Пуля вовсе не дура

06 мая 2019,  
Рубрика: ПОИСКОВОЕ ДЕЛО

«Снайпер бьёт издалека, но всегда наверняка».
Прибор-металлоискатель издал звонкий писк – в земле лежит очередная железяка. И, конечно же, это оказался осколок миномётной мины, размером не больше монеты. Опять пустышка…
Третий час мы ходим по лесу, и пока не нашли ничего стоящего. А ведь в 1944 году тут шли ожесточённые бои (с марта по июль). Советские войска пытались прорваться к Острову, немецкие оборонялись. И хотя наших сил было достаточно (были задействованы тяжёлые танковые полки прорыва) сдвинуть немцев не удалось. Более того, они сами переходили в контратаки и даже потеснили наших. Немного, но потеснили. В общем, попытки прорыва на этом участке были безуспешными, и лишь когда рухнула вся «Пантера» (немецкая оборонительная линия), немцам пришлось спешно отходить отсюда, открыв дорогу на Остров.
Таким образом, здешние деревни (ныне не существующие) переходили из рук в руки, а при таком раскладе событий должны были остаться незахороненные бойцы. Правда, согласно боевым донесениям, все убитые были собраны и похоронены «с отданием воинских почестей», но у нас есть основания сомневаться в этом. Тем более, что несколько лет назад мы уже нашли в здешних местах останки одного красноармейца.
Так что убитые тут есть, только как их найти? Дело осложняется тем, что за прошедшие годы ландшафт изменился до неузнаваемости. После войны поля сражений были распаханы. Деревни было возродились, но потом снова загнулись – уже по другим причинам. И очень скоро весенние пожары уничтожили их видимые следы. Потом на месте пожарищ выросли деревья. Природа с удивительной быстротой стирает следы пребывания людей. Не найти теперь примет – то ли были, то ли нет…
Но вот и первая стоящая находка – гильза от «шермана». В 1944 году тут прорывали немецкую оборону советские танковые полки прорыва, среди них были и танки американского производства. Обычно, если обстановка на поле боя позволяла, танкисты сразу выбрасывали стреляные гильзы, чтобы не дымили. (В танке и без того дышать нечем, вентиляция не справлялась). Примерно в километре от этого места были подбиты два «шермана», эта гильза явно от одного из них.
01
Ого, да на ней следы от пуль! Сгодится как экспонат музея. Поместим в раздел ленд-лиза, а может быть, отвезём на «Линию Сталина». Посетители иногда задают вопросы о западной боевой технике и вообще по ленд-лизу. Некоторые диванные патриоты даже уверяют, что западная помощь была сплошной дрянью, что её процент был невелик, и «лучше бы мы эту помощь не принимали, и без неё войну бы выиграли».
Это рассуждения сытых и самодовольных людей. Во-первых, это была не безвозмездная помощь (хотя кое-что Запад нам дал бесплатно), а взаимовыгодная сделка. Во-вторых, проценты – вещь лукавая. Мы закупали то, что не могли сами произвести в достаточном количестве и качестве. Пороха высокой степени очистки, почти вся дюраль, почти весь авиационный бензин, огнестойкие краски и сотни подобных «мелочей». Как говорится, «мал золотник, да дорог». Особенно, когда его нечем заменить.
Что касается «шермана», то это был самый массовый американский танк. Отличный ходок с прекрасной навигационной системой, с массой полезных приспособлений, сберегающих ценный моторесурс. Весьма удобный для танкистов. Бронирование – достаточное, пушка – удовлетворительная. (Достаточно сказать, что лучший танкист Третьего Рейха, Михаэль Витман, погиб на Западном фронте от шермановского снаряда).
