- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

По щучьему веленью

Леонид Ильич Брежнев руководил Советским Союзом 18 лет, с 1964 по 1982 г. Годы его правления можно назвать полным штилем. Ушли в прошлое рабочие волнения, столкновения на межнациональной почве (а при Хрущёве они были, и гораздо более масштабные, чем сейчас). Была побеждена нищета. В общем, поводов для особого недовольства у народа не было, и власти старались таковые не предоставлять. Живи да работай – хорошая жизнь, что ещё надо простому человеку для счастья!

Советская экономика демонстрировала потрясающие успехи (особенно запомнилась триумфальная 8-я пятилетка). Казалось, мир этот нерушим…

Но с годами стали нарастать проблемы. И главная из них – кадровая. «Кадры» зажрались, обленились и обнаглели. Стареющий Брежнев уже не мог держать их в узде, как раньше. Они это понимали, и оттого изо всех сил старались продлить его пребывание на высшем государственном посту. А чтобы генсек не отмочил какой незапланированный фокус (например, не удрал на пенсию), весь партийный аппарат прививал ему мысль о собственной незаменимости. Мол, не покидайте нас, дорогой Леонид Ильич, вы наша надёжа и опора, без вас СССР пропадёт, вы единственный и неповторимый.

Слаб человек, даже если он – генеральный секретарь коммунистической партии Советского Союза. Брежнев поверил наглой лести о своей незаменимости и остался на своём посту. А чтоб он не передумал, ему каждый праздник вручали очередную награду. Когда кончились советские, стали делать понятные намёки зарубежным «друзьям».

Многомиллионными тиражами издавались и переиздавались тогдашние «бестселлеры» — «Целина», «Малая Земля», «Возрождение» (считалось, что их написал Брежнев, но даже дети малые понимали, что это не так). Каждый журнал, каждая газета на своей передовице регулярно помещала очередное партийной постановление. (Но до таких высот подхалимажа, как сегодняшняя «Российская газета», не доходила даже «Правда» — далеко не каждый её номер украшала фотография Брежнева).

А уже когда начинался очередной съезд КПСС, то хоть караул кричи – весь эфир был забит шамканьем престарелого генсека и «бурными, продолжительными аплодисментами» делегатов.

Всё это превратило высшую власть в посмешище. В ту пору перед кинофильмами обычно крутили киножурнал, и если на экране появлялась физиономия Брежнева, зал начинал хохотать. Грозный советский генсек в роли клоуна – это было ужасно… Фактически, власти у страны уже не было, и она не падала только потому, что «элита» ещё не решила, в какую сторону нас толкнуть.

Но мы тогда этого не понимали. Нам, избалованным сытой и безопасной жизнью, казалось, что стоит только поменять Брежнева на более молодого генсека, как все проблемы решатся сами собой.

А потом Брежнев умер. Или ему помогли умереть, не важно. На высший пост страны вскарабкался Андропов. Одну старую развалину сменили на другую. Андропов долго не засиделся, не прошло и двух лет, как на вакантное гиблое место генсека затащили Устинова – совсем уж живой труп. Население приветствовало эти пертурбации дружным ржанием.

В народе этот период прозвали «пятилеткой пышных похорон», а «Лебединое озеро» стало в ту пору главным советским хитом. Высшая власть в СССР окончательно деградировала. А добил её (заодно со страной) некий Мишка Горбачёв. С его приходом «элита» окончательно решила, кому и за сколько продать страну. Через девять лет после смерти Брежнева от СССР остались одни руины, на окраинах бушевали межнациональные войны, а население, которому стало не до смеха, лихорадочно искало кусок хлеба.

Россия – это такая страна, которая без царя жить не может. И тут ею лет пятнадцать подряд правили шуты. (Это если не считать прерванное правление Хрущёва). Вот они и дошутились…

Клоуна Горбачёва сменил некий Борька Ельцин: комедиант последнего пошиба, за которым только – смерть.

