Русский заказ

28 Фев 2012,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

«Бабло побеждает зло» — слышали эту россиянскую «премудрость»? А ведь этот «перл» — совсем не выдумка новейшего времени, при последнем царе-батюшке думали точно также. Зачем развивать собственную промышленность, если всё, что нужно, Российская Империя может купить за деньги. А где деньги взять? Да за счет продажи сырья, откуда же ещё! Святая вера во всесилие денег никогда не покидала тогдашнюю «элиту». Ведь если проблема не решается за бабки, реши её за очень большие бабки!
Так они (царизм, и особенно либеральная буржуазия после февраля 1917-го) юродствовали, пока Великая Октябрьская социалистическая революция не положила конец этому бардаку. А бардак и вправду был знатный. Совсем как сейчас. Особенно это было заметно в оружейном деле.
Сегодня мало кто помнит, что до принятия на вооружение трехлинейной винтовки Мосина (обр. 1891г.), прослужившей Отечеству полстолетия, российская армия за пять лет сменила пять разных образцов винтовок, иностранных, конечно. Казалось бы, вопрос был исчерпан, но наступила Первая мировая война, и выяснилось, что мощностей наших оружейных заводов категорически не хватает. Так, ежемесячно требовалось двести тысяч винтовок, а все оружейные заводы России не могли дать и шестидесяти тысяч. Что делать? Разумеется, закупать за границей, всё равно резко нарастить мощность военной промышленности при сырьевой экономике невозможно.
Первым русским заказом было решено побаловать корпорацию «Винчестер» — с ней заключили контракт на поставку 100000 винтовок под русский трехлинейный патрон. Завод в Филадельфии оказался исправным поставщиком, и заказ был выполнен точно в срок. Заказали ещё 200000 винтовок. Вроде бы всё хорошо, но дело в том, изначально «винчестер» проектировался как гражданское оружие. Система – сложная и капризная, качающаяся скоба – ненадёжная, механизмы не рассчитаны на русский патрон, быстро разбалтывались. С такими стрелялками хорошо было ковбойские разборки учинять, на настоящей войне они оказались малопригодны. Единственным достоинством винчестеров была исполнительность этой фирмы-изготовителя. В основном ими вооружались полки Русского экспедиционного корпуса во Франции.
Видя малопригодность винчестеров к настоящей войне, русское правительство заказало трехлинейные винтовки у фирм «Ремингтон» и «Вестингауз». Это был полный провал! Поставщиками эти фирмы оказались неисправными. Подвели во всём – в сроках поставок, в качестве продукции. Гнали брак, проще говоря. И конфликтовали с русскими военпредами, посланными в США на заводы-изготовители. Сроки поставок трещали по всем швам. К январю 1917 года «Ремингтон» сдал только 9% от контракта, «Вестингауз» — 12,5%. Да и то, привезённые в Россию новенькие американские винтовки сразу же шли в ремонтные цеха для исправления. С чего бы так? А с того, что американцы никогда не воевали с сильным противником, вот им и казались русские требования завышенными. Для отстрела индейцев или ежегодных интервенций в латиноамериканские страны янки вполне хватало бандитского оружия.
Потом в России случилась революция, и заказ был вообще сорван. Всего за время Первой мировой войны Россия получила из США 631000 винтовок (включая «винчестеры») или 19,1 % от контракта.
В общем, попытка выехать на импорте вооружения провалилась полностью. И «бабло» не помогло. Видя такое дело, большевики извлекли для себя должные уроки, и предприняли все усилия, чтобы обеспечить страну собственной оборонной промышленностью.
На первом снимке  вы видите тот самый «винчестер» русской армии. Его легко отличить от других трехлинеек по характерной скобе рядом со спусковым крючком (второй справа). К сожалению, снимать в музее было сложно из-за условий освещения, и не все фотографии вышли хорошего качества. К примеру, на этом снимке блик от лампы попал на крайнюю винтовку – учебную трехлинейку.

На втором снимке вы видите целый ряд иностранных винтовок: немецкие «маузеры», австрийские «манлихеры», французские «лебели» и «МАС», а также канадские и английские «энфилды». Все – разных модификаций, ни одна не повторяется. Весь этот арсенал был разбросан на полях Псковщины буйным двадцатым веком.


Русские «арисаки» — одна обр. «38», другая – обр. «30» — в центре фотографии. Их легко отличить по характерным штыкам с изогнутой гардой. Данные винтовки были закуплены в Японии вскоре после русско-японской войны. (Всего Япония поставила 728000 штук). Качество было хорошее, но зачем они были нужны, если их производство в России даже не планировалось? Да и патрон калибра 6,5 явно не русского стандарта. После революции эти винтовки по наследству достались Красной Армии. На некоторых снимках времён гражданской войны их легко отличить от трехлинеек по штыку. Одна из музейных «арисак» была найдена поисковиками на линии «Пантера» — следовательно, в Великую Отечественную войну их ещё использовали.
На следующих снимках вы видите винтовочные принадлежности: штыки с ножнами, подсумки, обоймы, оптические прицелы, бинокли, винтовочные гранаты и наствольные гранатомёты, машинку для набивания пулемётных лент, маслёнки, ершики и прочий ЗиП. Всего в большой витрине пятьдесят винтовок и два обреза, но давать все их снимки не стоит – у нас ведь не специализированный сайт.

И последний снимок – охотничьи и спортивные трехлинейки (русские), драгунская сабля с примкнутым к ножнам винтовочным штыком.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 29 | 0,242 | Потребление памяти: 12.23 мб |