23 июля в Пскове состоялась выставка оружия от Военно-исторического музея Псковской области

Утром 23 июля наша музейная автоколонна из «нивы» и «уазика» мчалась по Киевской трассе в сторону Пскова. Псковичи, конечно, уже догадались, с какой целью, а для жителей других регионов надо сделать пояснение. Дело в том, что Псков был освобождён 23 июля 1944 года, и, соответственно, День города празднуется под этим числом.

Причём предложение приехать в стольный град поступило почти в последний момент. Праздничная программа была уже утверждена и выложена в Интернете, на местном информационном ресурсе. Нас там не числилось. Но совершенно неожиданно сработала машина «демократии».

Народу не понравилось, что в программе праздника нет ничего, что напоминало бы о Великой Отечественной войне, и, соответственно, об освобождении Пскова. Пошли резко негативные отзывы. А поскольку общественное мнение сейчас мониторят (отслеживают) все, кому не лень, в том числе администрация города и области, то… было решено пригласить нас во Псков с выставкой музейного оружия, аналогичной той, которую мы привозили в Себеж. По пустякам власти вполне могут пойти навстречу народу. Тем более, что ничего более существенного за оставшийся промежуток времени организовать они уже не успевали.

Вы спросите – а почему пригласили нас из Острова, неужели в самом Пскове нет музея? Конечно, есть. Но дело в том, что все необходимые бумаги (на коллекционирование, на хранение, на выставку и пр.) имеются пока только у нас. В музейной среде считается, что получить их абсолютно невозможно. Борьба с экстремизмом-терроризмом и всё такое прочее. (Сами знаете, что террористов хлебом не корми, а дай им ржавую винтовку, пролежавшую в земле лет семьдесят, патроны к которой не выпускаются полвека).

В общем, власть решила пойти навстречу народу, тем более, что ей это ничего не стоило. Точнее, нам возместили стоимость бензина и даже не забыли покормить.

Итак, мы приехали во Псков, где нашей выставки не было года четыре.

Место для нас определили в Детском парке. Правда, парк в недавно подвергся капитальной реконструкции, и в обычное время больше напоминает автостоянку: детского там осталось немного, качели-карусели вытеснили в одно место.

Мы въехали в центр города, проехали по улице Советской, мимо гастронома, и были остановлены полицейским оцеплением. Что везёте, куда едете? Ваш пропуск? Пропуска у нас не было. Вероятно, организаторы праздника рассчитывали, что мы проскочим до парка раньше, чем полиция расставит свои посты, и не позаботились выписать нужные бумаги. Понадеялись на авось, проще говоря.

«Авось» не сработал, полиция начала расставлять оцепление раньше запланированного времени. Машины остановились у обочины, наш директор пошёл искать организаторов. Разбирались недолго, минут сорок. Правда, ни к какому консенсусу не пришли, полиция твердо стояла на своём: проезд только по спецпропускам!

И знаете, полицейских в этом случае надо только похвалить. Они образцово выполняли свои обязанности. Помните, как совсем недавно какой-то м…ак в Ницце раздавил фурой больше восьмидесяти человек? Если бы французская полиция так же добросовестно выполняла свои обязанности, трагедии бы не случилось.

Организаторы тогда захотели, чтобы мы тащили свои пулемёты-миномёты до Детского парка на собственном горбу, пешком, но тут уж взбунтовались мы. (Станковый пулемет «гочкис» весит больше пятидесяти килограммов, и он был далеко не один). Тогда нас отправили на Некрасова, к зданию городской администрации, где никого не оказалось. Мы уже хотели поворачивать назад в Остров, когда проблема кое-как разрешилась. Правда, место пришлось занимать другое, не там, где было первоначально запланировано. Но это уже мелочи.

Нас немного беспокоила, как пройдёт выставка – ведь на этот раз вокруг будут одни «дикие городские люди». Не начали бы спьяну-сдуру хвататься за винтовки и размахивать штыками. (А что ещё могут подумать о горожанах жители провинции, когда они каждый день видят пьяных отдыхающих: и питерских, и псковских).

Поэтому мы попросили полицию прогуливаться мимо нас почаще, а два охранника сидели на лавочке неподалёку. Но всё равно, выгружать стрелковое оружие решили в самую последнюю очередь, когда уже выложены пулемёты и собраны пирамиды. Винтовки прикреплены к пирамиде тремя тросиками, так что утащить оружие оттуда можно только вместе с пирамидой.

Поскольку ничего подобного жители Пскова не видели, вокруг нас моментально собралась толпа. Это несколько нервировало, но псковичи вели себя вполне адекватно, винтовки из рук не вырывали, хотя и путались под ногами.

Наконец, с выставкой определились. Поставили палатку для продажи сувениров, как раз перед самым началом праздника. Эдик, Валера и Саня переоделись в красноармейскую форму (они, по совместительству, ещё и реконструкторы). Теперь можно оглядеться по сторонам.

Неподалёку от нас имитировали бой на мечах реконструкторы средневековья. Щиты, шлемы, топоры, мечи лежали на отдельном столе. Разумеется, всё новодельное и не попадает под статью о холодном оружии. Желающие могли за малую плату выстрелить из лука.

