- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Лимонов

Само имя Эдуарда Лимонова — оправданье нашим смутным и стыдным временам.
Масштаб его личности пока ещё не ясен всем нам: люди слишком часто бывают суетны, пугливы и завистливы. Спокойно и честно признать существование рядом с собою великого человека — тоже дар. Обладают им немногие.

Для того, чтобы оценить личность Эдуарда Лимонова нужно обладать и зрелым рассудком, и молодым темпераментом одновременно. Но юношество сплошь и рядом

настроено максималистски ко всему, кроме своего отражения в зеркале. Но зрелость слишком боится наступить даже на собственную слабую тень, чтобы не отдавить себе печень или селезёнку.

К счастью, в России ещё есть достаточное количество людей здравомыслящих и наблюдательных, умных мужиков и замечательных женщин, крепких стариков и прекрасных подростков: они твёрдо знают имя человека, который жил свою жизнь настолько честно, прозрачно и последовательно, насколько вообще возможно.

Мыслитель. Солдат. Зэка. Поэт — в том самом высоком смысле этого слова, которое означает не мятущуюся душу, но ясное понимание многообразия и волшебства мира. И, наконец — политик, чья деятельность в последние полтора десятилетия была едва ли не единственным оправданием существования самого слова «политика» в России. Если бы не Лимонов (и тысячи наших сторонников) — что считали бы мы политикой? Этот балаган с людьми, которые уже многие годы называют себя думой, правительством и общественной палатой?

Я могу не соглашаться с Лимоновым. Я могу не соглашаться с ним несколько раз на день. Всё это не имеет никакого значения. Это эстетические расхождения. А мы сейчас говорим о таком истерзанном и опошленном понятии как «общечеловеческое».

По-человечески я верю ему бесконечно, и готов доверить ему будущее не только своё, но и той почвы, на которой мы стоим, и того народа, который родил нас.

Если Лимонов говорит, что как бы не повернулась его судьба, но у него «будет, как и сейчас, два или три скромных костюма, автомобиль «Волга», и все это будет куплено на литературные доходы» — я верю ему, как никому другому. Потому что он не соврёт. Ему незачем. А все, или почти все остальные соврали уже тысячу раз, и рот свой используют они только для того, чтобы сладострастно лгать.

Если он обещает: «Я живу и буду продолжать жить не богаче, чем мой народ» — я знаю, что это так — и это знание столь же точно, как знание о том, что у меня есть сердце и кровь.

Лимонов не дрогнул ни разу: а я догадываюсь, что такое повседневная жизнь русского оппозиционера. О, если бы его хулители прожили такой жизнью хотя бы неделю — взглянул бы я на них.

Лимонов ни разу не показал себя, как догматик, раз и навсегда убеждённый в своей и только своей, абсолютной правоте: напротив, именно он честно заработал право именоваться не только патриотом, но и демократом в той стране, где идеалы демократии сплошь и рядом исповедуют люди с тоталитарным мышлением.

Знание жизни во всех её чудовищных и прекрасных проявлениях, жизненный путь от рабочего-сталевара до писателя с мировым именем, русская стать и русская страсть — и при этом европейское понимание реалий мира, несомненный талант организатора, доскональное знание политики, честность, мужество и последовательность — вот те координаты, которые внятно дают понять, что такое Лимонов. Остановитесь здесь на секунду, и даже если вы не верите мне — назовите хотя бы одного политика в современной России, к которому применимы хотя бы половина из определений, приведённых выше.

Сегодня, когда Россия стоит на пороге хаоса и грядущего кошмара, пришло время честно сказать: оппозиции в России нужен единый лидер.

Во имя Родины, во имя нас самих.

Его имя Эдуард Лимонов.

Захар Прилепин [1]