Правда, американский танк требовал сложного техобслуживания и развитой ремонтной базы, что в наших условиях было проблематично. Крупным его недостатком было высокое расположение центра тяжести, отчего на буграх машина легко валилась на бок, и её было трудно поднять.
Зачем закупали западные танки, когда своих производили достаточно? Ну, к 1 сентября 1941 года от нашего танкового великолепия осталось всего 10%. Остальные 90 догорали на полях сражений, ржавели в болотах или, что ещё хуже, достались противнику без единой царапины. К Московской битве танков осталось ещё меньше. Положение было отчаянным, тут каждая английская «матильда» была на вес золота.
В ходе войны мы производили танки быстро. И так же быстро их теряли. Запланирована, к примеру, очередная операция, а промышленность не успевает выдать нужное количество бронетехники в срок. Тут выручали союзники. Каждый удачно дошедший морской конвой означал, что вскоре на Восточном фронте начнётся очередное наступление. Проще говоря, западная бронетехника была «довеском» к нашей, но очень нужным «довеском».
По всей видимости, Сталин надеялся сохранить союз с Америкой и после войны, надеялся поднять нашу страну с американской помощью. (И у него были на то основания). Но Рузвельт умер, а новый президент Трумэн развернул курс США в другую сторону. Последний конвой летом 1945 года был возвращен с половины пути – знак высочайшего неблаговоления!
Но хватит о высокой политике. Тем боле, что мы нашли две гильзы от английского танка «валентайн». Что это такое? Донце гильз прострелены, причем не снаружи, а изнутри, со стороны дульца.
08
Кому понадобилось баловаться, кто на передовой не настрелялся? Загадка…
Ветер колышет макушки деревьев, а внизу тишина. Лишь легкая рябь пробегает по черной торфяной воде воронок, да где-то за лесом, на болоте, горланят журавли. Скандальная птица сойка сейчас, в гнездовой период, ведёт себя тишайше. Пролетела мимо нас, села на ветку, и выглядывает из-за ствола. Увидела, что на неё наводят объектив, и ретировалась без криков. Ничего, осенью наверстает.
Кое-где валяются поваленные ветром осины. Их макушки обглоданы солями. Вон, и кучки помёта виднеются. Сохатые любят такие места, там, где лес соседствует с болотом.
А вот лежит большая обглоданная кость. Волки кого-то съели. Ну ничего, медведи уже проснулись, скоро выгонят серых из здешних мест.
Полно снарядных воронок и подрывных ям. В их ржавой воде отражается синее небо, яркое солнце, косматые тучи. Стоп! А это что такое? Тучи на небе неплотные, солнце просвечивает сквозь них, и они переливаются всеми цветами радуги. Я поднял голову, посмотрел на небо – самая обычная картина. Снова посмотрел на воду – и увидел калейдоскоп цветов. Не потому ли возникли легенды, что в воде можно увидеть самые разные чудеса?
02
03
Хотя, никакого чуда нет. Дело, видимо, в оптической плотности, коэффициенте преломления и тому подобных вещах. Примечательно, что фотоаппарат тоже не увидел радугу в воронке. Ну да человеческий глаз и линзы объектива обладают разными свойствами.
Я стоял и смотрел на воду, пока туча не пробежала и картина не стала обычной. Пора идти догонять своих. Мы ходим по лесу кругами, но находок практически нет. Земля буквально нашпигована металлом, но и только. Нет ни малейших признаков останков. Видимо, зашли не туда.
04

