Ошибка в сто лет
«Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
Русская народная пословица.
Известно, что сейчас в России и её окрестностях СМИ формируют мнение, будто «Октябрьская революция была ошибкой, вполне хватило бы и Февральской». Правда, почему провалился Февраль, не сообщают. Какие ошибки были сделаны умненькими буржуазными заговорщиками и тупой военщиной, что они сумели сглазить своего дорогого, горячо любимого государя-императора, но спасовали перед какими-то большевиками и им подобными? Вот на это вопрос и постараюсь ответить, по возможности кратко и без наукообразного умничества.
Сначала разберемся: а чем был Февраль, если откинуть словесную шелуху и посмотреть на «сухой остаток»? И тут мы приходим к убийственному выводу – это был типично российский переворот в стиле «бабьего века» (века 19-го, когда гвардионусы, этакие русские янычары, только и делали, что «мочили в сортире» государей-императоров, и сажали на престол немецких принцесс). Умереть своей смертью на российском престоле было редкой удачей, которая доставалась далеко не всем.
В общем, элитка хорошо знала, какого цвета царская кровь. И восстание декабристов было лишь продолжением традиции, не более. Как писал поэт: «Мы добрых граждан позабавим, и у позорного столба кишкой последнего попа царя последнего удавим». (Вопрос: чем так прогневали цари своих бояр, мы оставляем за кадром, как не имеющий отношения к нам, простолюдинам-фраерам. Скажу лишь, что на рубеже 18-19 веков русская элитка совершенно обмасонилась, тайные общества процветали ещё до наполеоновских войн).
Как известно, декабристы потерпели поражение, а перепуганный Николай Первый занял круговую оборону и принялся защищать самодержавную власть «от всяческих на неё поползновений». Правда, обстоятельства его смерти тоже подозрительны, следующий царь, Александр Второй, был убит народовольцами, кажется, без помощи российской знати. (На политическую сцену вступили новые игроки, не связанные с российской олигархией). Зато с воцарением Александра Третьего для самодержавия (и для России в целом) наступила передышка и даже в какой-то мере «золотой век» (наиболее мерзкие средневековые гадости успешно изживались, так что народ почувствовал реальное облегчение). Кажется, Александр Третий был единственным из Романовых, кто умел держать военных на коротком поводке. И его завет Николаю Второму – «Помни, у России друзей нет. Нашей огромности боятся. Избегай войн» — был продиктован глубоким пониманием не только внешней политики, но и сущности вверенного ему государства.
Ну, как сын исполнил завет отца, известно всем.
А как же быстрый экономический рост, которым ознаменовалось царствование Николая Второго? Рост был. Но беда была в том, что проводился он не только с помощью иностранных технологий, но и с помощью иностранных денег. А как тогда говорили, плох купец, который начал дело на чужие деньги. Влияние иностранцев росло, вскоре они получили возможность влиять на российские финансы. А большего и не надо было.
Кроме того, войны, в которые влез Николай Второй, развязали руки военщине, и она вспомнила свою любимую игру – цареубийство. Когда Столыпин, стоя на коленях, умолял царя не влезать в назревающую мировую бойню, он понимал, на каких соплях держится пресловутая российская стабильность…
К тому же попытки Николая Второго реально управлять страной вызывали растущее недовольство иностранцев и зависимых от них российских капиталистов. Этот русский богдыхан, этот петербургский шахиншах что, себя властью почувствовал? Ну, мы ему покажем, кто в России реально рулит. И не таких обламывали.
В общем, возник заговор крупной буржуазии (либералов) и вечно недовольных генералов. И всё это под крылышком английского посольства (хотя другие послы тоже были в курсе событий).
Уважаемые читатели! Наберите в поисковике фамилию «Бьюкенен», и вы узнаете, что это был посол Англии в России в ту пору. Но информация о нем удивительно скудная, что наводит на подозрения. А ведь этот человек оставил после себя мемуары, в которых откровенно описал, как российские думские воротилы от буржуазных партий и генералы планировали цареубийство. И все это – в английском посольстве, в ходе Первой мировой войны! Хорош союзник, нечего сказать.
Разрабатывались разные варианты операции, уже вызвали с фронта исполнителей, но что-то пошло не так, и было решено остановиться на «революции». Русская полиция, разумеется, была в курсе, иначе невозможно объяснить тот внезапный паралич, который разбил её в феврале. (Ещё в январе полиция работала, как часы, хватала и арестовывала даже депутатов Думы, а через месяц её как подменили!)
Дальнейшее общеизвестно. Царь оказывается под домашним арестом в собственном поезде и подписывает (или не подписывает, что уже было неважно) отречение от престола, после чего события принимают совершенно непредсказуемый оборот.
А почему они пошли непредсказуемо? А потому, что заговорщики допустили одну маленькую ошибочку. Они ошиблись всего-навсего на один век.
