- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Острова в тумане или посидим у моря. Часть 2

Острова в тумане или посидим у моря. Часть 1 [1]

После «открытия» Японии в середине 19-го века казалось, что страна обречена повторить судьбу Китая, Ирана и прочих тогдашних колоний. Вот понаедут туда европейцы, начнут эксплуатировать местных «чурок», вытребуют себе особые права, заставят подписать самые кабальные договоры, и вообще, станут об японцев ноги вытирать.

Поначалу так и шло. Особой наглостью отличались понаехавшие англичане, которые сразу, едва сойдя с кораблей, повели себя как хозяева. Один из инцидентов (когда толпа англичан демонстративно отказалась уступить дорогу похоронной процессии) закончился трагически – возмущённые японцы зарубили некоего барыгу (бизнесмена) Ричардсона, и ранили его корешей. Немедленно Японии был предъявлен ультиматум, ужесточены все договора, ещё больше расширены права заморских (чуть не написал – «гостей») хозяев.

Стало ясно, что окружающий мир нагло ломится в страну, и саблями, как раньше, его не остановишь…

В отличие от большинства колонизируемых народов, японцы сразу сделали правильные выводы. Они не впали в религиозный фанатизм, не стали культивировать ненависть к окружающему миру и жалость к самим себе (мол, мы такие хорошие, а все остальные – такая дрянь!). Чтобы успешно противостоять внешнему миру, нужно понять его. Знание – сила, проще говоря. Учиться, учиться и учиться! Мы отстали от внешнего мира на два столетия, теперь надо догнать его за два десятка лет, иначе сомнут!

Разумеется, были и противники нового курса, так называемые ревнители старины и обычаев предков. Началась гражданская война. Правда, она не шла не в какое сравнение с гражданской войной в России. Довольно быстро реформаторы взяли верх, и началась новая эпоха – эпоха Мейдзи. У самураев отобрали мечи, а заодно и последние самурайские привилегии. Хотите доказать, что вы самые лучшие? Доказывайте это на службе у государства!

Надо сказать, что японские реформаторы не имели ничего общего с российскими. Они не растащили Японию на куски, не обанкротили промышленность и сельское хозяйство, и вообще, начали реформы не для уничтожения страны, а для её выживания. Наверное, это случилось оттого, что в Японии реформаторами были сами японцы.

Япония в лошадиных дозах потребляла западную культуру, при этом не помышляя отказываться от своей. Толпы японцев уезжали учиться на Запад, вернувшись, становились учителями у себя на родине. Простонародье, сообразив, что отныне знания являются путём наверх, на последние деньги обучало своих детей. Вся страна училась до посинения.

Успехи не заставили долго ждать. Вот уже налаживается собственная промышленность, вот один за другим пересматриваются прежние кабальные договоры (в пользу Японии, разумеется!), вот колонизаторы постепенно покидают страну. Ещё один феномен: читая Сервантеса и Шекспира, Пушкина и Достоевского, японцы остаются японцами. «Демократов» в российском смысле (агентов Запада) среди них нет.

Что касается границ с Россией, то в 1855 году между нашими странами был заключён так называемый Симодский трактат, согласно которому к Японии отходила южная часть Курильской гряды, а статус Сахалина оставался неопределённым. Через двадцать лет был подписан новый договор, по которому Россия уступала Японии все Курильские острова, а за это получала весь Сахалин целиком.

Годы шли один за другим, Япония развивалась, как на дрожжах, и ей стало тесно в прежних границах. Хотя бы потому, что развитая промышленность требует массу сырья, а японские острова бедны природными ресурсами. Нет своего – значит, надо отнять чужое.

Первой жертвой японского империализма стала Корея. Ещё в древности японцы, как только у них стихали междоусобицы, плыли завоёвывать эту страну. (К счастью для корейцев, это случалось нечасто). К концу 19-го века вместо пиратских набегов началось вполне цивилизованное, буржуазное поглощение по западным рецептам. Сперва в Корею проник японский финансовый капитал, потом – промышленный, а вскоре вся страна была опутана сетью кабальных договоров. Перестав быть жертвами, японцы сами стали колонизаторами.