05
Обеденный час давно прошёл, и мы вспомнили, что пора и поесть. Варить сегодня ничего не будем, обойдёмся консервами. Несмотря на апрель месяц, сушь стоит такая, что лесная подстилка как порох. По всей области день ночь горят поля, всё в дыму.
Пообедав, мы продолжили поиск. Но результаты опять никакие. И лишь к вечеру мы нашли ещё одну гильзу от «шермана», и тоже прострелянную. С первого взгляда на неё стало ясно, кто «баловался» на передовой.
07
Это снайпер пристреливал винтовку. Сперва поставил гильзу от «шермана» стоймя и поразил её тремя выстрелами – не слишком точно. Затем внёс необходимые коррективы, положил гильзу плашмя донцем к себе, и поразил её в «девятку». И под конец, чтобы усложнить задачу, положил две небольшие гильзы от «валентайна» дульцем к себе, и попал точно в цель. (Хорошо видно, что пули как бы вышли из гильз).
06
Дистанция могла быть любая, но явно не маленькая (иначе это упражнение не имело смысла). Надо сказать, что в ту пору (первая половина 20 века) снайперское искусство переживало подлинный расцвет. До этого времени несовершенство огнестрельного оружия не позволяло вести меткую стрельбу. Суворов был прав, когда говорил: «Пуля дура, штык – молодец».
Но с тех пор произошли большие изменения, и ныне его «Наука побеждать» полностью устарела. Появились высокоточные и дальнобойные винтовки, унитарные патроны, оптические прицелы. «Слепая пуля-дура» прозрела, поумнела, и стала бить в цель без промаха.
Как значимое явление снайперская стрельба впервые проявилось в англо-бурской войне. Массовым оно стало в Первую мировую войну. И наивысшего расцвета снайперское дело достигло в советско-финскую, «Зимнюю» войну 1940 года. Финны настолько хорошо разработали снайперскую тактику, что и по сей день к ней ничего не прибавить и не отнять. Разумеется, наши разведгруппы охотились за финскими снайперами, да толку было мало. За ту короткую войну их снайпера перестреляли в общей сложности целую нашу дивизию, а также нанесли большой урон нашей военной технике. (Уничтожили даже зимний аэродром на замерзшем озере с десятками наших самолётов).
Добавлю, что финских снайперов в ту войну погибло очень мало, и ни один из них не был взят в плен живым.
Итоги той войны заставили о многом задуматься наше военное руководство, и поэтому Великую Отечественную войну мы встретили с более-менее подготовленными снайперами. «Доучивались» уже непосредственно на передовой. В 1942 году в тылу открыли снайперскую школу. Опыт был богатейший, наши люди быстро учились. И превзошли немцев в снайперском деле!
Только, умоляю вас, уважаемые читатели, не смотрите современные фильмы «про снайперов»! Это не снайпера, а умалишённые, причем с двух сторон. «Дурдом «Ромашка» снова в бою», так надо их назвать. В действительности снайперское дело – тяжелейшая работа. Попробуйте проползти по пластунски метров триста. Пролежать без движения на солнцепёке (или под дождём) часов 7-8, при этом ведя непрерывное наблюдение за местностью. Для усиления эффекта неплохо наложить полные штаны (шевелиться нельзя!) Затем тем же манером вернитесь обратно. И ночью не сидите без дела: шейте маскировочные костюмы, придумывайте новые приёмы, в общем, творчески развивайтесь. Сомневаюсь, чтобы вам это понравилось. Да, и не забудьте, что всё это вы проделали без всякого риска для жизни.
Потому-то далеко не всякий стрелок-спортсмен может быть снайпером. (Более того, стрелки для этого годятся меньше других). Умение метко стрелять необходимо снайперу, но без умения терпеть ему не выжить. Впрочем, стрелковая подготовка в ту пору была на недосягаемой высоте. Выпускник послевоенной снайперской школы должен был поразить три из пяти ложек (обычных, солдатских), воткнутых в землю на гребне высоты на дистанции 400 метров. Сейчас это кажется невероятным, а тогда это был обычный норматив из обычной винтовки с обычным 4-х кратным прицелом.
К сожалению, снайперское дело в СССР стало угасать после смерти Сталина. В 1957 году, когда прогнали Жукова, закрыли последнюю армейскую снайперскую школу. (Хрущёв опасался военных). То, что стало называться «снайпером», на самом деле было лишь хорошим стрелком.
Деградация снайперского дела в нашей армии дошла до ручки в конце 20-го века. И если угрозу нашим войскам в Чечне стали представлять прибалтийские биатлонистки, то это был полный провал. (Сталинские снайпера разделались бы с ними в два счёта). Вообще, конец 20-го века ознаменовался племенными и мафиозными войнами, ведущимися на крайне низком уровне.
Но я заболтался. Больше находок в тот день мы не имели. Сели в машину и поехали домой. По дымному горизонту катился оранжевый шар солнца. На него можно было смотреть, не жмурясь. Шар мелькал между деревьями, катился по речной воде, прыгал с холма на холм. Пока не закатился горизонт. Вокруг дымились черные поля, где-то вдали догорала изба. Дождь нужен позарез…

Обсуждение

Один отзыв на «Пуля вовсе не дура»
  1. Фотографии очень интересные, а из текста для себя «выудила» интересную информацию. Спасибо автору.

Добавить комментарий

| Запросы к MySQL: 30 | 0,198 | Потребление памяти: 12.27 мб |