На соседней алее девушки вертели умопомрачительные финты лентами и булавами. Кажется, они выступают по вечерам с «огненным шоу», то есть жонглируют горящими и светящимися предметами.

Чуть в стороне, рядом с эстрадой, вовсю работали качели и карусели. На эстраде готовилась к выступлению детсадовская самодеятельность.

Зато рядом с нами встали два уже немолодых музыканта, по виду – отставные ресторанные лабухи, и играли не переставая. Наверное, им раньше платили не за то, чтобы они играли, а за то, чтобы они переставали играть.

Торговля, разумеется, извлекала свою долю прибыли из скопления народа, и повсеместно продавали шашлыки, мороженое, соки-воды и т.п. В общем, праздник как праздник. Как поёт Марыля Родович: «Это ярмарки краски, разноцветные маски, деревянные качели, расписные карусели, звуки шарманки, гаданье цыганки…»

Масок не было, но зато всех желающих могли расписать в любые цвета. (Легкосмываемой краской). И гадалок тоже не наблюдалось, это ремесло выходит из моды по причине низкой рентабельности. «Коника», правда, не подковывали, но и настоящие живые лошади и столь же живые кузнецы в парке имелись. На лошадях катали ребят, а кузнецы предлагали всем желающим самим отштамповать «старинную» монету.

Возле нас большой толпы не наблюдалось, но и пусто тоже не было. Народ подходил, смотрел, расспрашивал, фотографировался. Мы едва успевали отвечать на вопросы. Почему-то все принимали наствольный винтовочный гранатомёт за глушитель. Удивлялись, откуда в псковской земле могут быть английские и японские винтовки, французские пулемёты. Что поделать, мировая политика щедро разбрасывала всякое оружие в здешних местах.

Карусель вертелась. Современные модернизированные качели подбрасывали гуляющих к самому небу. Детский хор на эстраде пел одну песню за другой. Зрители, в основном мамаши, аплодировали. Немаловажная деталь – пьяных, по крайней мере, в скотском виде, в толпе не наблюдалось. В последние годы с этой публикой стали бороться: ограничили продажу спиртного, с пьяными в общественных местах перестали миндальничать. Граждане непросыхающие поняли, что выделываться – себе дороже станет, и присмирели. Пусть не сразу, не в один день и не в один год, но даже такие половинчатые меры принесли заметные плоды. И что удивительно, для их применения не понадобилось переписывать ни конституцию, ни даже уголовный кодекс (как нас уверяли в девяностые годы).

Возле ЦУМа строилась колонна партейных. Кажется, намечалась демонстрация (разумеется, кошерная). Некоторые партейные проходили мимо нашей выставки и с удивлением таращились на меня – известного антипартейного типа. Иногда нас приветствовали знакомые поисковики и реконструкторы. Время летело незаметно.

Нам выдали талоны на питание, и мы поочередно сбегали в ЦУМ пообедать.

Погода стояла сероватая. Небо было обложено низкими белесыми тучами, утром все опасались, что пойдёт дождь. Дождь, к счастью, не состоялся, но в воздухе висела дымка от влажности. Снимать вблизи она не мешала, но панорамные снимки портила капитально. Поэтому я не стал фотографировать виды близлежащих псковских церквей, ограничившись одним снимком, чтобы иногородние читатели имели о них общее представление. Псков за последние два-три года сильно изменился, и кажется, больше в лучшую сторону, чем в худшую. Будет время, пройдусь по городу с фотоаппаратом, и напишу, что увидел.

Возле нашей выставки постоянно толпился народ. Иногда задавали глупые вопросы типа «сколько это стоит?» и «у вас дома, наверное, ещё больше лежит?» Я отвечал, что каждая винтовка стоит десять тысяч рублей, и к ней полагается «Три гуся» как бесплатное приложение (ст. 222 УК РФ). Устраивает покупателей такая цена? Нет? Ну, тогда к «Трем гусям» можно добавить почетное звание заслуженного экстремиста-террориста Псковской области, это смотря какое ведомство дело будет раскручивать. А насчёт домашних коллекций говорил, что их имеют те, кому нужно по роду службы. Ну, кому за это ничего не будет. Мы к такой категории не относимся, и помним об этом всегда.

Но это были единственные мелкие неприятности. Псковичи оказались не такими уж дикими, как представлялось нам. Нормальных вопросов было гораздо больше. Незаметно стрелки часов подошли к цифре «пять». Пора домой. Мы стали сворачивать выставку.

Потихоньку выехали на Октябрьский проспект, миновали оцепление. А город будто вымер, машин мало, и народу на улице не густо, все в центре, празднуют. Мы миновали Черёху, и выехали на Киевскую трассу. Остановились купить минералки (день был довольно жаркий). И не торопясь, поехали в Остров. День во Пскове закончился.

Обсуждение

комментария 3 на «23 июля в Пскове состоялась выставка оружия от Военно-исторического музея Псковской области»
  1. По техническим причина, тут помещено меньше половины статьи.

  2. Надо было у меня спросить сначала, что это за такое :))) Я бы еще утром исправила.

  3. Ангелина:

    Рахим, а статья получилась совсем не праздничная, грустная какая-то…

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 55 | 0,236 | Потребление памяти: 12.76 мб |