В землянке на линии Сталина

29 Сен 2010,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

В пятницу, 24 сентября, едва я пришел с работы, как раздался телефонный звонок. Звонил П.М. Гринчук. «Рахим, ты сейчас чем занят?» — «Да вот думаю отдохнуть в конце недели, не работать, а в музей заглянуть, последние новости узнать» — «Не надо в музей, меня там нет, я в гараже. Значит, так – сейчас быстренько переодевайся, я к тебе подъеду. Надо отвезти в Дубки купленный мотоблок, заодно и заглянем на «линию Сталина», где ты давно не был. Не забудь захватить фотоаппарат. Посмотришь, что мы за это время сделали. Если, конечно, не возражаешь». Возражать я и не думал.

И вот наш «уазик», груженный новеньким мотоблоком, мчит в сторону Пыталово. Про «Путешествие из Острова  к линии Сталина», про дорожные достопримечательности я уже рассказывал весной в одноимённой статье, поэтому повторяться не буду, желающие могут легко её найти и прочесть. Мы подъезжаем к указателю «Дубки – 1 км», сворачиваем в нужную сторону. Через километр или чуть меньше дорога приводит к заброшенной дубковской церкви. Будет епархия восстанавливать этот храм или нет – пока неизвестно. (Да и нужно ли: сколько деревенских церквей при России восстановили, а ходить в них некому, прихожане вымерили). Но по сравнению с весной прогресс очевиден – прилегающая территория очищена, заросли бурьяна и ракиты ликвидированы.

Сама деревня расположена на очень удобном месте, вдоль реки Утрои. Улицы заасфальтированы. Электричество и даже водопровод имеются. Мобильные телефоны, правда, здесь барахлят (зона неуверенного приема), но в наличии телефон казенный. Земли навалом, трасса – рядом. Места красивые до невероятности. Что ещё надо для жизни? Только желание жить. Увы, это и есть самая главная российская проблема…

К счастью, не всеобщая. Большинство домов в Дубках вполне приличного вида, огороды распаханы. Слава Богу, не одни «аборигены» в псковских деревнях живут. Труженики тоже ещё не вывелись.

Возле дома Марины Кондратьевой, заведующей «линией Сталина», уже стояла машина, на которой после рабочего дня приехали Валера Чумаченко, Эдик Иванов и Сергей Дмитриев – наши музейные работники. За сегодняшний день они вкопали пару столбов-указателей и завершали оборудование землянки. Теперь им не терпелось увидеть новый мотоблок. Видите ли, музейная работа – она очень разная. Косьба, пахота, откачка воды – это тоже работа на благо культуры. Территория комплекса большая, косой быстро не обмашешь. А с мотоблоком на это уйдет всего несколько дней. Ещё мы планируем перепахать наиболее пожароопасные направления, чтобы весной, в сезон палов, обезопасить наши деревянные постройки. А ещё нам надо проложить пешеходные дорожки к самым дальним (и самым интересным) дотам, возить песок и камни для этих целей, рыть окопы, напилить дров на зиму – да мало ли чего ещё! В общем, мотоблок нужен как воздух. Мы выгружаем его из «уазика» и тут же заводим. Пробуем косить придорожную траву. Получается вроде ничего.

Мотоблок занимает место за домом Марины, на заднем дворе, потому как держать его на линии пока негде. Вот построим площадку для хранения военной техники, решим вопрос с охраной – тогда другое дело. Мы заходим в дом попить чаю и подписать нужные бумаги. После чего наши мужики поехали домой, в Остров, а мы с Михайлычем продолжили путь к линии.

В деревне Захаркино поворот налево – и наш «уазик» едет по прекрасной грунтовой дороге. До Холматки – 5 километров. Но первый дот с заложенными кирпичом амбразурами находится неподалеку от поворота. Дот этот не входит в наш музейный комплекс, а замуровали его после войны по понятным причинам – чтоб ребятня не лазила. (В темноте там легко покалечиться или погибнуть, провалившись в колодец). Военные против этого не возражали – хотя формально доты числились за министерством обороны до 80-х годов, всем было ясно, что время бетонных крепостей прошло безвозвратно, и «линия Сталина» утратила оборонное значение.

