Утешительный приз

28 Дек 2011,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

Время-то как летит! Кажется, только недавно мы на Курган Дружбы в Себеж ездили, с сибиряками в поиск ходили, а на дворе уже зимний солнцеворот. День пошел на прибавку, и медведь в своей берлоге на другой бок перевернулся. В древности это и был Новый год, и, по-моему, это наилучшая точка для его отсчёта.
Когда-то в эти дня люди разжигали громадные костры, чтобы помочь солнцу, ведущему тяжкий бой с морозом и мраком. Близ Великого Ледника они пели песни и скакали через огонь.
Ну, нам до предков далеко, и зима ныне далеко не такая суровая, но соблюсти традицию надо. Просто закрыть очередной поисковый сезон, подвести итоги, ну и по возможности пройтись напоследок с прибором и лопатой.
С этой целью наша группа выехала на немоевское болото 24 декабря. Из Пскова прибыли Антон с Ильёй, мы погрузились в наш полу-грузовой уазик и двинулись в путь. На выезде из Острова сворачиваем на порховское «шоссе», затем поворот на Немоево. Просёлочная дорога сплошь уставлена машинами, бродят мужики с ружьями, бегают собаки. Охотники облаву устроить хотят, хорошо, что не в нашем квадрате. Поговорив с ними минут пять, едем дальше.
Всё, приехали. Надеваем рюкзаки, берем лопаты, и идем пешком через скотский выпас к болоту. Земля под ногами твердая, как камень, но нас это не смущает – это наверху, на открытом месте, а в низине, подо мхом, болото не замерзнет ещё долго. Я достал из-за пазухи фотоаппарат и включил его. Прибор радостно пискнул и показал достаточный уровень освещения. Снег выпал, сразу на душе стало веселее…

Мы вышли к месту постоянного базирования. Подняли флаг, развели костер, нарезали сало. По случаю торжественного момента открыли бутылку водки – одну на всех. Пётр Михайлович сказал короткую речь, подвёл итоги года, и выпивающие (пьющих у нас просто нет) чокнулись железными кружками. За конец поискового сезона 2011! За труд и удачу! За наших сибирских друзей, томичей и ханты-мансийцев!
Прыгать через огонь мы, конечно, не стали, просто сложили большой костёр, и отправились в поиск. Лучше всего было пойти направо от лагеря, но там низина и за прошедшую неделю воды сильно прибавилось. Если пойти прямо, то это место малоперспективное. Остаётся свернуть налево, что мы и сделали.

Мы обходим мочила, перелезаем через завалы, петляем меж елок. Илья, стараясь показаться уже большим, держится наравне со всеми, но, разумеется, с него глаз не сводят ни на минуту, и замыкающим группу всегда идет взрослый.
Мы находим осколки мин и снарядов, куски рваного железа. Вот откопали стреляные гильзы от ПТР (противотанкового ружья). Здесь, на этом месте, была позиция бронебойщиков. Правда, немецких танков тут не наблюдалось, но и пулемётные гнезда, укреплённые амбразуры для них тоже отличная цель. А ещё бронебойное ружье отлично подходит для охоты на снайперов, это ещё тогда поняли. В крайнем случае, можно просто стрелять по простым фрицам. Самого ружья, разумеется, не было, как не было и костей. Вероятно, отстрелявшись с этой позиции, бронебойщики перешли на другую.
Вот из земли извлекли крышку от немецкого котелка (вероятно, трофейную). Судя по степени закопчённости, её использовали как сковородку. Увы, надписей на ней нет. Через пятьдесят метров находим самодельную алюминиевую ложку. Такие ложки отливали наши бойцы на фронте – их форма в точности копировала деревянную. Кажется, благоприятнее признака просто нет, но, увы, никаких костей поблизости не обнаруживается. Будем надеяться, что хозяин ложки остался жив, просто потерял её во время атаки.

Понемногу мы сделали полукруг, и вышли на место, где работали в прошлом году. На деревьях висели повешенные котелки и обломок каски. (Никаких останков тогда мы не обнаружили). Определившись с местом, повернули в сторону лагеря. И снова – ничего существенного. Природа словно говорила нам – сезон закрыт, вам пора отдыхать. (Я верю, что мы находим только то, что нам позволено найти природой или, если хотите, Богом, а то, что не позволено, мы не найдем никогда). Конечно, было бы очень хорошо найти под занавес года останки красноармейца, но, видно, не судьба.

Словно прочитав наши мысли, там, наверху, кто-то сжалился над нами и послал утешительный приз. Очередная лопата вывернутой земли принесла непонятную находку. При виде её мы застыли в недоумении – что это, никак, клизма? Нет, стеклянная. Может, немецкая стеклянная граната? (Были и такие). Но нет, не похожа. Да и на боку клеймо – пятиконечная звезда в круге и цифра 1. Явно советская вещь. Но что это такое? Может, спиртовка? Не похоже. Форма неудобная, и к тому же крышка с трубочкой завальцованы намертво. То есть эта вещь была одноразовой, и долить туда горючее было невозможно.
На дне стекляшки лежали какие-то нитки. Так это же фитиль! Или бикфордов шнур. После обсуждения мы решили, что нашли советскую стеклянную гранату. Правда, такого образца нет ни в каких справочниках, но дело в том, что здесь наступал Ленинградский фронт. Войска пришли из блокадного Ленинграда, а там в ход шло всё, что находили. Делали суррогатную взрывчатку (так называемую «ленинградскую смесь»), клепали автоматы из кусков жести, в общем, выкручивались, как могли. Михайлыч, к примеру, мечтает найти ленинградскую фарфоровую гранату (изготавливалась на ленинградских фарфоровых фабриках), но пока не удается.

В условиях блокады вполне вероятно, что ленинградцы делали гранаты из подручных материалов, в том числе из аптечных пузырьков. Налил жидкую взрывчатку, завальцевал крышку с фитилем, и примитивная граната готова! (Первые гранаты были именно фитильные). Кстати, если фитиль покрыть серой, то получался простейший «черкан», как на коробке спичек. Достаточно было чиркнуть им по камню, прикладу, собственной подошве, как фитиль воспламенялся.
Мы пришли в лагерь. Сварили обед. Поели. И пошли обратно, к машине. День хоть и прибавился на целую минуту, но ещё короток.

Дорога домой не заняла много времени. Скоро мы сидели на кухне у Михайлыча, пили чай и листали справочники. Но ничего похожего в них не было. Валера обещал выложить фотографию найденной стекляшки в специализированных поисковых сайтах. Там народ в этих делах подкованный, наверняка кто-нибудь определит.
Антон с Ильёй покинули нашу компанию первыми – им ещё ехать до Пскова. Мы посидели с полчаса, и тоже отправились по домам. Завтра у Михайлыча рабочий день, а в понедельник, когда музей закрыт, он работает с документами. (Сейчас конец года, пора всяких отчетов).
На этом поисковый сезон 2011 завершился.

P.S.
Но не завершились мои статьи. Поздравления читателям от нашей группы будет ближе к Новому году.

Обсуждение

Один отзыв на «Утешительный приз»
  1. Спасибо, Рахим, за очередной репортаж. То-то же у Петра Михайловича было загадочность на лице, когда спросила о субботних находках…Он ответил, что солдат не нашли…оказывается, приз был, очень интересный приз…надеюсь, что о находке кто-нибудь расскажет подробнее. Но всех поздравляю с новым уникальным экспонатом музея! С наступающим Новым годом! Здоровья всем и удачи!!!

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 33 | 0,150 | Потребление памяти: 12.19 мб |