Кусок истории

14 Мар 2019,  
Рубрика: МУЗЕЙ

«Мне не думать об этом нельзя,
И не помнить об этом не вправе я,
Это наша с тобой земля,
Это наша с тобой биография!»
(Из советской песни)

Уважаемые читатели, на снимке вы видите кусочек нашей истории – обломки от двигателя немецкого трактора «ганомат». Нашли мы их в одной яме, на «Линии Сталина». Дальнейшие поиски ничего по теме не дали: обычный военный хлам, не более. Кажется, здесь был подбит немецкий трактор? Нет, мы так не думаем. Скорее всего, эти два куска оказались в яме ещё до войны, при строительстве линии, а всякие военные железяки накидали гораздо позже. Почему мы так думаем? А потому, что данный трактор на вооружении вермахта не числился. Так же он не состоял и в Красной Армии. Это была чисто гражданская машина, притом далеко не самая удачная. Как она появилась в Советском Союзе? О, это целая история.

кусок истории

Когда закончилась Гражданская война, наша страна пребывала, можно сказать, в «каменном веке» (бывали месяцы, когда производство стали равнялось нулю). С заводов, спасаясь от голода, разбежались квалифицированные специалисты. Как сказал поэт: «… и десятикорпусный судостроитель пыхтел и визжал из-за зажигалок». (То есть, оставшиеся рабочие кустарно клепали всё, что можно было продать на толкучке). Многие шахты были взорваны, нефтяные вышки заглушены. И хотя разрушения были не очень велики, восстановить страну своими силами мы не могли, и никакие субботники тут не помогали.
Инженеры и прочие квалифицированные работники массово уезжали из страны ещё при царе-батюшке (это было очень модно, как во времена Горбачева, когда в «лучших московских семьях» любили задавать вопрос – «А вы когда уезжаете?») Ну а Гражданская война добила то немногое, что ещё оставалось. Оставшиеся рабочие, даже проявляя массовый трудовой героизм, не могли восстановить шахту, потому что просто не знали, как это делается.

Доходило до того, что в Питере с домов снимали лифты и отвозили их на Донбасс, дабы использовать как шахтёрские подъемники. (Разумеется, ничего путного из этого не вышло, зато дало повод для зубоскальства белой эмиграции).
Страна пребывала в разорённом состоянии, и самое тяжкое ярмо иностранный капитал возложил на Россию как раз после Гражданской войны. (Условия концессий стали намного тяжелее, чем были при царизме). Всё это списывалось на тупость большевиков, хотя, если бы победили белые, разруха от этого не исчезла, и беглые специалисты не вернулись. И Антанта не стала бы прощать долги никому, ни красным, ни белым.

Но даже добиться шкуродёрской, самой кабальной концессии было непросто. Запад стремился окончательно добить Россию, разделить её на множество «самостийных» недогосударств – нафига ему потенциальный конкурент? Поэтому приходилось искать торговых партнёров из таких же стран-изгоев, какими были сами. Из стран, потерпевших поражение в Первой мировой войне. И вот уже Ленин приветствует Ататюрка, а в Рапалло Советская Россия и Веймарская Германия заключают торговый договор. Это договор был для нас самым ценным, поскольку промышленный потенциал Германии (даже побеждённой) не шел ни в какое сравнение с турецким.

В общем, два изгоя из «цивилизованного мира», несчастных, обобранных и разгромленных, нашли друг друга. Это был «брак по расчёту» — натужный, временный, но всё же необходимый. И, вероятно, исходя из Рапалло, мы закупали в Германии 20-х годов нужную нам до зарезу технику.

Но эти немецкие трактора были далеко не подарок. Тяжеленные, но слабосильные. И, вдобавок, работающие на бензине! Который тоже приходилось завозить из-за границы, так как бензин в те годы в СССР не производился. Вы удивлены? Увы, корни этого явления тянутся ещё в царскую Россию, в Бакинские погромы, в конкуренцию между русскими Нобилями и Рокфеллером, поэтому залезать в такие дебри мы не будем. Поэтому мы производили при НЭПе керосин, газойль и прочие производные от нефти, но бензина своего тогда не было. (Добавлю, что даже в годы Великой Отечественной войны большинство авиационного бензина нам поставляли США, своего не хватало катастрофически).
А почему немецкие трактора работали на бензине? Дело в том, что папаша Дизель, не найдя покупателей на своё изобретение в фатерланде, продал патент за границу, чем обеспечил отставание Германии в дизелестроении. (Немцы этого ему до сих пор простить не могут!)

Прибавьте к этому крайне слабую материально-техническую базу в тогдашнем СССР, и несоответствие советских стандартов немецким. Проще говоря, малейшая поломка – и немецкий трактор превращался в кусок металла, починить его своим силами было невозможно. Всё это требовало постоянных закупок в Германии бензина, запчастей, услуг ремонтников. А отдача оказалась крайне низкой. «Ганоматы» были слабосильные (удельная мощность просто смехотворная!), капризными, часто ломались. К счастью, было закуплено всего около сотни машин. Поэтому вскоре со многих сняли двигатели и использовали их отдельно, в промышленности. Вероятно, двигатель, обломки которого вы видите на снимке, использовался при строительстве линии Сталина. Может, воду качал, может, генератор вращал, кто знает. Потому что кусков от трактора мы не нашли.

Таким образом, немецкое тракторостроение плохо зарекомендовало себя на просторах СССР. А потом нас удалось добиться ослабления санкции, потом нас признали Англия и Америка. Трактора англосаксов были на порядок лучше немецких, мы закупили немало «виккерсов» и «фордзонов», которые и заложили основу советского тракторостроения. А от «ганоматов» осталась лишь половина трактора, где-то на Дальнем Востоке. И разрозненные детали по всему бывшему СССР. Два таких «куска истории» вы видите на снимке.

Пока они хранятся в рабочем ангаре, но мы подумываем установить их в музейную экспозицию. Вероятнее всего, рядом с помпой, бетонным вибратором, применявшимся для постройки ДОТов.

Да, и ещё мы нашли в той же яме свечу зажигания. С виду не совсем обычную, явно двадцатых годов, с иностранной маркировкой. Очень вероятно, что эта свеча стояла на двигателе. Но подобной свечи мы не нашли ни в одном справочнике. Боле того, когда выложили её фото на форуме специалистов, никто не смог сказать, откуда она. Такой вещи не может быть в природе – был общий вердикт. Но она имеется!

Скорее всего, данную свечу изготовила какая-то мелкая фирма, которая вскоре обанкротилась, и не успела попасть в справочники. В те годы, после Первой мировой войны, такое было вполне возможно. (Монополизация ещё не была повальной, всякие лицензирования-сертифицирования были, по современным меркам, ничтожными).
Вот что можно найти в обычной яме на Псковский земле. Огромный кусок истории оживает в музее, и рассказывает о редких станицах нашей биографии.

Обсуждение

комментария 2 на «Кусок истории»
  1. Очень интересный кусочек истории. Спасибо!

  2. Синийкопатель:

    А что из военного хлама там попалось?

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 31 | 0,142 | Потребление памяти: 12.19 мб |