Архивные материалы

20 Июн 2012,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

Читатели, наверное, уже интересуются, ездили ли мы в поиск в прошлую субботу и если да, что нашли? Отвечу, что ездили, и нашли кое-что. Вообще, выезд был весьма познавательным, но о нём я напишу чуть позже – на то есть объективные причины. А пока расскажу о других, текущих делах.
Первое. Посреди недели Валера Чумаченко ездил покопать в район деревни Тишино, и нашел танковый пулемёт Дегтярёва. В том месте, близ реки Великой, в 1941 году была переправа, и наши войска прикрывали её. Правда, бой там был весьма скоротечным, наши отошли, потери неизвестны. Места эти обжитые, деревня живая, поля вокруг неё обрабатываются. Поэтому подбитую технику быстро растащили на запчасти и металлолом, и Валерину находку можно смело назвать случайной. Тем более, что он и сам не может сказать, какая сила потянула его в то место на край распаханного поля. Правда, чтобы такие случайности происходили, надо работать в поиске много лет: тогда и появится что-то вроде предчувствия, интуиции – и никак иначе! Кроме пулемёта, были найдены незначительные обломки легкого танка, скорее всего, БТ. Больше ничего в том месте нет.
На снимке вы видите тот самый пулемёт (зажат в тисках). Кроме него, на верстаке лежит почти отреставрированный (собрали из кусков) американский автомат Томсона, самозарядная винтовка Токарева обр. 1940 года, и немецкий Маузер обр. 1898 года с прицелом Ланге. Данный Маузер состоял на вооружении немецких охранных подразделений, а также советских партизан и дивизий народного ополчения (трофейное оружие).


Второе. Что касается Смолина Александра Дмитриевича, чьи останки мы обнаружили под обломком танковой башни (смотрите статью «Нас извлекут из-под обломков»). Родился он в 1916 году, на Вологодчине, Грязовецкий район, сельсовет Кототыгино, деревня Куксимово. В РККА с 1937 года. В действующей армии с 15 апреля 1942 года. Служил в 4-й Ударной армии, 171 ОТБ (отдельном танковом батальоне), 3 рота, командир взвода Т-60. Награждён медалью «За Отвагу» 3.10.1942г. Пропал без вести в июне 1944 года.
Жена, точнее, вдова – Смолина Серафима Александровна, проживала в той же деревне. Умерла в 2002 году. Детей – двое, сын и дочь.
Сын – Юрий, родился в 1938 году, в настоящее время проживает в деревне Савкино, имеет дочь Смирнову Наталью Юрьевну.
Дочь – Мара, 1941 года рождения, живет в Вологде.
Дочь отца не помнит – была ещё мала. У сына Юрия сохранилось одно воспоминание, как в марте 1944 года его отец прибежал из вологодского госпиталя, чтобы увидеть семью и пробыть несколько часов дома.
Несмотря на то, что боец считался пропавшим без вести, с мая 1945 года семья получала пособие за потерю кормильца – не таки уж звери сидели в штабах.
Родственники приехать не могут – жизнь в вологодской деревне не слаще, чем в псковской. Тамошний военкомат везти останки не хочет (к чему эти непредвиденные расходы!), так что, скорее всего, хоронить Смолина Александра Дмитриевича придётся в братской могиле на линии Сталина. Впрочем, есть надежда, что сопротивление военных удастся сломить, и найденный боец будет похоронен в родной деревне.
Тут есть ещё одна подробность… В общем, товарищ Смолин Александр Дмитриевич летом 1944 года был в 14 ОШБ (отдельном штрафном батальоне). Нет, не в постоянном составе, а в переменном. Как он туда попал – неизвестно. На войне угодить туда было довольно просто – по некоторым данным, до 15% советских воинов побывали там. Пребывание в штрафбате ограничивалось тремя месяцами, после чего боец считался искупившим вину и возвращался в родимую часть. (В случае ранения – сразу, невзирая на срок). Штрафбат не являлось судимостью, биографию не портил и никак не влиял на дальнейшую службу. Правда, и бросали штрафников в самые горячие бои.
А мы ещё недоумевали, почему у найденного бойца офицерский ремень и медаль в планшете…
Погиб товарищ Смолин, скорее всего, 23-24 июня 1944 года, когда 14 ОШБ был брошен в бой у деревни Иваньково. То сражение было весьма кровопролитным – достаточно сказать, что штрафбат был специально переброшен с другого участка и пополнен перед боем 33, 157 и 158 штрафными ротами. На этом же направлении действовали танковые и самоходные подразделения, части 239 и 310 СД (стрелковых дивизий).
Кроме того, участок прорыва граничил с участком 12 ОШБ – редчайший случай, когда два штрафбата воевали рядом. И вовсе невероятно, что после этого боя штрафники были награждены орденами и медалями (с досрочной амнистией, разумеется). Что говорит о важности этой операции.

Из наградного листа товарища Смолина Александра Дмитриевича
В бою за пункт Зеленки 3.8 42г. танк тов. Смолина был подбит: перебита гусеница и днищем танк сел на пень. Экипаж танка, будучи ранеными, в течении пяти часов под огнем противника прикрывался огнём из своего танка, восстановил танк; заменив два трака, натянув гусеницу, срубив отверткой пень под днищем танка, танк вывели с поля боя. Огнём танка уничтожено: одно орудие ПТО, и 50 человек солдат и офицеров противника.
За проявленную смелость в бою и восстановление танка подбитого на поле боя выведенного с поля боя, лейтенант Смолин достоин правительственной награды – медаль «За Отвагу».

Обсуждение

комментария 3 на «Архивные материалы»
  1. Ольга:

    Печально все очень.Сыну Смолина А.Д. уже за 70 лет…Что может сделать пенсионер?! И позиция военкомата…слов нет! Неужели так сложно перевезти останки на родину защитника Отечества?! Дожили…
    Архивная работа…сколько трудов в нее вложено поисковиками? Какой мерой измерить этот титанический труд?!…
    Рахим, спасибо!

  2. Дополнение к статье
    На днях стало известно, что у Смолина А.Д. имеется внук, проживающий в Питере. Он сам позвонил Михайлычу, сказал, что обязательно заберет останки деда и похоронит в родной деревне, рядом с женой, Смолиной С.А. Так что всё налаживается, всё не так мрачно.

  3. Ольга:

    Самая замечательная весть!!! Хорошо, что так все образовалось. Группа «Поиск» вернула защитника Отечества на родину, к семье. Это дорогого стоит! Низкий поклон, Мужчины!

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 31 | 0,143 | Потребление памяти: 12.16 мб |