- Другой Псков - http://nbp-pskov.com -

Русский мороз

Ну и морозы завернули под конец зимы! Ночью в городе за двадцать градусов, а в чистом поле под тридцать. Дни стоят почти безветренные, тихие, солнечные. По небу плывут облака, но легкие, из которых иногда сыплется легкий снежок. Посыплет, и перестанет, и снова над головой сияет ярчайшее зимнее солнце. Мороз и солнце, день чудесный!
Куда мы поедем, в эти дни, если уж выдалась такая возможность? Разумеется, в Печоры.
Городок этот расположен у самого края России, рядом с эстонской границей. В двадцатом веке он даже принадлежал Эстонии двадцать лет, с 1920 по 1940 гг. Но это был единственный случай в бурной истории Печорского края.
Сам по себе городок Печоры красив, так как расположен на поросших сосновым лесом холмах, невелик. В нём есть несколько зданий, представляющих историческую ценность, но известен он не ими, а Свято-Успенским Псково-Печорским монастырём.
Монастырь этот хоть и не самый древний в Псковском крае (есть куда древнее), но самый известный, и самый, если можно так выразиться, «главный». Почему? А вот сейчас сами увидите. Хотя фотоснимки дают лишь слабое представление об окружающей действительности, я думаю, хватит даже этого.
Первые сведения о том, что это место не простое, стали появляться с 1392 года, когда изборские крестьяне, отец и сын Селиши, услышали из-под земли божественное пение. Они приняли это за наваждение от лукавого, и бежали отсюда. Слухи об этом невероятном месте широко распространились, и окрестные крестьяне старались здесь не появляться.
Начало становления Печорского монастыря, таким образом, окутано тайной. Впоследствии другие крестьяне заготавливали здесь дрова. Одно дерево упало так, что провалилось сквозь землю, и открылся вход в подземные пещеры. В них стали селиться те, кто искал спасения и уединения. Монах Марк был первым, чьё имя осталось в истории, но несомненно, что были и другие, до него. По некоторым сведениям, сюда же приходили из Киева монахи тамошнего Печерского монастыря, спасаясь от татар. (После принятия Золотой Ордой ислама (при хане Узбеке) татарское иго усилилось в разы, а былая ордынская веротерпимость исчезла). Очень вероятно, что они первые обнаружили здешние пещеры, и это их пение услышали отец и сын Селиши.
Год 1473 является годом официального открытия Псково-Печорского монастыря. Тогда была освящена первая пещерная церковь на Святой горе, и по древней, идущей из Киева традиции, посвящена Успению Божьей Матери. Основателем монастыря называют священника Иону, родом москвича, бежавшего из Тарту от притеснений немцев-католиков.
Преемники Ионы расширили монастырь и построили деревянные здания на горе. Но вскоре ливонцы разорили монастырь и разорили пещерный храм Успения. Монастырь после этого почти заглох, жизнь тут еле теплилась.
Монастырь восстал из пепла и воспрянул духом при московском владычестве. Как известно, в 1510 году были ликвидированы последние остатки псковской самостийности. Кто-то из псковичей плакал по этому поводу (и плачет по сей день), а кто-то радовался. Но поглядите на Псков – почти все церкви, почти все башни, составляющие его историческое наследие, построены после присоединения к Москве. Выходит, Москва не только грабила, но и кормила, причем кормила неплохо?
Так и с Печорами. Вскоре после присоединения сюда был направлен дьяк Мисюрь Мунехин. Дьяк имел большие полномочия по оборонному строительству. При нём и были построены каменные стены вокруг монастыря, а сам Мунехин за свои труды на благо Псковщины после смерти был погребен в здешних пещерах – первый из мирян.
Итак, в год 1565 вокруг монастыря выросли каменные стены и башни. Здешним игуменом тогда был преподобный Корнилий, об этом человеке мы ещё поговорим.
А пока поглядим на монастырь снаружи. С чего начнём осмотр? С Тайловской башни.
