- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Ваш сын, дядя Шарик

Наконец, свершилось торжество демократии! Генеральный секретарь ЦК КПСС, ненаглядный наш Михаил свет Горбачев, созвал Съезд Народных Депутатов СССР. Перестроечная пресса охрипла от восторгов: наконец-то страна возвращается на общечеловеческий путь, с которого её увели в 1917 году злыдни-ленинцы! Съезд тут же окрестили преемником Учредительного Собрания. А Учредилка, если кто подзабыл, в начале 20-го века была розовой мечтой российской интеллигенции: вот соберется народ, скинет самодержавие, обретет право голоса, и скажет своё веское слово, которому удивятся все окрестные народы! Учредилка в горячечных фантазиях тогдашних либералов представлялась этаким коллективным хозяином земли русской, а народ – незамутнённым источником одних добродетелей.
Ах, какие были розовые надежды, какие великие ожидания! Вся страна, весь необъятный СССР пребывал в состоянии эйфории и даже телячьего восторга. В цеху, где я работал, мужики принесли из домов транзисторы, чтобы слушать прямую трансляцию без отрыва от станков. И вот, наконец, триумф плюрализма свершился! В Москве открылся Съезд Народных Депутатов – Хозяин Земли Русской (необходимые изменения в Конституции уже были произведены). Станочники цеха № 14 завода «Вектор» увеличили громкость своих транзисторов и навострили уши. Вот сейчас Его Величество Народ скажет своё веское слово!
И это слово, конечно, было сказано. Точнее, даже два. Первое – «ДАЙ!», второе – «МНЕ!». Дай повышенный паёк, дай льготы, дай автономию, дай выход из СССР, дай «приоритет»… В общем, выяснилось, что всё население СССР надо срочно переводить в разряд льготников и повышать ему зарплату. И никто (ни один прыщ!) не сказал, как этого добиться, где заработать необходимые деньги. Депутаты с боем кидались на трибуну, чтобы, оказавшись на высоком насесте, радостно прокукарекать – дорогие избиратели, я выполнил ваш заказ, прорвался на трибуну Съезда! Управлять страной эта безумная компания не могла ни в коем случае. Ни голубенькие демократы, ни красно-коричневые партократы – никто и понятия об этом не имел (даже академик Сахаров). Помните, как в известном мультфильме Дядя Фёдор, Кот Матроскин и Пёс Шарик писали письмо, и что из этого вышло? Вот и тут выходило нечто подобное. Ещё раз повторю: править эта компания не могла ни при каком раскладе, а могла лишь служить ширмой для закулисных мерзавцев. Парадокс демократии – те, что знает и может, не идут на выборы по причине занятости (работать им надо), а кто ни шиша не умеет – лезет во власть с жеребячьим пылом.
Гляжу я на наших цеховых мужиков – лица вытянулись, послышалась ругань. Транзисторы выключались один за другим и включались станки – прощай, демократические иллюзии… Потом еще некоторые слесаря (у них работа потише) по инерции слушали трансляцию Съезда, но надежд уже не питали.
А вскоре стало ясно всем – Съезд Народных Депутатов ни на что не способен, не может даже организовать собственную работу. Хитрый дурак Горби, судя по всему, это прекрасно знал, и вертел им как хотел, как привык вертеть партийными собраниями у себя в Ставрополе. (Для того и созывал). Ничего толком не решив, депутаты наплодили кучу комиссий и разъехались по домам. До следующего созыва. А страна тем временем продолжала разваливаться.
Конец новой Учредилки был закономерен – выдвинув Горби на пост президента СССР (первого и последнего), Съезд окончательно заболтался и был упразднён вместе со страной. Вы скажете, что это нетипичный пример, что те выборы были не совсем демократичными? Да уж всяко почестнее нынешних. Дело не в конкретных людях, дело в самом принципе представительной демократии. Собрание академиков не будет сильно отличаться от собрания сантехников, поскольку в людских сборищах всегда превалируют посредственности. Не выдающиеся качества, а именно средние показатели. Для того, чтобы какое-либо собрание работало без помех, голосовало единогласно, говорило по теме, необходимо, чтобы оно состояло из единомышленников и управлялось лидером с непререкаемым авторитетом. Да, Верховный Совет СССР не правил СССР, потому что даже он, состоявший в большинстве из членов партии, был на это неспособен.
