Сказание о советском Давиде
28 Июн 2018, admin
Рубрика: КНИГИ/КИНО
Вы видели фильм «Зелёный фургон», снятый по одноименной повести А. В. Козачинского? Наверное, видели. Понравился? Мне тоже. Обычно экранизация бывает на порядок хуже самого литературного произведения, но этот случай – удачное исключение. Фильм нисколько не уступает повести, возможно, он даже немного лучше. Сохранив суть произведения, киношники внесли свои поправки, которые сделали фильм более чётким, пронзительным, если можно так выразиться.
Так, в фильме Сашка Червень, гроза Одессы – друг семьи Володи Патрикеева, интеллигентный человек, бывший адвокат. В повести же он обычный бывший прапорщик, довольно скотоподобного вида, и с семьёй Патрикеевых не знаком.
Немного изменена и роль Красавчика – в фильме ему удаётся уйти из обречённой «малины», а потом он сам сдаётся Володе Патрикееву. В повести же Красавчика «оформляют» со всеми бандитами, и он кричит из грузовика, чтобы Володя не забыл про манлихер.
Актеры подобраны исключительно удачно. Как-то сразу верится, что Красавчик – это Красавчик, Шестаков – это и есть Шестаков, Начоперот – натуральный Начоперот. Харатьян играет роль Володи так, что заставит любого критика кричать: «Верю, верю!»
А уж вороватый милиционер Грищенко с его любовью к «вещественным доказательствам» выше всяких похвал! Очень типичный и узнаваемый тип.
Немного слабоват, на мой взгляд, только Федька Бык, но это только моё мнение.
В общем, невероятная опергруппа в составе недоучившегося гимназиста Володи Патрикеева, больного, старого метранпажа Шестакова и хитрющего хохла Грищенко отправляется на Ставки и там обезвреживает цвет одесской уголовщины. Вы можете представить подобную картину сегодня? Чтобы отпетых уголовников брали, по сути, стажёры, без бронежилетов, снайперов, СОБРов и ОМОНов, и при этом в численном меньшинстве?
Я не знаю, что именно, какой эпизод послужил основой для повести Козачинского, но одно несомненно: что-то подобное случилось в Одессе в 1920 году. А уж раскрасить этот случай было, как говориться, «делом техники». (Особенно учитывая бурную судьбу самого А. В. Козачинского – этот предмет ему был хорошо знаком).
По всему выходило, что опергруппа Патрикеева должна была погибнуть. Это понимали все, кроме её начальника. Но не погибла! Более того, нелепой смертью погиб сам Сашка Червень – незаряженная «лимонка» Володи Патрикеева, кинутая, как камень, проломила ему череп. (В повести, правда, «лимонка» взрывается»).
Я недавно купил диск с этим фильмом и посмотрел его в первый раз с советских времён. Мне и тогда фильм понравился, а теперь, глядя на его финал, я подумал: «Так это же Давид! Советский Давид в чистом виде!»
Тут надо сделать пояснение, так как многим, я думаю, непонятно, что я имел в виду.
Вы, наверное, слышали историю про то, как некий Давид, выйдя на бой с великаном Голиафом, убил его одним камнем? В советском учебнике истории, помню, была фотография скульптуры Микельанжело «Давид». Правда, никаких подробностей, что это за человек, не приводилось.
Давид был царем евреев, пришедших в Палестину из Египта. Тогдашние евреи не имели ничего общего с персонажами одесских анекдотов про Абрама и Сару: это был суровый кочевой народ, желающий обрести Родину. Палестина для этого подходила как нельзя лучше. Правда, она уже была заселена народами, чьи наименования стали нарицательными: амореями, филистимлянами и т.п.
Эти народы намного превосходили евреев в военном деле, в науке и культуре. Они умели строить каменные дома и дворцы, отлично вели сельское хозяйство, знали толк в ирригации, металлургии. Ничего этого тогдашние евреи не знали и не умели. Казалось, что они будут истреблены в первом же бою. Но так только казалось.
Дело в том, что амореи и им подобные прогневали Бога. Они жили примерно так, как живут современные цивилизованные люди: приносили своих детей в жертву бесам, бросали своих стариков, оскорбляли родителей, ничего не подавали малоимущим. Про половые извращения, которые были в большом ходу, я уж и не говорю. И при этом были весьма зажиточными, и думали, что так будет вечно.
В то время евреи были единственным народом, кто поклонялся Богу (все прочие – идолам). И Бог велел им придти в Палестину, истребить тамошних поганцев. Будете есть виноград, который не сажали, пить из колодцев, которые не копали, жить во дворцах, которые не строили. И это будет справедливо.
Правда, было добавлено, что всё это Бог даст евреям не за их праведность, которая тоже оставляла желать лучшего. А потому, что тамошние народы хуже их во сто крат. Строго запрещалось перенимать их поганые обычаи, поклоняться их «богам», и вообще, хоть как-то копировать побежденных. То есть победу ты получишь не за свою куцую праведность, а за то, что амореи хуже тебя во много раз. Не возгордись…
В общем, два войска сошлись. На поле вышел великан Голиаф, и вызвал на бой еврейского поединщика. Вышел Давид. Голиаф, чьё имя стало нарицательным, был огромного роста, дюжий мужик, вооружённый до зубов. Его оружие и доспехи были изготовлены по новейшей, продвинутой супер-пупер-нано-квадро-пьезо технологии.
Давид был обычного роста, одет в лохмотья. Из оружия имел одну пращу с камнем. Голиаф заржал, и принялся оскорблять Давида, призывая на него проклятия все своих «богов».
Но простой камень, выпущенный из пращи, разом уложил Голиафа. Откинул он свои золочёные сандалии. Не помогло ни современнейшее оружие, сделанное по супер-пупер-нано-квадро-пьезо технологиям, ни страхолюдные «боги», откормленные человечинкой.
Войско филистимлян охватил непонятный страх. Евреи напали на них, и почти всех перебили. И поселились они в домах, которые не строили, пили воду из колодцев, которые не копали, ели виноград, который не сажали. Давид стал царем, и написал Псалтырь, прославляющий Бога истинного.
И так будет всегда. Всегда мерзкие амореи будут побеждены, и никакие технологии, никакие чудеса науки и техники им не помогут. Непонятные страх парализует их, и нищие, невежественные пришельцы будут жить в их квартирах, есть их хлеб и гоняться за их женщинами. Оттого, что пришельцы, хоть сами отнюдь не праведники, но все же знают, что родителей позорить нельзя, что детей надо любить, что ближним своим надо помогать, что Богу надо молиться…
Не за их праведность им всё это даётся, а оттого, что «цивилизованные» ещё хуже их.
Так было всегда. Володя Патрикеев со своей опергруппой должен был погибнуть – но победил, потому что его «оппоненты» были в сто раз хуже него. Страх охватил бандитов, и они ничего не смогли сделать. Советский Давид победил старорежимного Голиафа. Всё, как всегда.
И поселились коммунары в домах, которые не строили, стали пить воду из колодцев, которые не копали…
Правда, не прошло и ста лет, как они сами стали Голиафами, и уже другой Давид, из малого горного племени, нанес им два унизительных и непонятных поражения, но это уже другая история.
Так что посмотрите ещё раз фильм «Зелёный фургон». Снят прекрасно, зрелище поучительное. Так вот…
Интересно, а понимают ли это сегодняшние политики? Интересный вывод после просмотра фильма!