Ведь как было в 18-м веке? Какая-нибудь немецкая «прости-господи», таскавшаяся по гвардейским казармам, с помощью своих любовников свергала муженька с престола. После чего рядовые гвардейцы пьянствовали на халяву в кабаках, а командиры получали титулы, поместья, дворцы, крепостных, в общем, всякое имущество, движимое и недвижимое. Народ безмолвствовал, его это не касалось. Это был феодализм.
Но дело в том, что за прошедший век всё изменилось до неузнаваемости. Капитализм, пусть и недоразвитый, привел в движение огромные массы народу. Возникли массовые политические партии, чего не могло быть в 18-м веке. Как признавал сам В. И. Ленин: «Без известной высоты капитализма у нас бы ничего не вышло».
Каждое мало-мальски имущее сословие стало стараться защитить свои интересы, а поскольку они зачастую были враждебны друг другу, возник адский котел, в котором революционеры чувствовали себя как рыбы в воде.
Выяснилось, что только царь, при всех своих недостатках, был связывающим звеном в русском обществе, а когда царя не стало, оно посыпалось со страшной силою.
Проще говоря, «Временные» показали полное неумение управлять страной. Сгубить царя они смогли, а заменить его – не-а! Ну, примерно как демократы времен Горбачева. Помните, как получили власть Гавриил Попов, Собчак, Гайдар и иже с ними? Мастера разговорного жанра оказались абсолютно неспособны к реальной работе. То же самое было и тогда.
Что касается военщины, то она пока держалась в тени, отчасти понимая свою неспособность и потому ожидая, когда бардак достигнет пика, чтобы потом на волне народного недовольства захватить власть и оттеснить своих подельников-либералов. Создавали себе имидж этаких честных солдафонов, чуждых политики.
Это был крах всего. Буржуи воровали без просыпу, финансовые аферы достигли апогея, национальные окраины взбунтовались. Временное правительство ничего не могло делать, да и вряд ли хотело. За каких-то семь месяцев производство упало почти на пятьдесят процентов, и это в условиях войны и нищего населения. (Ельцину и Компании на это понадобилось около двух лет). При этом учтите, что в 90-е годы прошлого века народ ещё защищали пережитки социализма – практически все имели квартиры, бесплатную медицину, и т.п. Ничего подобного в начале двадцатого века у народа не было. Закроется завод, и каюк тебе, из барака на улицу выгонят, с голоду подохнешь.
А почему ничего подобного не случалось в 18-м веке? А потому, что экономики в современном смысле не было, а было почти 100 процентное натуральное хозяйство. Вот этого заговорщики не учли.
Иногда говорят, что большевики спровоцировали Гражданскую войну. Нет, она началась уже летом 1917 года. Корниловский путч – это что, не попытка развязать войну? Да если бы большевики все вдруг куда-то исчезли, то передрались бы генералы и либералы. И национальный вопрос, кстати, пришлось бы решать им. (То есть усмирять Чечню, воевать с Польшей, выгонять японцев с Дальнего Востока, бороться с казачьим сепаратизмом. И т.д. и т.п.)
Кстати, в советское время на закрытых курсах политпросвещения (для партийного руководства) говорили, что Октябрь тоже поначалу был сговором. Приведя страну к полному краху, либеральная буржуазия не придумала ничего лучше, чем отдать власть Советам. Дескать, они доломают остатки, а потом их без труда свергнут генералы. Ну а мы потом, при них, снова как-нибудь пролезем во власть. Иными словами, замыслили политическую многоходовочку.
В общем, Советам во главе с Лениным была отведена роль козлов отпущения за чужие грехи. «Партия, дай порулить!» — помните этот идиотский слоган времен Горбачёва? Оказывается, в начале 20-го века примерно с такой же просьбой Советы обратились к Временному правительству, и получили согласие. И кто бы мог подумать, что большевики продержатся у власти не неделю, не месяц, и даже не год, что они построят новый мир, примут Россию с сохой, а оставят с атомной бомбой…
(Признаться, когда я услышал в первый раз эту версию, то не поверил. Но потом, наглядевшись на грязь и мразь политики, подумал, что так вполне могло быть. А окончательно поверил, когда проанализировал поведение большевиков после штурма Зимнего дворца. Почему-то об этом эпохальном событии сказано очень мало, сведения противоречивые, и даже неизвестно, где похоронили убитых. Вон, в Москве у стен Кремля есть братская могила «Двинцев» (революционных солдат, убитых захватившими Кремль белогвардейцами), а в Питере – ничего. Откуда такая скромность, учитывая тогдашнюю тягу большевиков к внешним эффектам? Они словно стеснялись штурма Зимнего!)
Буржуйская многоходовка провалилась. Большевики удержались у власти и разгромили генералов. Умненькие либералы и твердолобые солдафоны обманули сами себя.
Да, большевики не были ангелами. Да, они пролили много крови. Но их оппоненты пролили бы не меньше, если бы им это позволили.
И ведь ошиблись-то господа совсем не намного, на какую-то сотню лет…