Я никогда не забуду наш 6-й съезд в ноябре 2004 года. Собрание работает как часы, голосуют молниеносно, всё так прекрасно, что слов нет. И вдруг раздается предложение избрать коллективный орган управления партией – чтобы там были представители от всех региональных организаций. Я видел, как изменился в лице товарищ Лимонов, как заволновался президиум. К счастью, данное предложение не прошло, руководству удалось убедить съезд в неправильности этого шага. А если бы прошло? Партия была бы просто парализована, её руководящий орган превратился бы в говорильню. Не знаю, кто выдвинул это предложение, со злым умыслом или по глупости, но это был классический пример представительской демократии: все, и дураки, и глупцы, и конокрады, и казнокрады имеют голос, все имеют своего представителя в верхах. Как известно, один дурак может такую задачку задать, что десять умных не решат – вот и думайте, почему парламенты сплошь и рядом не выполняют свои задачи. Видели собрания демократов, видели, как они себя ведут? А всё потому, что живут по принципам представительской демократии. (Точнее, пытаются жить по ним, потому что в реальной жизни это невозможно).
А вы помните, как распался СССР? Помните, какими свиньями показали себя почти все «народные избранники»? Это было нечто невероятное – всего лишь несколько человек из Верховного Совета СССР проголосовало против распада СССР! Аналогичная картина была в парламентах союзных республик. За одно это надо вбить осиновый кол в могилу такой «демократии»! (Достойно примечания: из всего Верхового Совета БССР против самостийности был лишь один депутат – Александр Григорьевич Лукашенко).
Большевики-ленинцы в 1917-м году прекрасно понимали всю надуманность Учредительного Собрания и его неспособность управлять страной. Отсюда хрестоматийное: «Караул устал!» (Кстати, большевики обошлись с Учредилкой ещё гуманно, белые давили её намного жестче).
Великая Французская революция дает, пожалуй, самый красноречивый пример нежизнеспособности плюрализма. Как известно, там сначала воцарились якобинцы. Головы аристократов летели, как кочаны капусты, депутаты орали в Конвенте, приняли новый, республиканский календарь… И как же показал себя эта новая власть? Неслыханный разгул казнокрадства, воровства, бандитизма. Почту грабили по десять раз на дню, дороги стали проходимы только для вооруженных воинских отрядов. Якобинцев сменили термидорианцы, но лучше от этого не стало. А почему? А потому, что править эти Конвенты были неспособны, но служили ширмой для власти финансовой буржуазии – единственной виновницы бед Франции. Кончилось всё тем, что Наполеон Бонапарт разогнал депутатов и стал править единолично. Он отбросил финансовую буржуазию от власти, он работал по 20 часов в сутки – и именно за это его так полюбил французский народ.
А помните, что было на Украине во время оранжевой революции? Покуда на майдане всякие идиоты отплясывали гопака, «умные люди» распиливали министерства, фабрики, колхозы, земли… У меня есть знакомый с Западной Украины. Приезжает он в родное село, а там – полный развал. Сахарные заводы закрылись, поля пустуют, работы нет. Кто в Польшу рабом подался, кто последний вареник без соли доедает. «Что – говорит – помог вам Ющенко с его хохляцкой демократией? Как жить-то дальше будете?» — «Ой, отвечают, хоть ты не издевайся, и без тебя тошно…» Добавлю, что нынешняя Украина покупает сахар у Белоруссии – дожились!
Так что не следует огорчаться, что нас не пустили на выборы. Сегодня каждый день наглые образины из ящика сулят народу райскую жизнь. «Выбери меня, выбери меня, птицу счастья завтрашнего дня…» Народ, однако, хорошо понимает, что «райская жизнь» окончится 5 декабря, и не скупится на ехидные комментарии по поводу моральных и умственных достоинств кандидатов.
По-моему, власть не поняла, что допустив нас на выборы, она могла нанести нам смертельный удар. Вы только представьте себе, как товарищ Лимонов (или кто другой) появляется на экране в компании Жириновского, Миронова и т.п! Да нас бы тогда смешали с этими типами – мол, все они одна банда!
Так что нет худа без добра. Не допустили к выборам – и это к лучшему. В любом случае, реальная политика совершается не в Думах. У меня такое чувство, что нынешний режим в любом случае не жилец, и скоро произойдут такие события, которые потребуют коренного пересмотра нашей программы… Но это – в другой статье.