018
Раньше она выглядела повыше, имела четыре ряда бойниц. Но с 1701 года рядом с ней выросли земляные укрепления, ров и вал. В ту пору, после страшного поражения под Нарвой, царь Пётр усиленно укреплял Псков и Печоры, ежеминутно ожидая здесь шведскую армию. (Сам брал лопату и копал, подавая пример). К тому времени выросла мощь артиллерии, и старые каменные стены уже не были надёжной защитой. Необходимо было их укрепить землёй, и потому всё трудоспособное население было мобилизовано на оборонительные работы. Работы эти значительно изменили ландшафт, но своей цели достигли: когда в 1703 году к стенам подошел шведский отряд, защитники монастыря во главе с воеводой Иваном Назимовым его разгромили. Это была последняя осада Печор. По Ништадтскому миру 1721 года границы России отодвинулись на запад.
Далее обычно туристов ведут влево, но мы пойдем вправо, и осмотрим южную сторону монастыря. На снимке в центре – башня Верхних решеток, самая высокая в крепости. Через неё протекает ручей Каменец, а чтобы через него не забрались враги, внутри башни стоят решетки. (Отсюда и название башни). Как правило, противник, осаждавший монастырь, убедившись в невозможности пролезть под башню, кидал в ручей всякую дохлятину, надеясь вызвать эпидемию среди оборонявшихся. Применял, так сказать, биологическое оружие. Но воду в монастыре брали не из ручья, а из колодца (сейчас их два), так что этот номер не проходил.
014
015
016
Я думаю, читатель без труда отличит башню Верхних решеток – под ней хорошо виден ручей Каменец. А через стены золотятся на морозе купола Успенского собора.
017
Как видно на снимках, крепость расположена не по правилам, не на вершине, а в низине. Перенести монастырь было невозможно, и пришлось сделать невиданное дело: укрепить низинное место так, что лишь однажды враг сумел преодолеть эти стены. Перед зодчим стояла очень трудная задача… которая была успешно решена, и даже низины и неровности местности были использованы для укрепления монастыря. «И невозможное возможно…»
Пойдём дальше. Следующая башня – Тарарыгинская. Она тоже квадратная. На снимке она на переднем плане.
01
За ней стена поворачивает, рядом пролегает дорога. На правой стороне дорогие – монастырские поля, где летом братия выращивает себе овощи на пропитание. А слева мы видим Изборскую башню.
02 04
Изборск гораздо древнее Печор, да и сами Печоры возникли как поселение возле монастыря, заселенное в основном изборянами. Так что название башни не случайное. И, разумеется, рядом с башней – остатки петровских земляных укреплений.
За башней Изборской расположена башня Благовещенская, а за ней стена снова поворачивает и спускается в низину.
05
Давайте на минутку прервём рассказ и просто полюбуемся видами, которые открываются с этой стороны.
06
07
08
09
010
011
012
013
Мороз выбелил ветки деревьев, усыпал белейшим снегом петровские бастионы, и кажется, что золотой купол Михайловской церкви вырастает прямо из земли, и устремляется к синему-пресинему, ясному небу…
А теперь вернёмся к Тайловской башне, и продолжим рассказ.
019
Теперь мы пойдём влево от неё, обычным туристическим маршрутом. Как мы видим, стена в этом месте оштукатурена и побелена. На снимке – Михайловская церковь. Она была построена в 1827 году, в память о войне 1812 года. Точнее – в память о победе корпуса Витгенштейна над французами под Полоцком. Корпус Витгенштейна, как известно, прикрывал петербургское направление, и со своей задачей справился, хотя, конечно, главные сражения той войны произошли на московском направлении. Помимо регулярной армии, в корпусе были псковские, изборские и печорские ополченцы. Они собрали тридцать тысяч рублей на постройку Михайловской церкви, чтобы отблагодарить Бога за спасение России. (Может, теперь понятно, почему в ту пору границы России расширялись?)
Михайловская церковь – единственное здание монастыря, имеющее выход за его стены. Оно и понятно – в 19-м веке крепость уже утратила оборонное значение.
020
021
Далее на снимке вы видите Петровскую башню – ныне через неё проходит главный вход в монастырь. Названа она в честь царя Петра, который, сознавая оборонное значение Печор, повелел украсить её крестом и государственным гербом России. Но мы пока не пойдём внутрь, а продолжим обходить стены.
Да, на том же снимке вы видите очертания Тюремной башни, скрытые за березой. Что поделать, при многих монастырях были свои тюрьмы.
