Просто отдых
19 Окт 2014, admin
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО
В середине прошедшей недели разверзлись «хляби небесные», и на иссушенную землю Псковщины полил долгожданный дождь. Он лил, почти не переставая, двое суток, и напитал землю водой перед зимними месяцами. (Хуже нет, когда мороз сковывает сухую почву). Перенасыщенные влагой тучи стояли на одном месте, как привязанные.
Потом тучи истощились, поднялись выше, и полетели дальше, как исполинские дирижабли. Похолодало, и над Псковщиной, в ясном, промытом небе засияло низкое октябрьское солнце.
Наша группа «Поиск», как обычно, собралась в субботу, 18 числа, на квартире у Михайлыча. Правда, сам командор не поехал в поле и на этот раз, и на это у него были очень уважительные причины. Многолетнее общение с нашим мудрым, добрым, честным, трудолюбивым, отзывчивым и ответственным народом (с нами в том числе) даром не проходит ни для кого.
(Не зря военным дают пенсию в 45 лет: это не столько от мифических «лишений» военной службы, сколько для того, чтобы не видеть больше собственных подчинённых и сослуживцев. Солдатам-срочникам и двух лет тесного общения с себе подобными кажется многовато. А Михайлычу уже шестьдесят лет, и почти всё это время он по роду работы контактировал с народом, так что сами понимаете…)
В общем, мы собрались у Михайлыча, попили чаю, дождались опоздавших, и поехали на раскопки, а наш Командор остался дома…
По дороге заезжаем в магазин купить «пирожных» («хлеб» нынче не по карману). Цены скачут галопом, как хорошие скакуны. Берем чай, хлеб, колбасу, и глядим на сало в витрине, как на музейный экспонат. Продавщицы говорят, что сало теперь невозможно продать, и мы советуем брать деньги за его показ.
К счастью, сегодня День рождения у Антона, и по такому случаю, его жена наготовила всяких вкусных вещей.
Без особых приключений мы доезжаем до места. Трава, покрытая инеем, полегла, но и в полёгшем виде образует толстый ковер, сквозь который с трудом «пробивает» металлоискатель. Лужи затянуло тонким слоем льда. Прошедший ливень, а затем заморозок, посбивали листву почти со всех деревьев. Лишь на макушках отдельных берёзок и осин трепещут на холодном ветру редкие золотые листочки. На небе – ни облачка.
Мы располагаемся в осиннике, разводим костёр. Промокшие, а затем промерзшие деревяшки горят плохо, больше дымят. Многие стволы деревьев обвиты лианами дикого хмеля. Раньше он был распространён в основном в южных районах области, сейчас добрался до её центра. Климат явно теплеет.
Поздравляем Антона с Днём рождения, преподносим подарок. Закуска богатая, полная чашка суши и ещё каких-то вкусных рулетов. Мы шутим, рассказываем последние новости (а их у нас всегда хватает, иногда даже слишком).
К сожалению, Антон сегодня не может быть с нами полный день (работа у него такая, ненормированная), и к трем часам дня должен отбыть во Псков вместе с Ильёй.
Мы завершаем нашу трапезу чаем, и расходимся по работам. Валера и я, как обычно, образуем типичную поисковую двойку. (Один впереди с прибором, другой чуть позади с лопатой).
Я, конечно, иду с лопатой. Металлоискателя у меня нет, да он мне и не нужен. (Приборов в группе сейчас хватает, даже избыток). Моя задача – копать землю, варить кашу, фотографировать, вести «летопись» группы «Поиск». Так что своё место в группе я давно определил, и надеюсь, кое-какую пользу приношу.
Валерина спина с надетым на неё рамочным рюкзаком мелькает впереди меня. Пищит прибор, но Валера по слуху определяет: «колючая проволока…. россыпь гильз…осколок…». Пользоваться металлоискателем надо уметь, а неумелый поисковик сам намается, и напарника измотает, реагируя на всякий чих капризного прибора.
Разумеется, точно всё определить по слуху невозможно, и мы постоянно выкапываем «хвосты» миномётных мин (самая распространённая находка в этих местах), осколки снарядов и прочий военный мусор.
Постепенно осинник сменяется березняком, и мы выходим на деревенскую улицу. Вот она, видите? Даже столбы электролинии сохранились.
В земле здесь полно «бытовухи» — проржавевшие банные тазики, куски печного литья, сплющенные вёдра. Мы находим отличный топор – пригодится нам самим, только на топорище насадить. А ведь ещё 90-х годах тут была дорога, и наши поисковики ездили здесь на мопедах…
Неподалёку от нас с прибором и лопатой работает Денис. Его белая кепка хорошо заметна на сером фоне поблёкшей растительности. И над всеми нами пролетают лебеди: всё, перелёт завершён, они последние. Лебеди с огромной высоты прощаются с родными просторами печальным криком.
Понемногу мы выходим на поле. В советское время оно пахалось, но кто знает, может, под пахотным слоем что-нибудь осталось? Валерин прибор издал писк – что-то железное тут есть. Моя лопата вгрызается в мягкую землю, и вскоре мы достаём малую саперную лопатку. Находка, что и говорить, многообещающая.
Моментально яма расширяется и углубляется, и вот уже под лопатой мелькнула человеческая берцовая кость… «Мужик!» Курим!»
Валера закурил, а я завопил что есть мочи, зовя Дениса. На зов пришли ещё Сергей Бериц с Антоном, услышавшие его. В синем холодном осеннем воздухе голос слышался удивительно далеко.
