В тихой заводи поисковики водятся
27 Июн 2012, seeman
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО
«Сегодня мы найдём… Так, значит, сегодня мы найдём один пулемёт Льюис – такой же, как у товарища Сухова из фильма «Белое солнце пустыни». А ещё откопаем целого «голиафа», плюс к нему ракету ФАУ-2!» — «И губозакатывающую машинку в придачу. Стационарную, на бетоном фундаменте. Ишь, чего захотел! Найти даже гусеницу от «голиафа» — несбыточное счастье. А Льюис и ФАУ-2 – вообще бред сивого поисковика!»
Вот так, с весёлыми разговорами, группа «Поиск» ехала на очередной полевой выход 16 июня. День был с утра пасмурным, но было видно, что к обеду тучи разойдутся. Настроение у всех отличное. Денис приобрёл себе новый металлоискатель и горел желанием поскорее опробовать его в деле. Валера купил новый фотоаппарат и, естественно, хотел увидеть его снимки. Прочие просто радовались, что опять пришла суббота и можно вырваться хоть на день от повседневных забот.
Мы едем к бывшей деревне Уткино, где под горой течёт речка Многа и начинаются ручьи, впадающие в неё. Цель – узнать, что же мы обнаружили весной, когда ходили по льду с прибором. В тот раз металлоискатель показал большую массу металла, мы проделали прорубь и рукой нащупали какой-то кусок брони. (Смотрите статью «Мартовские купания»). Теперь надо попытаться вытащить его.
Дорога становится всё хуже, и мы, чтобы облегчить машину, вылезаем из неё и идём пешком. Вокруг – океан цветов переливается по холмам в низины, и белопенные волны иногда захлёстывают нас с головой. В воздухе стоит тонкий аромат мёда. Сюда бы пасеку, вот был бы взяток… Но некому тут разводить пчёл, некому косить сено и некому пасти коров. Земли, за которые наши деды пролили столько крови, пустеют не по дням, а по часам. Одни лишь земляные пчёлы да шмели собирают здесь мёд, да пасутся дикие козы.
Из-под моих ног выскочила тетерка, взлетела и понеслась на бреющем полете в сторону. Где-то рядом в высокой траве гнездо. Я успел вскинуть фотоаппарат, но снимок вышел неважный – лишь зад да мелькающие крылья. Яйца или птенцы нам без надобности, мы проходим это место и идем дальше.
Вот и берег речушки. Рядом виднеется уткинская гора, вокруг заросли крепчайшей осоки. Копать тут – сущее наказание, но мы этого делать не будем. Несколько человек обследуют дно речушки, остальные разойдутся по окрестностям в свободный поиск, Денис пойдет и доберет останки бойца, которые мы не смогли полностью взять в мае. После традиционного чаепития народ разошелся по работам.
Михайлыч с Антоном разулись, сняли штаны и залезли в речку. Большой кусок металла был найден сразу – прозрачная вода была неглубока, да и лежал он посреди течения, которое смывало с него ил. Размеры находки впечатляли. Я снимал с берега, не выдержал, тоже скинул штаны и сапоги и со всего размаху ухнулся в воду, только брызги полетели.
Да, тут что-то солидное… Подошёл Валера – нет, нашим уазиком это не вытащить, можно сцепление угробить. Начался совет – что делать с находкой, оставить до следующего дня или сразу идти в деревню нанимать трактор. После детального обсуждения обеих вариантов остановились на втором. Неизвестно, что будет завтра, а оставлять нельзя – фирма «Добрые услуги», если узнает про этот кусок, летающую тарелку наймёт, только бы вытащить и продать. (Есть в нашей области такие коммерсанты под маской поисковиков, специализирующиеся на поиске и продаже военной техники богатеньким «патриотам»).
Исходя из этого, Михайлыч с Антоном отправились в деревню за трактором, а Валера и я пошли в поиск. Валера – впереди с прибором, я чуть поодаль с лопатой. Мы облазили пойменные заросли и нашли кучу танковых деталей – от лючков моторного отделения до шестерён коробки скоростей. Всё ясно – где-то тут поблизости погиб танк «валентайн» («Валентин», как его называли советские танкисты). Разумеется, после войны куски собрали на металлолом, но, конечно, не все. Многие обломки взрывом закинуло в ручей, в заросли кустов, а лазить туда охотников не было – и без того железа навалом!
Всласть полазив по зарослям, под уткинской горой мы повстречали Дениса, который добрал все косточки ранее найденного бойца и теперь ходил со своим прибором. Металлоискатели сразу «зарычали» друг на друга (этим приборам нельзя работать рядом), и мы разошлись на сто метров друг от друга. К сожалению, останков найти не удалось, и мы потихоньку стали возвращаться к лагерю.