Дорога петляет между осенних лесов и полей и, наконец, упирается в шлагбаум. Вот и линия. За три месяца, что меня здесь не было, произошли изменения. В дубраве возле входа установили столы и скамьи – чтоб посетителям было, где перекусить. Правда, общепит сюда приезжает только на 9 Мая и на день освобождения города, но в дальнейшем, по мере роста посещаемости, можно будет надеяться на открытие постоянной столовой.

Избушку обшили тёсом, прорубили окна. Теперь только дровяной сарай доделать – и можно жить. Мы планировали её как помещение для охраны, а пока используем для хранения инвентаря и как кухню.

На дорожке, ведущей к братскому захоронению, разрослись пышные цветы. Но самой значительной постройкой за прошедшее время стала, разумеется, землянка. Надо напомнить, что это – не блиндаж, не дзот, не укрытие. Это всего лишь землянка – помещение для размещения войск, причем в тыловых условиях. Если кого смущает её двускатная крыша, то скажу, что построена она в точном соответствии с довоенным Уставом 1937-39 гг. (Впоследствии, в войну, конструкция упростилась). Как видите, получилась довольно уютная постройка. А когда заткнем щели, навешаем плащ-палаток, установим печку и поставим фронтовой светильник (у нас в музее их несколько), то впору будет переселяться сюда – здесь никакая жилищная реформа не достанет. (Шутка). Странное дело – буржуи тратят миллионы, чтоб заиметь уютное жилье, и у них, как правило, ничего не получается, а тут с грошовыми затратами достигнут такой результат.

За прошедшие месяцы удлинились проволочные заграждения, построенные по методике генерала Карбышева. Преодолевать не советую – только поранитесь и одежду изорвете. А каково было это делать в войну, под обстрелом, да ещё когда в заграждениях стояли не муляжи, а настоящие противопехотные осколочные мины…  Ветер раскачивает подвешенные на проволоке пустые консервные банки – солдатскую сигнализацию всех армий.

Напоследок я сфотографировал пулеметную позицию, которую жарким летом вырыли по всем правилам военной науки наши гости из клуба «Десантник» (г. Стрежевой, Томской области). Как там сибиряки сейчас? Воспитанники, конечно, ходят в школу, а руководители клубов ведут по вечерам занятия и потихоньку готовятся к следующему лету.

Вспомнив их всех добрым словом, мы с Михайлычем засобирались домой. Быстро темнело. Наш «уазик» мчался по Каунасской трассе, когда в свете фар показались три голосующих подростка. Мы остановились. Оказалось, учащиеся из общежития, из Пыталово, опоздали на поезд и теперь идут в Остров пешком, в надежде, что кто-нибудь подберет по дороге. Половину пути они уже прошли, и никто даже не притормозил. Да, крепко же боятся «дорогие россияне» друг друга…

Обрадованные подростки уселись в машину, и наш «уазик» в десятом часу вечера без приключений прибыл в Остров.

Обсуждение

Один отзыв на «В землянке на линии Сталина»
  1. Сафонова Наталья Констиантиновна:

    Здравствуйте!
    Прошу вас помочь мне найти автора фото: http://nbp-pskov.com/wp-content/uploads/2010/09/LINIYA009.jpg
    Хочу просить его разрешения на публикацию снимка в словаре русских архитектурных терминов: https://zodchemu.ru/kniga для иллюстрации термина СТЕНЧАТАЯ ЗЕМЛЯГКА. Со своей стороны, обязуюсь указать имя автора фото и для наглядности даю ссылку на проект разворота страниц словаря: https://yadi.sk/i/Y5t0V8kp3UpQF9
    Очень надеюсь на вашу помощь.
    С уважением, Сафонова Наталья.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 30 | 0,146 | Потребление памяти: 12.18 мб |