То есть точную дату нападения Германии на СССР не мог предсказать никто: ни Рузвельт, ни Черчилль, ни Сталин, ни даже сам Гитлер. (Точнее, «самых достоверных дат» было множество, несколько десятков, ну и 22 июня тоже в их числе). Слишком много непредсказуемых факторов препятствовали этому.

(Известно ли вам, уважаемые читатели, что нападение Германии на Польшу должно было состояться в августе 1939 года, но в последний момент Гитлер занервничал и отменил этот приказ?)

Мировая политика – вещь капризная, а тем более в условиях разгорающейся войны. Обстановка менялась с головокружительной быстротой, события подчас зависели от нелепых случайностей, друзья становились врагами а враги – друзьями молниеносно. Время с сентября 1939 года по июнь 1941-го как раз и было таким. Зачастую всё решали недели, дни, и даже часы. План «Барбаросса» корректировался постоянно (равно как и прочие планы), и вполне мог быть отменён в благоприятном для Германии случае.

Известно, что поначалу Гитлер вовсе не собирался затевать столь масштабную войну. «Дранг нах Остен» он предполагал оставить своему преемнику, а самому остаток жизни почивать на лаврах, после того, как вернёт утерянные немецкие земли и поднимет Германию на уровень ведущей мировой державы.

Но, как говорится, фюрер предполагает, а судьба располагает.

Двум медведям в одной берлоге тесно, и не бывать двум цезарям в одной империи. На пути Германии к мировому господству стояли англосаксы. С ними Гитлер поначалу предполагал договориться полюбовно, и громить Британскую империю вовсе не хотел. Наоборот, он планировал союз двух белых «арийских» рас, в точном соответствии со своим расовым учением. Пусть Британия спокойно правит своими колониями, но оставит для Германии Европу и Россию. (А также выведет свои войска из Ирака).

Но дело в том, что расовое учение – одно, а борьба за мировое господство – другое. В поле съезжаются – родством не считаются. Совместить эти разные вещи никому ещё не удавалось, не удалось и Гитлеру. Союзником Германии стала отнюдь не белая «арийская» Англия, а азиатская Япония и крайне сомнительная в «расовом отношении» Италия. Два арбуза в одной ладони ещё никто не удерживал, мировая политика не терпит расовых сантиментов.

Это Гитлер понял не сразу. И допустил одну из своих самых крупных ошибок, остановив немецкие танковые дивизии на подступах к Дюнкерку, позволив англичанам бежать на свой остров. Не сделай он этого, и вся история Второй Мировой войны могла пойти по другому пути.

Другой пример непредвиденной случайности – операция «Везерюбунг». (Захват немцами Норвегии и Дании, началась 9 апреля 1940 года). Ну, спасти Данию могло только чудо, а вот с Норвегией было не так однозначно. Известно, что союзники (Англия и Франция) сами готовили захват этой страны, и немцы опередили их буквально на несколько часов. В случае, если бы союзники опередили немцев, Германию ожидало неминуемое скорое поражение. (Из 15 млн. тонн необходимой железной руды немцы получали из Швеции 11 млн. тонн. Летом доставка шла по Балтике, зимой – вдоль норвежского побережья).

Но, как известно, немцы молниеносно захватывают эти страны, запоздавшие десанты союзников ввязываются в безнадёжные бои и терпят поражение.

(Достойно примечания: англичане, заподозрив предательство, провели расследование, и хотя его результаты до сих пор засекречены, кажется, нашли предателя. Во всяком случае, генералу Сикорскому, главе польского эмигрантского правительства, была устроена шикарная авиационная катастрофа близ Гибралтара).

Вот от каких нелепых случайностей порой зависит ход истории! Кто может сказать, как бы обернулись события, если союзники захватили Норвегию раньше Гитлера! С большой долей вероятности можно предположить, что в таком случае они бы использовали эту территорию для нападения на СССР.

Я не с дуба упал, а рассказываю то, что было. Планы нападения на СССР были у всех, а не только у одного Гитлера. И союзники нисколько не скрывали этого, более того, сами рассказывали, как весной 1940 года планировали бомбить нефтяные промыслы в Баку. То, что мы оказались с ними в одной команде, в значительной мере случайность. Всё равно не верите? Тогда посмотрите сериал «Мир в войне», фильм «Падение Франции». Сериал британский, снят в 1974 году, когда участники тех событий были ещё живы. И там французские генералы без тени смущения рассказывают, как планировали войну с СССР, когда вермахт уже ломился во Францию. Немецкие колонны уже подходили к Парижу, а новый командующий французской армии только вылетал из Сирии!

А теперь представьте себя на месте Сталина. В ситуации, когда началась мировая война, и нет союзников, а есть только враги. Тут нельзя ошибиться – ошибка будет стоить жизни Советскому Союзу. И всё учесть, всё предсказать тоже невозможно…(хотя бы то, что французы будут разбиты так быстро: все ведь думали, что повторится «окопное сидение» Первой мировой войны).

