- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Самый жаркий день

SAM_7792В этом году традиционная реконструкция на линии Сталина состоялась позже обычного, 29 июля. Планировалась на середину месяца, но в стране случился чемпионат мира по футболу, так что сами понимаете. По этой же причине участников реконструкции приехало немного меньше, чем ожидалось. Но в целом мероприятие удалось.

Всё было, как обычно. Реконструкторы прибывали заранее и становились лагерем в отведенном им месте. Трава там была заранее скошена, вода и дрова доставлены. Переночевав в палатках, утром они стали готовиться к действию.

Первым делом – строевой смотр, с целью устранения недостатков формы одежды (если таковые обнаружатся), и проверки документов на оружие. Не удивляйтесь, что в строю лица в гражданской одежде – они изображают беженцев, и к тому же, одеть их в соответствии с показываемой эпохой не менее сложно, чем военных. Было также несколько «фрау»: ну они, ясное дело, в «бою» не участвовали.

В назначенный час зрители стали подтягиваться к ограждённому полю. Жара стояла неимоверная, и на всякий случай в кустах и в «развалинах» мы спрятали канистры с водой – вдруг кому из реконструкторов или зрителей станет плохо.

Должен сказать, что в этот раз не было никаких проблем со стоянкой автомобилей. Великолепно сработали волонтёры: обычные парни и девушки направляли поток автомашин на стоянки, так что никто не зрителей не оставлял машину возле Захаркино, и не тащился пешком по жаре за несколько километров. Стоянок, кстати, и в прошлые года хватало с избытком, не хватало только грамотной дорожной службы.

По сценарию разыгрывался июль 1941 года. Наши артиллеристы (пушка – ЗИС-2) стоят возле недостроенной деревенской избы, ждут немцев. К ним подъезжают две машины, полуторка и ЗиС, подвозят пехоту. Пехотинцы занимают позиции в окопах и возле недостроенной избы.

Раздаётся треск мотоциклетного мотора, и выезжает немецкая разведка. Наши замаскировались, залегли и не подают признаков жизни. Покрутив головами по сторонам и постреляв для острастки из автомата и пулемёта, немцы разворачиваются и едут назад, сообщить, что путь свободен.

Едва они уезжают, как снова прибывают две наших автомашины – на этот раз они подвезли энкаведешников. Войска НКВД не только охраняли тыл – они ещё и воевали на передовой, и ничуть не хуже, а иногда и получше Красной Армии. Немцы это почувствовали на своей шкуре и оставили соответствующие мемуары. В общем, энкаведешники занимают позиции возле дота, на склоне холма. Их легко отличить по синим фуражкам.

Едва заняли позиции – из лесу вываливается мелкая группа немцев. В июле 1941 года шла маневренная война, линия фронта была колеблющаяся, и зачастую походила на слоёный пирог, где наши части двигались вперемежку с немецкими. Немцы не ожидали встретить сопротивление, и попали под огонь. Тут же в воздух взмывает ракета – внимание, в этом месте закрепились русские!

После непродолжительного боя фрицы ретируются в лес, и тут по дороге снова едет автомашина. Везёт раненых, гражданских беженцев из Латвии. За ней тянется колона отступающей пехоты. Энкаведешники проверяют документы, после чего гражданские уходят за дот, а солдаты усиливают оборону.

И вот тут фрицы наступают всерьёз. По дороге выезжают мотоциклы, выкатывают короткоствольную 75-мм пушку-гаубицу (была такая на вооружении пехотных частей вермахта). Фрицы наступают с двух направлений, вдоль дороги и со стороны леса. Начинается артиллерийская дуэль: пушки перебрасываются снарядами. Взрывы, дым, пальба.

Постепенно немцы оттесняют наших с фланга. Уцелевшие бойцы сгруппируются возле избы. Вот уже наша пушка подбита, а бойцы бросаются в последнюю контратаку. Все они погибают, лишь несколько человек бежит к доту.

Энкаведешники ведут огонь по немцам, которые их атакуют. Но немцы подползают всё ближе, кидаются гранатами, врываются в траншеи, и начинается ближний бой. Наши гибнут, а фрицы тащат огнемёт, чтобы выжечь последних советских бойцов из дота. ( Мне этот момент было плохо видно). Видя, что терять уже нечего, наши кидаются в последнюю атаку, и все гибнут. Немцы победили, и путь на Остров им открыт.

Увы, так тогда и было. И не вина тех людей, что в 1941 году немцы нас побеждали. Но даже недостроенная линия Сталина на нашем участке задержала немецкую 6-ю танковую дивизию почти на сутки. Двое суток шли бои за Остров. График «Барбароссы» трещал по всем швам – в одном месте не уложатся в график на день, в другом – на неделю. И так до самой зима 1941 года, пока под Москвой и Ленинградом «Барбаросса» не издохла окончательно.

Мы только недавно узнали (из немецких источников), что один дот на нашем участке трое суток вёл бой в полном окружении. И лишь когда немецкий танк подобрался вплотную и расстрелял амбразуры из пушки, всё было кончено…

Когда реконструкция завершилась, большинство зрителей сразу пошли к машинам – жара стояла далеко за тридцать. Меньшинство вышло на поле, фотографироваться с реконструкторами. Всё прошло хорошо, никто не помер на поле, и никто даже не упал в обморок, хотя многие были близки к этому.

Немного отдышавшись, мы погнали наш ЗИС в ангар. Потом притащили пушку. Несмотря на то, что на территории музейного комплекса расположилась военная агитбригада с «зушкой», БТР-80 (связистов), установка «Град» и полевая кухня, кормившая всех желающих, зрители быстро разъезжались по домам, и вскоре линия опустела. Военные быстро собрались и тоже уехали. Мы собрали мусор, закрыли ангары. Машины реконструкторов покидали линию одна за другой.

До следующего года!

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Самый жаркий день"

#1 Comment By Ангелина On Август 15, 2018 @ 12:07 пп

А на следующий год, надеюсь, наши победят… А то как-то больно грустно…