- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Миномёт едет на линию

В воскресенье, 27 января, в нашем музее произошло знаменательное событие – был «сдан в эксплуатацию» 120 миллиметровый миномёт. В тот же день готовое изделие отправилось своим ходом на линию Сталина. Миномёт (он на колёсном ходу) прицепили к музейному уазику, и на малой скорости (не выше 40 км в час, строго по инструкции), отвезли к месту постоянной дислокации. Там он будет стоять в выставочном ангаре, а также участвовать в летней реконструкции.

Если вы уже бывали на линии Сталина, то, наверное, спросите: «А что тут нового, ведь миномёт там стоял и раньше?» Дело в том, что стоял там не миномёт, а лишь отдельные (правда, самые большие) его части. Колёсная тележка, плита и ствол. Прочего не имелось, изделие было незавершённым.

В декабре прошлого года мы привезли их в главное здание музея, в Остров. И приступили к реставрации. Что вышло, видно на снимке.

01Должен сказать, что миномёт этот сборный, русско-немецкий. Но это не играет никакой роли, так как практически одинаковые образцы были на вооружении и вермахта, и Красной Армии. Захватив в ходе Великой Отечественной войны завод в Харькове, немцы приобрели готовую технологическую линию по производству этих самых миномётов (наши не успели ни эвакуировать этот завод, ни взорвать его). Изделие им очень понравилось, тем более, что на тот период вермахт не имел на вооружении 120 мм миномётов. Справедливо рассудив, что нечего искать от добра добра, и изобретать что-то своё, они всю войну клепали аналогичные миномёты (с незначительными изменениями).

Разумеется, это был технический плагиат с их стороны, но всякие патенты и авторские права и в мирное-то время вещь довольно условная, что уж говорить про войну! Кстати, знаменитый немецкий фаустпатрон является переделанной американской базукой, которую фрицы захватили в Северной Африке. Но крали не только немцы: другие страны тоже слямзили у немцев немало образцов вооружения, так что «обижаться» смешно.

В нашем музейном образце колёсная тележка – советская, подлинная, мы привезли её из Печорского района. Как говорится, «чердачного хранения», потому и сохранилась в почти идеальном состоянии. (Её использовали в домашнем хозяйстве).
Ствол – немецкий, из Пушкиногорского района. Плита тоже немецкая, мы достали её лет семь назад, из одного мочила в нашем районе. (Ею придавливали снопы льна при замачивании). «Ноги» — немецкие, нам их подарили в Пыталовском районе.

Всё прочее — горизонтирующий механизм, амортизаторы, ящик для ЗиПа – предстояло сделать самим.

Первым делом мы взялись за ствол. Он был кривой, изогнутый, и побитый осколками (видно, побывал в бою, либо просто его положили в подрывную яму). Выправить кривизну было свыше наших сил. Поэтому стали просто вытаскивать из ствола всякую дрянь – песок, сено, гравий. В самом низу, в казённой части, оказался забит не то кирпич, не то просто булыжник, и, кажется, залит цементом. Извлечь его было невозможно, да и не нужно – это всё же будет не боевой миномёт, а реконструкционный (на реконструкцию боевое оружие не допускается).

Впрочем, стрелять по настоящему этот миномет не смог бы в любом случае: из-за кривизны ствола туда не пролезла бы никакая мина, а от осколков на внутренней стороне образовались бугры величиной с грецкий орех.

02
Самым простым делом было изготовить ящик для ЗиПа: «болгарской» нарезать металл и сварить. Плита она и есть плита – в ней ломаться нечему. С «ногами» пришлось повозиться, особенно «закис» подъёмный механизм. Пришлось его разобрать, перебрать шестерни, настроить по иному, смазать и снова собрать, причем заработал он не с первой попытки.

Изготовить точную копию горизонтирующего механизма и амортизаторов, не имея станков, было невозможно. Поэтому мы, используя «болгарку», сварку, дрель и напильники, сделали грубую имитацию. Про прицел было смешно и думать.

03
Потом все покрасили в желтый немецкий цвет. (Во время реконструкции миномёт будет на вооружении немецкой стороны). Почему у немцев был такой цвет? А кто их знает. Может, разворовали всю зеленую краску, вот и красили тем, что осталось. Из-за этого цвета в СССР даже возникла легенда, будто бы на Восточный фронт (особенно под Москву, в Сталинград) немцы свозили технику аж из Северной Африки. Разумеется, это только лишь легенда. (То вооружение, что попадало в Северную Африку, там и пропадало. Корпус Роммеля был, практически, в блокаде, немцам не хватало всего. Англичане топили три немецких конвоя из четырёх, так что покинуть это гиблое место было очень сложно. Лишь немецкая авиация смогла улететь оттуда, когда Африканский корпус капитулировал).

В общем, мы собрали миномёт, прицепили его к уазику, и на малой скорости потащили за 35 верст, на линию Сталина. По пути делали остановки: надо же проверить, как «самочувствие» изделия. Но все прошло хорошо. Смазанные колёса не нагревались, плита не сползала, правда, «ноги» немного ёрзали из-за кривизны ствола. Да, и все лопаты-кирки-ломы мы везли в уазике. Крепления на самом миномёте были явно непригодны для этого: мы поняли это, как только укрепили инструмент на них. На военных фотографиях, кстати, та же картина – миномет там всегда без этой обвески.

04
05
06
07
08
Да, и ещё один «шкурный» вопрос: откуда деньги на реставрацию? Денег на реставрацию нет. Не предусмотрены они никакими музейными расходными статьями. Выкручивается, как можем: один из дому напильники принесёт (хорошие, советские, так как магазинными нынешними работать невозможно), у другого в чулане немного засохшей краски осталось, третий куски железа найдёт. Ну и из своих зарплат приходится понемногу отстёгивать, что поделать. Летом бы съездили в поле, накопали металлолом, сдали, но сейчас зима, снег, мороз, земля промерзла. (Как говорится, пришла зима, помойка замерзла).

Вы спросите: а зачем так уродоваться, вам же за это зарплату не прибавят. Сидели бы вы, убогие бюджетники, на пятой точке ровно, ничего не делали, только злобствовали. Ну, некоторые так и поступают, только это уж очень поганое занятие. От злости жизнь укорачивается. И ничего это не изменит, кроме отношения окружающих.

Были в нашей стране и военный коммунизм, и рыночный либерализм: ничего, выжили, и даже работу не прекращали в таких-то условиях. Нынешние времена не сложнее тех. Пережили упадок, переживём и «процветание».

(Я, когда прохожу мимо завода, на котором раньше работал, всегда гляжу на елки, посаженные в самые паскудные времена, когда зарплату платить перестали. И вспоминаю добрым словом тех, кто их сажал. А кто только злобствовал и проклинал Ельцина, тех и вспомнить нечем).

(Продолжение следует)

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Миномёт едет на линию"

#1 Comment By Синийкопатель On Февраль 3, 2019 @ 4:52 пп

Да, с конца 1942 года немцы всю технику красили в dunkelgelb (темно-желтый) базовый цвет.По технологии сначала шла окраска красным (кирпичного цвета) стандартным грунтом, поверх него уже основной dunkelgelb. Я поднимал плиту от 81мм.миномета в таком цвете. Ну и ещё кучу немецкого добра по 44 году