10 мая 1940 года «странная война» на западном фронте кончилась. Началась обычная. Немцы с молниеносной быстротой захватывают Голландию, Бельгию и Люксембург, громят французскую армию, выбрасывают англичан с материка на их остров. Французы подписывают перемирие (именно перемирие, а не капитуляцию).

Престиж Третьего рейха поднимается на небывалую высоту. Гитлер, сокрушивший исторического врага Германии (Франция веками препятствовала объединению немецких земель) – национальный герой. Весь мир затаил дыхание – наступает черёд Англии…

Но тут вступил в действие геополитический фактор. Армии Гитлера не могут дойти до Лондона сухим путём – мешает море. А на море господствует английский флот. (Операция «Везерюбунг» показала, что Кригсмарине не могут тягаться с Гранд-флитом). Вообще, десантная операция такого уровня – самая сложная, это верх военного искусства. Для успешного её проведение требуется превосходство в сухопутных войсках, во флоте и в авиации. И ещё большая доля везения (вдруг шторм на море отрежет высадившиеся в Англии войска? тогда они будут истреблены англичанами!)

Ну, превосходство вермахта над английской армией никем не оспаривалось. Но флот не мог тягаться с английским, и люфтваффе Геринга потерпели поражение в небе над Англией. Операция «Зеелеве» откладывалась в долгий ящик, а потом и вовсе сыграла в оный.

И тут Гитлер ясно осознал, что с этого момента время начинает работать против Германии. Англия не приняла его мирных предложений, за океаном маячат не очень дружественные США, а на востоке нависает огромная угрожающая тень Советской России.

Ну, помешать Рузвельту снабжать англичан Гитлер не мог. Для этого надо было захватить Гибралтар, а также Португалию с Азорскими островами, и, возможно, Канары. Германский надводный флот органически не был способен на такое. К тому же захват Португалии и Гибралтара был немыслим без вступления Испании в войну.

Но хитрый каудильо, в июне 1940 года обещавший это Гитлеру, к осени пораскинул мозгами и изменил своё мнение. Франко понял, что положение Гитлера хоть и блестящее, но безнадёжное (Германия, страна с ограниченными ресурсами, не может тягаться со всем миром). И что рано или поздно, но песенка Гитлера будет спета. Погибать вместе с фюрером каудильо не хотел. Испания во Вторую мировую войну не вступила. Это означало, что Гибралтар останется английским, из чего следовало, что и Средиземное море остаётся любимой британской лужей, а подходы к Ближнему Востоку надёжно прикрыты от любых посягательств.

Второй удар Гитлер получил от французов. Все его попытки привлечь Францию к участию в войне на стороне Германии провалились. Да, Франция была разгромлена, да, её промышленность работала на немцев, да, она платила огромную контрибуцию. Но окончательно французы не были сломлены, и против своих вчерашних союзников – англичан воевать не стали. Более того, французский флот тоже не достался немцам и был затоплен в Тулоне.

Для Гитлера это был тяжёлый удар. Он понял, что его надежды создать «европейскую крепость» рушатся на глазах.

Советская Россия? Он знал, что мы не собираемся нападать на Германию. По крайней мере, в ближайшие несколько лет. Но что будет потом, не поддадутся ли русские на уговоры англосаксов, особенно, если Рузвельт и Черчилль завалят их оружием и обещают полную поддержку? То есть Гитлер мыслил точь-в-точь как Наполеон, когда планировал нападение на Россию.

Впрочем, план «Барбаросса» был плохо продуман и нереалистичен. И к тому же существовали альтернативные планы. В частности, захватить Северную Африку, форсировать Нил и выйти на Ближний Восток, в Сирию и Ирак. Тем самым Германия наносила удар под дых Англии (лишала её ближневосточной нефти и контроля за путями в Индию). А также зажимала в клещи СССР, который, под угрозой нападения на Баку, становился вассалом Гитлера. В таком случае надобность в плане «Барбаросса» отпадала.

Но немцы не могли перейти Нил ни при каких обстоятельствах, пока на Средиземном море господствовал флот англичан. (Африканский корпус Роммеля повторил, по сути, судьбу наполеоновских армий в Египте). А чтобы прервать такое господство, надо было закрыть вход в это море, занять Гибралтар. Но это было невозможно без вступления Испании в войну. Круг замкнулся.

Гитлер это понимал, и поначалу не хотел посылать немецкие армии на погибель в Северную Африку, но его втравил в это дело Муссолини. План «Барбаросса» в очередной раз подвергся пересмотру, а Советский Союз получил непредвиденную отсрочку.

(Окончание следует)

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,143 | Потребление памяти: 12.16 мб |