Владимир Путин поначалу в комедийный цех не входил. Наоборот, ему подобрали имидж «крутого мужика», «загадочного чекиста» и «государственника». Это была очень удачная находка, можно поздравить кремлевских имиджмейкеров и спичрайтеров. Население, измученное шутовскими выходками его предшественников, встретило нового правителя с ликованием. (Тех, кто не поверил этой маске, было ничтожное меньшинство).

Полет на истребителе в новогоднюю ночь в Чечню, с последующей раздачей наград – это был очень, очень сильный пропагандистский ход! Он один обеспечил высокий рейтинг Путина на несколько лет вперёд. Народ млел от восторга – наконец-то, после длинной череды комедиантов на престоле оказался серьёзный человек!

Почуяв золотую жилу, служба пропаганды бросилась её разрабатывать. Путин в образе подводника, Путин в образе лётчика, Путин в образе ракетчика…

6xGlKEtQQgc [1]

Но даже золотые жилы имеют свойство иссякать. Иссяк и пропагандистский ресурс Владимира Владимировича. Тут бы подкрепить его конкретными делами, но как они делаются – никто из его окружения и понятия не имеет. Ну скажите, какой министр обороны из «господина Табуреткина»? Или из Шойгу, который в 1993 году в один момент вырос от лейтенанта до генерала (Наполеону и Суворову такая карьера даже не снилась)?

Или какое представление о производстве имеет Прохоров, предложивший ввести 12-часовой рабочий день? Малый даже не понимает, что это такое: видно по всему, что этот великий российский труженик (а все наши олигархи великие труженики – так они сами говорят) никогда в жизни не работал.

Административный, чиновничий ресурс, на который поначалу опирался Путин, тоже иссякает – начальники зажрались, проще говоря. Надобно их строить, а как это сделать, если наш главный воитель сам в армии не служил? (И неизвестно, чем занимался в КГБ).

В общем, для официальной пропаганды наступил кризис жанра. Если образ «Путин – комбайнер» встретили со сдержанными смешками, то при роли «Путин – водолаз» смех неприлично усилился. Хохот стал гомерическим при амплуа «Путин – байкер». А уж полет со стерхами и особенно последняя рыбалка вообще развеселили даже самых мрачных.

Прихожу я утром на работу, а там наши мужики обсуждают последние приключения Владимира Владимировича. Вообще-то у нас о политике не говорят, считая её поганым делом, но образ «Путин – рыболов» заставил заговорить самых молчаливых.

«Я увлекаюся спортивной рыбалкой, ловлю я рыбу даже в дождь, жару и снег…» — цитировал кто-то старую песенку Вили Токарева. «Маманя! Лёлик!» — дурачился другой, намекая на кинофильм «Бриллиантовая рука». «Мужики, а вы видели, что там на заднем плане два оленя стояли? Явные чучела, настоящие бы давно убежали!» — «А медведь на велосипеде случайно мимо не проезжал?» — «Проезжал, и флаг «Единой России» вёз. Дескать, даже у нас, в медвежьем углу, все политически подкованные». — «Ничего вы не понимаете! Это была та самая щука, которую Емеля отпустил. Теперь все дела в России будут делаться по щучьему веленью, по Путина хотенью! Так и в указах напишут!»

В общем, общество решило, что всё это ложь, трепёж и провокация, что щука на фотографии 20 кг никак весить не может, и даже если бы она случайно клюнула, то Путин вряд ли бы сумел её вытащить – эта рыба сильно бьется.

«Да водолаз им рыбу на крючок цеплял!» — таков был всеобщий вердикт. – «Они так все рыбачат и охотятся!»

В общем, давно мы так не смеялись, спасибо Владимиру Владимировичу. Куда там Брежневу до него! Что там Леонид Ильич – одни ордена да книжки! А Путин – это многогранный талант. С птичками летает, с рыбками плавает, колхозников работать учит, тигров спасает. При одном его появлении на экране разбирает смех. Я даже думаю, что вся сила Владимира Владимировича – в полном бессилии (никому он не мешает, никаким врагам России). Именно благодаря этому он незаменим уже столько лет и вообще, имеет хорошие шансы пересидеть на высшем посту самого Брежнева

Точно также мы смеялись над высшей властью в начале 80-х годов прошлого века. Что случилось потом, мне даже страшно вспоминать…