Цветы и железо
06 мая 2012, seeman
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО
События набегают друг на друга, как вагоны при крушении поезда. С трудом успеваю их записывать. Первое – к нам приехали наши старые друзья сибиряки. Конкретно – Олег Рожков с воспитанниками военно-патриотического клуба «Форпост». Кто следит за моими поисковыми публикациями, тот помнит нашу совместную работу прошлым летом. Но теперь у них многое изменилось… даже и не знаю, как рассказать…
Ну да ладно, объясняться всё равно придется. На этот раз Олег приехал не из города Мегион Ханты-Мансийского автономного округа, а из города Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ). Дело в том, что Мегион ему пришлось покинуть. Еще в прошлом году после выборов там сменилось начальство, новая метла помела по-другому, и Олег стал неугоден. К тому же он давно раздражал тамошних чиновников: они купили вездеход «вепрь» для клуба «Форпост» в надежде, что Олег на нём будет катать их на охоту-рыбалку, а он вместо этого ребятню по Псковщине возит. В общем, ещё прошлым летом, как только он повез своих воспитанников к нам, его втихаря сняли с должности руководителя «Форпоста». Между прочим, клуб этот был основан им двадцать лет назад, и то того момента имел одни только благодарности за отличное воспитание молодёжи. Закончилась экспедиция, приезжает Олег домой, а он уже уволен из собственного клуба!
Беда не приходит одна, и тут ещё пошли проблемы в семейной жизни. Олег разозлился, плюнул на всё, подался в соседний регион, где его тоже хорошо знали и обещали полное содействие. На новом месте он основал новый военно-патриотический клуб, набрал ребят, и назвал его прежним именем – клуб «Форпост» имени Героя России гвардии майора А.В.Достовалова. Вот такие невесёлые новости из Сибири.
Впрочем, чего грустить? Всё начнётся сначала, и вот он уже привез сюда шесть воспитанников и трех наставников на предварительную разведку. Пробудут они здесь до 15 мая, и уедут обратно, а летом, в июне, приедут основной группой.
Кроме того, из Москвы приехал один давний член нашей группы, Дмитрий, и поселился с сибиряками в заброшенном доме деревни Кирилово. Так что компания подбирается солидная.
И вот, 5 мая, в День советской печати, мы отправляемся в долгожданный совместный поиск с сибиряками. Правда, с нами пока едут лишь сам Олег, его сын Жорик, и наставник клуба Мудревский Александр, который тоже не захотел оставаться в Мегионе и ушел с Олегом на новое место. Остальные ямало-ненцы пока обустраивают дом, отдыхают с дороги и акклиматизируются. Кроме того, это не совсем обычный выезд – с нами едет съемочная группа псковского телевидения.
Возле Дуловки мы встречаемся с Антоном, потом подъезжают сибиряки и мы продолжаем путь. Неподалёку от Черской нас уже ждет «Нива» телевизионщиков. Без всяких проблем доезжаем до места. А теперь – обязательный ритуал чаепития. (Михайлыч придерживается отсталой совковой теории, что человека надо сперва накормить, напоить, а потом уже и работу с него спрашивать). Мы рады, что телевизионщики тоже люди с понятием – не брезгуют нашими хлебом-солью, едят сало с хлебом, пьют чай. Быстро покончив с едой, мы все вместе идём в поиск.
Идти тут недалеко – на то самое место, где в прошлый раз мы обнаружили останки десяти красноармейцев. Вот и залитые водой ямы. Все приступают к работе – мы беремся за лопаты-вёдра, съёмочная группа за телекамеру и микрофон.
Когда-то, летом 1944 года, в эту траншею с боем ввалилась советская штурмовая группа. После чего время жить для наших бойцов закончилась. Пришло время умирать. И они умерли здесь, в этих залитых водой ячейках и траншеях. И лежали до недавнего времени, пока мы не нашли это место. Немецкая оборонительная линия «Пантера» оборонялась очень умело…
Телевизионщики просят меня сказать пару слов на камеру, чем повергают в тихий ужас – меня же в телевизоре люди будут видеть, а я без галстука! (Шутка). Кое-как пробурчал что-то невнятное, так что потом самому было стыдно свою рожу на экране лицезреть. К счастью, другие члены нашей группы воспринимают телекамеру более спокойно, и дальше сюжет для «Вестей» снимается без проблем.
