Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч…
В сентябре 1941 года немцы окружили и разгромили наши войска близ Киева. Это было одно из крупнейших поражений в мировой военной истории. В плен попало (по немецким данным) 665 тысяч красноармейцев. Взяв город, немцы приступили к уничтожению еврейского населения. В этом им активнейшую помощь оказывали украинские националисты. К концу сентября в урочище Бабий Яр (на окраине Киева) было истреблено около тридцати тысяч человек. Бабий Яр использовался как место казней весь период оккупации, и сколько человек было там убито, до сих пор не подсчитано. Ясно только, что от семидесяти до двухсот тысяч. И это не единственное место массовой гибели людей близ Киева…
В самом городе был установлен «новый порядок». Везде висели объявления: «Только для немцев», «Украинцам вход запрещён». Впрочем, последователи Бандеры не обижались. Ведь немцы очистили город от евреев и прогнали москалей, а что ещё надо для счастья? Да и обижаться было опасно: с немцами шутки плохи, а в Бабьем Яру места всем хватит… Немцы также обещали понизить налоги, но обещания не выполнили, и драли намного больше, чем при Советской власти.
К сожалению, город Киев отличался повышенной концентрацией нациков — и немецких, и украинских. По этой причине борьба с оккупантами там была крайне затруднена. На левобережной же Украине партизанское движение было в большом ходу. Достаточно вспомнить легендарного Сидора Ковпака. Партизаны там всегда находили поддержку населения, и даже устраивали рейды на западную Украину и в восточноевропейские страны.
Освобождением Харькова 23 августа 1943 года завершилась Курская битва. Настал час освобождения Левобережной Украины. Начиналось грандиозное сражение, в котором с обеих сторон приняли участие четыре миллиона человек. Наши войска стремились как можно скорее выйти к Днепру, не дать немцам закрепиться на этом рубеже. К сожалению, не оправдались надежды на упадок духа в немецких войсках: немцы сражались отчаянно, как за своё. Обогнать их на пути к Днепру не получилось, но и им не дали времени закрепиться на реке.
30 августа был освобождён Таганрог. 2 сентября — Лисичанск и Сумы. 4 сентября немцы начали отводить свои войска с Кубанского плацдарма в Крым. 6 сентября был взят Конотоп. 10 сентября был освобождён Мариуполь. И 21 сентября войска Центрального фронта наконец-то подошли к Днепру (в районе Чернобыля). 22 сентября войска Воронежского фронта вышли к реке у Великого Букрина. Начиналась битва за Днепр.
Днепр — великая река, которая делит Украину на две части. Ширина его в нижнем течении до трех километров. Правый берег — высокий и обрывистый, левый — пологий и низкий. Это идеальная оборонительная позиция. Если немцы сумеют на ней закрепиться, то они ещё смогут свести войну «вничью». В Кривом Роге добывали железную руду. В Запорожье и Никополе — марганец, медь и никель. Более 30 процентов потребностей Германии покрывалось из этих источников. Возле Днепра — богатые чернозёмы, а значит, хлеб, яйца, молоко, сахар. Кроме того, территории близ Днепра — самые густонаселённые в СССР, и оттого, кто сумеет мобилизовать это население, может зависеть исход войны. «Разбейте группу армий «Юг» — это путь к победе!» — говорил Сталин нашим генералам.
Немцы это тоже понимали, поэтому, отступая, вывозили всё подчистую. Угоняли скот, уводили людей. Территория близ Днепра должна была стать «выжженной землёй» — Красная Армия не должна была найти там вообще ничего, чтобы помогло бы ей переправиться через реку. (Исполнить это в полной мере немцы не сумели, но там, где исполнили, наши войска действительно столкнулись с большими трудностями).
Переправиться через Днепр надо было как можно скорее! Поэтому каждому солдату из роты, первым ступившему на западный берег, было обещано звание Героя Советского Союза. И в конце сентября мы захватили 23 плацдарма. Вот тут -то и началось самое трудное — удержать их, не имея мостов и при господстве в воздухе немецой авиации. Самые большие потери мы понесли не при форсировании Днепра, а при удержании плацдармов.
Самые близкие к Киеву плацдармы были Букринский и Лютежский. Две попытки наступления на город с Букринского плацдарма противник отбил. Видя такое дело, военный совет Воронежского (1-го Украинского) фронта в лице Ватутина, Гречко и Хрущёва принял решение перенести направление главного удара на Лютежский плацдарм. Это означало, что 3-ю гвардейскую танковую армию, несколько стрелковых корпусов и большую часть артиллерии следовало перебросить в район Лютежа. Это 200 километров, причем придётся два раза форсировать Днепр и один раз Десну. И всё это надо было сделать незаметно для противника, который не должен был ничего заметить.
На рассвете 3 ноября две тысячи орудий и пятьсот реактивных установок обрушили на немцев шквал огня. Потом появились бомбардировщики. Потом пошли в атаку танки. Три немецкие дивизии, прикрывавшие Киев с севера, были разгромлены и отступили. 6 ноября Киев был освобождён! Никита Сергеевич Хрущёв (да, тот самый, будущий глава СССР) вошел в город в генеральском мундире.
Битва за Днепр продолжалась до конца декабря, но уже было ясно, что это сражение мы выиграли. Немцы ещё смогут вернуть Житомир, но только на короткое время. Мы шагнули за Днепр. Мы прорвались. Еще под немцами было пол-Украины, вся Прибалтика и Белоруссия. Но их освобождение уже было только вопросом времени.
Читать все «Календарные статьи»