Но в Корее японцы столкнулись с противодействием Китая, который тоже издавна считал эту страну своей сферой влияния. (Так было всегда, и сейчас так же: одна половина Кореи – сфера влияния Китая, вторая половина – самоуправляющаяся колония США). Слово за слово, и вот уже в 1894 году началась японо-китайская война. Будучи гораздо более организованной нацией, японцы за год разгромили численно превосходящих китайцев. По мирному договору Япония получила от Китая ряд территорий, в том числе стратегически важный Ляодунский полуостров. Но Россия, поддержанная Германией и Францией, заставила Японию отказаться от Ляодуна, и начала строить там крепость Порт Артур. (Причём на это мёдом намазанное место претендовали и англосаксы: русская эскадра успела опередить англичан буквально на один день). Япония этого России не простила: как же так, воевали, драгоценную японскую кровь проливали, а тут русские на наш трофей рот разевают!

К рубежу веков времена, когда англичане безраздельно господствовали в Китае, отходили в прошлое. Целая свора империалистов всех мастей дралась за кусок китайского пирога. Россия – в том числе.

Русские интересы в Китае были обширными, и надо сказать, самыми насущными. Русские товары не пользовались спросом в Европе, а рядом был практически необъятный китайский рынок сбыта. (Правда, его ещё надо было отвоевать у других европейцев и японцев).

Головной болью российского правительства было снабжение и освоение Дальнего Востока. До постройки Транссиба единственный путь туда был водный, по Амуру. Царское правительство получило от Китая концессию на постройку Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) от Читы до Владивостока через китайскую территорию. А также заключило договор об аренде Ляодунского полуострова и начало строить там Порт Артур, ставший главной базой России и впоследствии СССР на Тихом океане: его роль было трудно переоценить.

Ну и чисто колонизаторские поползновения тоже не были чужды Российской империи. Планировалось колонизировать северо-восточный кусок Китая (Маньчжурию). В Зимнем дворце тешили себя иллюзиями о так называемой «Желтороссии». Правда, те, кто был поумнее, говорили, что империя больше не может расти, и из «Желтороссии» не выйдет ничего, кроме пшика.

В 1900 году в Китае началось так называемое «боксерское восстание». Восставшие убивали всех европейцев, и, воспользовавшись этим предлогом, Англия, Германия, Франция, Италия, Россия и Япония вторглись в Китай. Общими усилиями они утопили восстание в китайской крови, захватили столицу и разграбили императорский дворец. Под шумок Россия оккупировала Маньчжурию. Но очень быстро среди «цивилизаторов» начались распри. Япония, заручившись поддержкой англосаксов, стремилась вытеснить Россию из Маньчжурии, да и вообще, занять господствующее положение в тех краях.

Война России и Японии началась 26 января 1904 года.

1253461549_800px [2]

Посмотрите на русский плакат того времени. Забайкальский казак сидит рядом с пушкой, направленной на Джона Буля и Дядю Сэма. Англосаксы натравливают на него японца с сабелькой. Рядом ошивается китаец, сам не понимая, зачем он здесь. На горизонте видна крепость Владивосток, и весь задний план – Маньчжурия – окрашен в соответствующие желтые тона.

Надпись на плакате: «Посидим у моря, подождём погоды! / Вишь, какие страшные уроды / виднеются из-за японской спины; / Должно быть, это – его опекуны? / Заморские покровители! / Покурить, господа, не хотите ли — / Нашей русской махорочки, / Что виднеется на горочке! / А это – тебе, японец, игрушка — / Наша Российская пушка! / Ну, скорее – что ль начинай, / К нам на сушу вылезай! / Сойдёмся, брат, по чести; / А всё-таки я посижу на этом месте! / Докажу желтолицым врагам, / Что Бог на помощь нам! / Заступником!!!

Ну, ход русско-японской войны более-менее известен. Как и её итоги. 23 августа 1905 года был подписан так называемый Портсмутский мир, по которому Россия теряла Порт Артур, выводила свои войска из Маньчжурии, признавала японский приоритет в Корее, и, что самое обидное, отдавала половину Сахалина. Как говорится, пошли по шерсть, да вернулись стрижеными… Правда, Япония рассчитывала на гораздо большее, но продолжать войну тоже не имела сил.

Итак, Россия была вытеснена из Китая. Этого в Петербурге никак не ожидали, и долгое время пребывали в растерянности. А Япония всерьёз подружилась с Англией, выполняла её поручения и надеялась остаться младшим партнёром англосаксов. Но пройдет не так много времени, и эти нации сойдутся в жестокой схватке на Тихом океане.

(Окончание следует).