Будни Великой Ленивии
«Командир части собрал офицерский состав и толкает речь. «Так, товарищи, со следующего месяца мы, как и вся Россия, переходим на однодневную рабочую неделю. Слушайте новый распорядок. Понедельник – отдых после выходных. Вторник – подготовка к рабочему дню. Среда – рабочий день. Четверг – отдых после рабочего дня. Пятница – подготовка к выходным. Суббота, воскресенье – выходные. Всё ясно?» Поднимается со своего места прапорщик: «И что, так и будем каждую среду ишачить?»
Как вам нынешний анекдотец? По мне так просто прелесть. Всё российское отношение к труду в нём выражено. Недавно в госдуму предложение внесли – перейти всей страной на четырехдневную рабочую неделю. Дескать, надо о народе заботиться, чтобы не перетруждался, пусть отдохнет (без оплаты). Страшно, видно, крутым стало: ведь вступление России в ВТО – это катастрофа, это бешеная безработица, это дикое озлобление лохов. Даже те из них, кто сегодня поддерживают Путина, завтра заорут «Долой!» Вот и хотят господа загодя соломку постелить, чтобы не так больно было падать.
Хотя, если перейти на трехдневную рабочую неделю, безработица будет меньше, а если на однодневную, как в анекдоте, то её не будет вовсе. Вот и завод, на котором я работаю, перешел на четырехдневную рабочую неделю (с соответствующим сокращением зарплаты, разумеется). И это ещё далеко не самый худший вариант, поскольку в Острове растет только кладбище, а производству и без ВТО приходит каюк.
Давным-давно, с первых дней «независимости» закрыт льнозавод, и на его руинах киношники снимают фильмы о войне. Про погибель стратегического аэродрома «Веретье» я уже писал не раз. Не работает птичник. Нет швейной фабрики. О мясокомбинате остались одни воспоминания. В прошлом году разорился молокозавод. От всевозможных ЖБИ, сельхозтехник и сельхозхимий остались мелкие кустарные артели. А на днях разорился и закрылся островский хлебзавод. Кстати, хлеб он пёк отличный, по качеству ни у кого претензий не было – но в «рыночной экономике» это скорей недостаток, чем достоинство.
Глава района и губернатор области схватились за голову. Такой сюрприз перед самыми выборами! И без того Остров загибается, а тут вообще…
Глава района нашел для хлебзавода рынок сбыта и раздобыл кредит. Хозяева – ни в какую, решили закрыть хлебник, значит, закроем! Тогда в дело вступил губернатор Турчак – и тоже безуспешно. (Не так уж велика у него власть, оказывается!) Судя по всему, хлебзаводом владеют люди, которые плевать хотели на любую партию – им при любой власти будет хорошо. Если при этом «Единую Россию» выбросят на помойку, они ничего не потеряют, и плакать не будут. Эти люди смотрят на Псковщину и на всю Россию с высоты птичьего полёта и делают птичьи выводы…
Вообще, районные предприятия сменили форму собственности уже не раз, и от этого им становится только хуже: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Самые лакомые куски, разумеется, захватили те, кому «положено» – москали с питерскими. Ведут они себя как колонизаторы, да ими и являются. Высосав все соки из предприятия и не рассчитавшись с рабочими, сматываются обратно в свои столицы, а вы тут выживайте, как хотите. По сути, Псковщина превращена в большую резервацию со всеми вытекающими из этого последствиями. Всё, что можно было вывезти, уже вывезли, а ввозят в основном отходы, промышленные и пищевые. (Питерским магазинам дешевле отвезти просроченные продукты сюда и распродать с машин в деревнях за копейки, чем пользоваться свалкой).
При этом наблюдается загадочный парадокс – растёт безработица, и при этом уменьшается преступность! Хотя во всём мире рост безработицы на один процент даёт трёхпроцентный рост криминала. Злые языки говорят, что весь фокус – в хитрой полицейской отчетности.
В общем, работы нет, и не предвидится. Не сеем, не пашем, только шляпою машем. Сейчас в городе единственные успешные предприятия – кабаки. Гульба идет днем и ночью, диджеев и вертихвосток («стриптизерш») привозят аж из Питера. Ну, чисто собачья свадьба! Откуда россияне деньги берут, я не знаю. Но знаю, что всему этому балагану рано или поздно придет конец. И чем позднее, тем он будет ужаснее.
Есть у меня один знакомый швед, Ульфом зовут. Живёт он в Швеции, а в России бывает от случая к случаю. Даже русского языка не знает. Мы с ним о политике не говорим – зачем это, у него свои проблемы, у нас свои. Но как-то раз этот Ульф, приглядевшись к нашей жизни, усмехнулся и сказал, что мол, в России никто работать не хочет. «Да, — говорю, — это так. РФ – шлехт, фаул, СССР – гут, арбайт!» Швед понял всё. Больше мы с ним на эту тему не говорили.
Сейчас интересно смотреть по телеку, как Путин сменил имидж и корчит из себя труженика. Получается плохо, актер он неважный. Его предшественники, Ельцин с Горбачёвым, тоже были ярыми врагами труда. Общими усилиями они создали государство, которое правильнее было бы назвать не РФ, а Великой Ленивией. Так точнее.