Неопровержимое доказательство
Остров никогда не был большим городом. Но и крохотным городишкой тоже никогда не числился. Выручало выгодное местонахождение: и со стратегической точки зрения, и с экономической. И хотя максимальное число жителей приходится на позднесоветский период, в царские времена это тоже был относительно немалый город.
Начинался он с и ого места, где сейчас руины льнозавода, и заканчивался в районе нынешней улицы Меркурьева. То есть в основном располагался на правом берегу реки Великой. (Селиться на левом берегу, конечно, не возбранялось, но было как-то не престижно. И хотя угроза ливонских набегов миновала давным-давно, народные привычки обычно живут дольше причин, их вызывающих).
На рубеже веков (19-го и 20-го) это был небольшой, но вполне современный городок, имеющий и гимназию, и парк, и всякие удобства. Вот про удобства мы сейчас и поговорим.
Ходили слухи, что уже тогда в городе был водопровод, а, следовательно, и канализация. (Не всю же воду из крана выпивали островичи, надо было куда-то девать загрязнённую).
До недавнего времени это были только слухи: документов об островском водопроводе не сохранилось. А слухи вещь такая: хочешь – верь, а хочешь – нет.
Но недавно появились неопровержимые доказательства того, что водопровод в тогдашнем Острове существовал. При земляных работах случайно были обнаружены два старинных колодца, с чугунными кольцами и люками, с двумя «рогатинами». Разумеется, всё это отнесли в музей. Металл был облеплен присохшей за сто лет грязью, и его пришлось долго и кропотливо очищать. Но зато когда очистили, перед нами открылась такая вот картина.
На верхнем, наружном люке надпись: «Псковъ» и «А. Ильяшевъ». Чугунное литьё – отличное, так что фабрикант мог с гордостью нанести свою фамилию, как гарантию качества. Люки не тяжёлые: они не сплошные, а ребристые. В отличие от современных, снять их довольно легко: выступы можно подцепить даже пальцами. Кроме наружных, верхних люков, были люки внутренние, похожие на обычную крышку (эти без всяких надписей). Двойные люки были для лучшей защиты от грязи.
Внутреннее отверстие диаметром всего 40 сантиметров, и поэтому в колодцы старались без нужды не лазить. А для открытия-закрытия вентилей стояли такие вот «рогатины» (длина – 2 метра 20 сантиметров).
Где всё это нашли? В районе нынешнего дома детского творчества (здание бывшей гимназии). Со стопроцентной вероятностью можно сказать, что гимназия имела водопровод и канализацию. Скорее всего, эти же удобства имела и начальная школа, располагавшаяся рядом, там, где сейчас музей. (Оттого и два колодца).
Над люками был слой земли почти в метр. Скорее всего, их засыпали, когда расчищали завалы после войны. Тогда же, видимо, и погибла старая система водоснабжения-водоотведения, и стали строить современную, с учётом расширения города.
Что тут сказать? Честь и хвала предкам островичей, больше ста лет назад сумевших рассчитать и построить сложную инженерную систему. Мы не знаем, где был водозабор (из реки или из скважины), и куда девали отведенные стоки – но что с того? Система исправно выполняла своё предназначение – снабжала водой общественные здания. Но потом (ещё до войны) Остров разросся, появились военные городки, и мощностей стало не хватать. Нужна была новая система, вписать в которую прежнюю оказалось невозможно. И её засыпали и забыли.
Да и ещё пару слов об Абраме Ильяшеве. Был такой пскович на стыке 19-го и 20-го веков. Еврей. По основной специальности – дантист. Но также занимался строительством и водопроводным делом, владел кирпичным заводом и чугунной литейкой. А также – меценат и филантроп. В общем, человек весьма разносторонний. Мы не знаем, как он лечил зубы, но память о себе он оставил на века. Люк с его фамилией, как огромная медаль: качество гарантирую!
(Сейчас оба люка находятся в краеведческом отделе (на островке).
В Пскове сохранилось наследство Ильяшева — его дом.