Евгения Гуляев проходит со щупом вдоль траншеи. Пусто, пусто, пусто… и вдруг характерный стук железа по кости! Следом за ним идут Олег и автор этих строк. Мы начинаем раскапывать указанное место и вскоре натыкаемся на кость. Потом еще одну, потом ещё и ещё. И ни одной железной вещи, только несколько стреляных гильз! Из вещей – один ботинок. А ног все прибавляется – три, четыре, пять… Но людей с тремя ногами в армию не берут. Дело ясное – мы нашли место сброса с ближайшего поля. Уже после войны, когда его только начали распахивать, трактористы снесли трупы в ближайшую траншею. Тут лежат те, кто погиб не в самой траншее, а близ неё. Пытался выскочить и убежать после неудачной атаки, или на подступах к немецким позициям – теперь уже не установишь, да и какая разница.
Количество черепов тоже растет – два, три, четыре, пять, шесть… И никаких личных вещей, вообще ничего, кроме ботинка! Ясно, сброс!
К нам подходят телевизионщики. Снимают на камеру нашу работу. И идут дальше в кусты, где поисковики уже нашли другого красноармейца. Этот не был принесён с поля, а погиб на том самом месте. При нем личные вещи, и что самое главное – надписанный самодельный портсигар! Потом, уже после поиска, когда в квартире Михайлыча находку отмыли, на нем проступили надписи и рисунки.
На крышке – звезда Героя Советского Союза. На второй стороне – просто звезда с надписью «СССР». И надпись – «На память по Волховскому фронту 23 августа 1943 года от Гайфуллина другу Баймурзину». Служили два товарища… Призывались, видно, в Татарии, честно воевали за наш общий дом – СССР, и не могли знать, что уже к концу века его развалит зажравшаяся перекрашенная партийная сволочь… При гробовом молчании перетрусившего народа.
Находка снимается на телекамеру. Сюжет выйдет в эфир уже сегодня, в 20.30. В принципе, почти всё, что надо, съёмочная группа уже зафиксировала. Осталось взять интервью у Михайлыча, и можно отправляться обратно во Псков. Телевизионщики прощаются с нами и идут к машине, а мы продолжаем поиск.
Я прошу сибиряков сфотографироваться на память. Олег, Александр и Жорик становятся возле выбранной ямы. Вы не смотрите, что Жорик маленький. Его все поисковики уважают и здороваются с ним за руку, как со взрослым. Это уже седьмая его экспедиция, он поднял останки десятков бойцов! Он опытней любого воспитанника в новом клубе.
Поиск продолжается. Мы находим ещё одного бойца, потом ещё и ещё. Среди них – один офицер, и снова латунная поясная пряжка. И никаких наград или оружия. Всё заграбастали жадные фрицы. (Они весьма ценили советские награды). В конце концов, счет обнаруженных сегодня бойцов доходит до пятнадцати. Это – рекорд, если только можно назвать рекордом подобную вещь. До этого максимальное количество найденных за день бойцов у нас не превышало тринадцати.
А весна в разгаре. Открылся грибной сезон – вокруг полно строчков (гриб этот на любителя). Деревья уже наполовину зелёные, и на земле, среди выкопанного железа, цветут цветы.
Пора ехать домой. Сегодня мы должны закончить работу раньше обычного. Дело в том, что на следующий день, шестого мая, во Пскове намечено что-то вроде выставки достижений народного хозяйства, а поскольку оно повсеместно разрушено, Островский район будет представлять наш музей. Так что надо помыть машину, погрузить экспонаты, чтобы завтра утром без проблем выехать во Псков и занять выделенное место на Золотой набережной.
Мы выходим к лагерю. Варим макароны и обедаем. Осматриваем себя на предмет клещей – год на них выдался особенно «урожайный», а у нас, как обычно, прививки противоэнцефалитные на сделаны… Ну да ладно, не впервой. Будем надеяться, что клещи нас уже хорошо знают и не тронут как земляков. А вот сибирякам надо быть особенно осторожными.
Возле Черской мы прощаемся с сибиряками. До завтра – на следующий день Олег привезет свою группу во Псков на экскурсию. Михайлыч и Валера остаются мыть машину, а я иду домой писать эту статью. Надо закончить побыстрее, а то завтра рано вставать…
Я не смотрю телевизор…а жаль…В который раз преклоняюсь перед тем, как работают поисковики…Спасибо вам, ребята! За тех, кто ждал вас столько лет…
Рахим,очень душевная статья,впрочем как всегда!!!Такая ностальгия по Псковской земле,по поисковой работе,по людям.Всем огромный привет,Михалычу поклон до земли!
Я даже предположить не мог что еще столько бойцов лежит в земле,вы просто молодцы спасибо вам.
Молодцы, ребята! Респект вам всем и уважуха! Рад, что помогал вам как мог!