Возле костра уже сидели Эдик, Вован и Саня. Неподалёку от лагеря они обнаружили какую-то большую танковую деталь, и до половины откопали её. Теперь отдыхали. Я подошел посмотреть и принялся докапывать, а Валера с прибором снова полез в пойменные заросли.
Через пять минут послышалось характерное тарахтение. Поднимаю голову – по полю едет «Беларусь», в кабине тракторист с Михайлычем, сзади, на запятках, балансируют Антон. Какая удача! (Не забывайте, что была суббота – день «культурного отдыха» в деревне). Нашелся даже длинный трос.
Все вскочили и побежали к ручью, где Антон, Михайлыч и Валера общими усилиями подводили трос под броню. Наконец, это удалось, и, шлёпая себя руками по голым местам, отгоняя слепней, наши мужики выскочили из речки. Трос натянулся, трактор напрягся – и довольно легко вытащил находку на твердую землю!
Мы подбежали к ней. Да, это, несомненно, кусок брони от «валентайна». Правая часть башни. На ней лючок для стрельбы из личного оружия и мортирка для дымовых мин. Сохранность – изумительная. А чего ей будет, лежала на дне ручья, как в камере хранения. Внутренним взрывом «валентайн» распёрло, а поскольку машина была на заклепках и состояла из относительно небольших деталей, то она разлетелась, как конструктор «лего». Этот английский танк был довольно крепок снаружи, но слаб изнутри. (Я замерил рулеткой толщину брони – 60 мм, и это бок башни!)
Когда все нагляделись и нафотографировались, Михайлыч расплатился с трактористом по обычной таксе (а она немалая!). Трактор потащил находку в деревню, где на обратном пути мы её заберём. Как выяснилось, Михайлыч с Антоном сумели найти относительно трезвого тракториста и договориться с ним, а потом поехали в Остров за деньгами (на антоновой машине). И надо же такому было случиться – Михайлыч ключ от квартиры в уазике забыл! К счастью, всё обошлось, Михайлычу в городе доверяют, и он занял нужную сумму в одном магазине.
Воодушевлённые, мы быстро докопали другую находку и вытащили её уазиком. Оказалось, что это бортовой редуктор. После чего сели есть кашу. Обед не занял много времени, и мы снова разошлись в поиск, найдя ещё массу мелких танковых деталей.
Всё, пора и домой. Тем более, что от находок рессоры прогибаются, а нам ещё надо как-то забрать кусок башни в деревне. Мы грузим машину и едем обратно. Рядом петляет речка, заросшая осокой и хвощем. Какая мирная, идиллическая картина – словно и не было тут войны…
В деревне мы обнаружили, что тракторист бросил броню практически посреди улицы. Вообще-то мы договаривались, что он затащит её во двор одного нашего знакомого и она пролежит там до утра, но теперь придется забирать сразу. Оставлять нельзя – ночью приедет «металлисты» и прощай редкий экспонат! Придётся забирать сразу и везти на линию Сталина. Но тут возник другой вопрос – а выдержит ли наш уазик, и без того перегруженный, эту тяжесть? Может, не рисковать машиной, и нанять эвакуатор? (Нанять грузовик в деревне субботним вечером – это утопия!).
С эвакуатором мы пролетели. Островский был на ремонте, разобран, а псковские слишком дорогие — сравнятся со стоимостью автокрана. Что же, рискнём! Мы попробовали поднять находку своими силами. Куда там! К счастью, подошел знакомый мужик, посоветовал нанять трактор с навозопогрузчиком (сенные вилы бы не выдержали), сказал, где тракторист живет. Тут нам снова улыбнулась удача – тракторист этот взял с нас смешную сумму, всего триста рублей. Подъехал, подцепил броню навозными вилами, поднял и положил в кузов уазика. Рессоры выгнулись в обратную сторону.
Поскольку всей толпой ехать в уазике было невозможно, большую часть народа взял к себе Антон. А на линию Сталина, выгружать находку поехали Михайлыч, Валера, Саня (он живет неподалёку) и я. Мы выехали на трассу – ну, с Богом! Уазик тянул с натугой, чувствовалось, что машина придавлена к земле. Ну, давай, родимый, не подведи!
И машина, словно услышав нас, не подвела. Да и дорога к линии довольно ровная, без ям. Ближе к полуночи мы подъехали к шлагбауму. Охранники сперва решили, что это проверка, потом увидели находки и обрадовались. По их словам, нынче в день на линию приезжают по пятьдесят машин, и народу всё интересно.