022
Пройдя мимо Петровской башни, мы выходим к книжному магазину. Магазин предлагает весьма обширный выбор духовной литературы. Перед входом туда стоит памятник игумену Корнилию. Этот человек происходил из знатной псковской семьи, но в юности ушел в монастырь, и вскоре стал его игуменом. И продолжалось его игуменство свыше сорока лет. Совместно с Мисюрем Мунехиным он возводил стены вокруг монастыря, строил церкви, проводил большую просветительскую работу среди местных эстонцев (немцы, судя по всему, не очень-то спешили их крестить, хотя прикрывали своё завоевание Прибалтики миссионерскими целями). Им написана история Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря, и много иных работ. Он был одним из культурнейших людей 16-го века.
К сожалению, его земной путь был оборван при трагических обстоятельствах. В 1570 году в монастырь пожаловал сам Иван Грозный. Этой нервной, противоречивой натуре везде мерещились изменники, и только казнив пару-тройку мнимых и потенциальных предателей, царь обретал душевный покой (временный).
По обычаю, преподобный Корнилий встречал царя с хлебом-солью. Но Грозный психанул на ровном месте, и сам зарубил игумена. Впрочем, моментально раскаялся, ужаснулся содеянному, и лично на руках отнес труп игумена к Успенскому собору. Та дорога, по которой он шел, с тех пор называется Кровавый путь. Вокруг неё летом цветут алые цветы.
А причины царского гнева таковы. Дело в том, что тогда его сильно донимал своими письмами князь Курбский, бежавший из России. Не имея возможности покарать его, царь вымещал злость на подданных. К тому же Курбский реально старался мутить воду в стране, и писал письма многим знатным людям. Написал он и Корнилию. Неизвестно, ответил ли Корнилий, скорее всего, нет, но факт получения им письма стал известен Грозному. Благодаря вмешательству юродивого Николы Салоса у него не получилось повторить новгородский погром во Пскове, и царь от этого был не в духе. Он посмотрел на мощные стены, и решил, что они построены против русских войск, что Корнилий задумал отделиться от России. (Интересно, как бы он это сделал, имея в самой крепости московский гарнизон? Но царя не интересовали подобные мелочи).
Впрочем, психу угодить невозможно: если бы стены были хлипкими и тонкими, царь бы решил, что это сделано специально и тоже в целях измены. Грозного могла удержать в каких-то рамках лишь религия (и то временно), поэтому царь ужаснулся убийству Корнилия, раскаялся, и даже пожертвовал что-то монастырю. Ну, а памятник это современный, поставлен несколько лет назад.
023
И ещё один памятник той эпохе стоит неподалёку от этого места. Точнее, стоял до прошлого года. Это был домик стрельца. Иван Грозный направил на усиление гарнизона московских стрельцов, которые обосновались близ монастыря и построили тут свои избы. Одна такая изба сохранилась до наших дней. На ней висела табличка «Охраняется государством». Туристы приходили в неизменный восторг и старались потрогать руками бревна середины 16-го века, ощутить себя причастными ко временам Ивана Грозного.
Но последний хозяин этой избы помер, после его смерти в избе стали собираться бомжи, и, понятное дело, вскоре изба сгорела. По иронии судьбы, осталась одна табличка: «Охраняется государством»…
От памятника преподобному пойдем дальше, на смотровую площадку, куда водят туристов. Все пришли? Поглядите направо – вы видите Никольскую башню. Это очень интересное строение, она совмещена с Никольской церковью (в народе – «церковь Николы Ратного). Через неё раньше был главный вход в крепость. Сам церковь – надвратная, то есть, расположена над входными воротами, имеет общую крышу с башней и звонницу с редкими колоколами. Построены они в 1565 году, по древним псковским образцам, и с тех пор почти не менялись.
024
Посмотрите прямо – перед вами башня Нижних решеток. Через неё протекает ручей Каменец. А также отсюда наблюдается открыточный вид на Успенский собор, виден почти весь монастырь. Летом, конечно, очень красиво, но и зимой хорошо, нет листвы, заслоняющей строения.
025
026
Развернёмся, и пойдём обратно, ведь мы даже не входили в сам монастырь. Перед нами снова крупным планом Никольская башня, виден типичный псковский орнамент на её стенах. Об этой башне и об этой церкви мы ещё поговорим, а пока оглянитесь назад, и оцените рельеф местности, и трудности, которые успешно были решены при строительстве крепостных стен. И кто после этого скажет, что предки были глупее нас?
027
028
Но мы уже подошли к Петровской башне. Вступая на территорию Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря, снимите головные уборы!
(Продолжение следует)