Общими усилиями мы расширили яму. На расстеленный мешок легли останки красноармейца, павшего здесь 70 лет назад, в марте 1944 года. Валера копал, а я и Денис руками процеживали жидкий суглинок, извлекая из него мелкие косточки. Вот достали череп, вот нижнюю челюсть, ребра, позвонки, руки и ноги…
Собрав останки в мешок (это не заняло много времени), мы с Сергеем продолжили поиск. Теперь нам надо обследовать окрестности этого поля, тем более, что тут до война проходила дорога, а в войну немцами был вырыт противотанковый ров.
Мы ходим по молодому лесу, поднявшемуся в основном за последние 20 лет. Тонкие осинки соседствуют с березками, встречаются клёны. На старых, высоких деревьях – расщеплённые макушки. Это значит, что в войну их посекло осколками, которые и теперь сидят глубоко в древесине.
Желтые листья устилают противотанковый ров и заплывшие окопы и перекрытиями. Местами стоят промерзшие грибы-соляники. Я взял такой гриб-валуй и сфотографировал в руке. Середина осени…
Петляя по лесу, мы снова вышли на поле и повстречались с Александром Шанцевым и Эдиком. Находки есть? Пока нет.
Солнце клонилось к закату. Рабочий день кончался. Кашу варить не стали, чтобы не терять зря времени. Всё равно, утром поели хорошо, вечером доедим остатки.
Хотя, какая же это работа? Ни слепней с комарами, ни изматывающей жары. Земля мягкая, корней (по сравнению с другими местами) немного. Да и день сейчас короткий, за шесть-семь часов работы устать не успеешь. Так что сегодня был скорее отдых.
Мы походили ещё немного, и пришли в лагерь. Там уже были почти все. Антон с Ильёй, как и обещали, давно отбыли во Псков. Кипятим чай, доедаем, что осталось с утра. Потом Валера садится за руль и начинает потихоньку выводить машину на дорогу. Мы идем пешком, так как перегружать уазик нельзя, здесь он может застрять. Наконец, колеса выехали на твёрдый асфальт. Отключаем передний мост, садимся в машину и прибываем в Остров.
Михайлыч, уже осведомленный Антоном о находке, заготовил свою зелёную книгу и теперь записывает в неё: «18 октября – один найденный красноармеец…»
Postscriptum
Как-то этим летом захожу я в музей, а к Михайлычу посетители приехали. Приехали издалека, с Поволжья. По поисковым делам, разумеется. Очень хорошо, что люди и сегодня ищут своих родственников, погибших на той войне, и интересуются нашей работой…
Ну так вот, увидели они меня, и сразу поняли, что я есть автор многих статьей на сайте «Другой Псков». Тут уж пришел черёд удивляться мне: я и не подозревал, что мои статьи интересны многим людям. (Признаться, я думал, что их читают только работники «органов» по служебной необходимости, да местная политтусовка).
Ну, поговорили о том, о сём, а потом они мне и заявляют: а почему, Рахим, нигде нет ни одной твоей фотографии? Я поначалу даже не знал, что ответить: у «органов» моей внешности полно, но эти люди были далеки от политики. К тому же «звёздной болезнью» я не страдаю, и считаю, что читателей интересуют, в первую очередь, статьи, а до автора им дела нет. Но посетители не отставали, и, в конце концов, вынудили меня дать обещание поместить хоть одну свою фотографию.
Обещание надо выполнять, и поэтому я вынужден дать свою единственную фотографию крупным планом. Сделана она три года назад, в поиске. Немного неудачно – за мной на заднем плане стоит красный флаг, но кажется, что он вырастет из головы.
В общем, кому интересно, смотрите на мою физиономию, кому нет, пропустите.
=) Спасибо большое Рахиму за его статьи-рассказы. Как все таки не хватает нашей стране всех погибших людей на этой жестокой войне…….и сколько не родившихся от них детей …….
Спасибо Рахиму за летопись о группе «Поиск» и за интереснейшие статьи. Точку зрения Рахима на какие-то события можно принимать, или не принимать, это совсем неважно, главное — это то, что он всегда высказывает свое личное мнение открыто, честно, исторически и политически грамотно. За это — абсолютное уважение АВТОРУ!
Игорь, ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ тех, кто не вернулся с той страшной войны. Это — истинная ПРАВДА.
Пора бы уже задуматься о тех, кто невозвращается с «войны настоящей» !
Спасибо Вам за всё!
Уже года два этот сайт у меня в закладках. И только благодаря интересным заметкам в «Поисковом деле». Политика преходяща и не интересна, поверьте мне. По роду своей работы постоянно нахожусь в крайней ауре страдания, горя и смерти людской. Так вот, в эти моменты жизни выявляются истинные ценности и интересы. Политика к ним не относится. А взгляды автора, размышления о природе и, прсто, о жизни всегда интересно почитать. Не зря же — наибольшая ценность — это ценность общения с человеком.
Спасибо!
Спасибо, Рахим, за интересную летопись (всегда с интересом читаю отчеты) и за Вашу с ребятами ОЧЕНЬ НУЖНУЮ работу по поиску погибших бойцов!!!
Отдельную благодарность хочется выразить и Петру Михайловичу — организатору и вдохновителю поискового дела. Удачи Вам, ребята, интересных находок и удовлетворения от столь благородной миссии!
Этими посетителями с Поволжья летом был я со своими родственниками. Спасибо, Рахим, за исполненное обещание. Надо отметить, что вполне себе фотогеничен…
Кстати, пользуясь случаем, призываю постоянных читателей репортажей Рахима вносить посильный вклад в популяризацию этих материалов на других сайтах.
Я, например, это сделал на форуме сайта Ярославского историко-родословного общества yar-genealogy.ru в разделе «Военное дело». Тема «Ярославцы и костромичи в 118 стрелковой дивизии (IФ)» Можете полюбопытствовать.