Мы выгрузили кусок башни на бетонную плиту, в один ряд с танком Т-34 и пушкой ЗиС-3. Рассказали, что отвечать на вопросы посетителей. И с чувством выполненного долга поехали обратно.
Белая ночь опустилась над Псковщиной. В лужках от земли поднимался белый туман. Это – наша Родина… Возле реки Лжа остановились умыться, смыть пот и грязь с лица. Тихие струи задумчиво текли в ночь, как и сто, и тысячу лет назад, собирались раскрываться кувшинки под мостом. Вид был очень красив, но в моем фотоаппарате кончились батарейки, да и память заполнилась до отказа. Субботний выезд закончилося.
Но неподалёку от найденного куска башни, в тихом омуте мы засекли ещё один большой кусок железа. В следующую субботу надо будет попробовать поднять его…
Всю дорогу – дождь.
23 июня с утра лил дождь. Да такой сильный, что мы до 11 часов сидели на квартире у Михайлыча, травили байки, пили чай. Потом немного прояснилось, и мы поехали в поле. Увы, как только мы доехали до деревни, «хляби небесные» вновь разверзлись. Мы зашли в заброшенный колхозный гараж, сварили кашу, и когда ливень поутих, продолжили путь.
На место прибыли без особых приключений. Пока все раздумывали, кто куда пойдёт, я схватил лопату и пошел к тихой заводи, где на дне лежал кусок железа. От высокой и мокрой травы я тотчас промок до костей, сверху мелкими каплями, как из лейки, сеял дождик. Раздеваться не имело смысла, и я прямо в одежде бултыхнулся в заводь. Тем более, что босым копать трудно.
К моему удивлению, рыть дно (на глубине чуть ниже пояса) было не так уж трудно. Я, по правде, ожидал худшего. Потом подошли Михайлыч с Валерой и тоже полезли в воду. Мы истыкали дно щупом, но дно было каменистое, и толку от этого не было никакого. Пришлось сходить за прибором.
Общими усилиями мы нашли и откопали уголок, который находился под башней «валентайна». Из-за специфической полукруглой формы этой детали прибор «орал» так, будто в воде лежит, по меньшей мере, пушка. Ошибка вышла. Что же, поисковое дело без ошибок не обходится. Как и всякое иное.
А мы ещё в бобровой плотине дыру проделали, что бы воду спустить… Ну да это ничего, бобры звери мастеровые, к следующему утру плотину исправят и уровень воды восстановят. Тем более, сейчас идут дожди, а ветки из плотины мы сложили рядом.
После этого мы ходили вдоль реки, нашли ещё много мелких обломков танка. В одном месте прибор дал сигнал – на дне что-то лежит! Я снова прыгнул в воду, раскопал, достал, но находка оказалась большим камнем. Вот незадача, в тихой заводи известно кто водится… Вот они над нами и потешаются.
На обратном пути мы ради интереса проверили прибором бобровую плотину, и к удивлению, нашли в ней латунную гильзу от пушки ВЯ-23 (стояла на штурмовиках ИЛ-2) и триплекс от танкового прицела! Да, продвинутые бобры тут живут!
Больше никаких находок сделано не было, мы погрузились в машину и отбыли в Остров. Дождь как ждал этого – полил с удвоенной силой. Туда ехали – лили, обратно – тоже льют. Дождливый день, 23 июня, выдался.
Постскриптум.
В понедельник, 25 числа, захожу я в музей. Вообще-то это день в музее выходной, но Михайлыч такого слова не знает и работает постоянно. В общем, зашел я туда, поговорили обменялись последними новостями. Оказывается, приехал Ульф из Швеции. Утром зашел в музей такой сияющий, привез пару шведских мундиров, ножовку, коробки конфет для женщин. А для меня лично – большое кайло. Мол, это подарок для Большого Ивана, то ест для Большого Рахима. Чтобы лучше копал и больше писал! Ульф вообще мужик с юмором. Жаль только, что в Острове он был проездом – ехал во Псков по делам. Но обещал еще раз заехать на обратном пути! Мы посмеялись, пожелали Ульфу удачи, а потом Михайлыч сфотографировал меня с подарком на фоне музейной вывески. Жизнь продолжается!
И в воде-то холоднющей они сидят, в болотах шастают, в дебрях ползают, полчища комаров кормят своими телами, гадюки их кусают, звери их стороной обходят, они в прорубях зимой купаются, в бури, ураганы, в дожди и в грозы, в зной…Дома их не застанешь…Кто такие?! Как назвать?! Поисковики…